Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2011 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего Шабаевой Е.И.,
При секретаре Шумаковой С.Ю.,
С участием прокурора Гуляевой Е.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куленюка Владимира Денисовича о признании Постановления Правительства Самарской области № 481 от 06.10.2010 г. противоречащим закону в части, касающейся исключения из обращения в городах Самаре и Тольятти единого социального проездного билета, используемого при льготном проезде в общественном транспорте отдельными категориями граждан,
У С Т А Н О В И Л :
Куленюк В.Д. обратился в Самарский областной суд с заявлением о
признании Постановления Правительства Самарской области № 481 от 06.10.2010 г. противоречащим закону в части, касающейся исключения из обращения в городах Самаре и Тольятти единого социального проездного билета, используемого при льготном проезде в общественном транспорте отдельными категориями граждан. Свои требования заявитель обосновывает следующим.
В соответствии с абзацем девятым пункта 1 Постановления Правительства Самарской области от 02.02.2005 № 15 (Приложение 2) до 01.01.2011г. он мог реализовать предоставленное ему п.п. 4 п. 2 ст.22 Федерального закона «О ветеранах» (в ред. до 31.12.2004) право, как ветерану военной службы, достигшему шестидесятилетнего возраста, право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта в любом городе, независимо от места своего жительства, с помощью единого социального проездного билета (ЕСПБ), приобретённого на ежемесячную денежную выплату, установленную пунктом пятым части 1 ст.4 Закона Самарской области от 28.12.2004г. N 168-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц. признанных пострадавшими от политических репрессий».
Вместе с тем, п. 2.1 названного Постановления предусматривал, что наряду с ЕСПБ ежемесячная оплата проезда на городском и внутрирайонном транспорте общего пользования на территории Самарской области может осуществляться и с использованием социальной карты жителя Самарской области.
Однако, Постановлением Правительства Самарской области № 481 от 06.10.2010г. (Приложение 4) редакция п. 2.1 Постановления Правительства Самарской области от 02.02.2005г. № 15, была изменена таким образом, что с 01.01.2011г. применение ЕСПБ для оплаты проезда в городах Самаре и Тольятти было исключено вообще, а оплату проезда в этих городах было предписано осуществлять исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения к ней через вновь создаваемую сеть пунктов пополнения этого приложения к карте.
В связи с изложенным, заявитель считает, что исключение ЕСПБ в городах Самаре и Тольятти из обращения нарушает его конституционные права, поскольку лишение только жителей городов Самары и Тольятти, к которым относится и он, права пользования ЕСПБ, в то время как все остальные жители Самарской области при реализации своего права льготного проезда в общественном транспорте этим ЕСПБ пользуются, противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав человека и гражданина, по сравнению с другими гражданами, независимо от места его жительства. А кроме этого, создаёт дополнительные трудности при реализации права льготного проезда как жителям Самары и Тольятти, активировавшим социальную карту в этих городах и оказавшимся по воле случая в зоне действия ЕСПБ, так и жителям области, прибывшими в Самару или Тольятти из зоны действия ЕСПБ, так как первым при возникновении необходимости активирования транспортного приложения к социальной карте за пределами своего родного города придётся возвращаться для активирования карты обратно в город, а вторым, для подтверждения своего права на проезд в городах Самаре или Тольятти, придётся предъявлять кондуктору, кроме ЕСПБ и пенсионного удостоверения, также и свой паспорт в качестве доказательства того, что он не является жителем Самары или Тольятти, а прописан в зоне действия ЕСПБ.
Кроме этого, считает, что введение оплаты услуг по льготному проезду исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства. Считает, что система электронной оплаты услуг по перевозке льготных категорий граждан должна быть совмещена с использованием прежней системы оплаты этих услуг с помощью ЕСПБ, в таком случае потребитель был вправе сам выбирать для себя наиболее подходящий и удобный способ оплаты. Фактически, для получения услуг по льготному проезду он обязан приобрести, пусть и бесплатно, социальную карту, что является нарушением п.2 ст.16 ФЗ «О защите прав потребителей».
На основании изложенного, заявитель просит Постановление Правительства Самарской области от 06.10.2010г. № 481 «О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005г. № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан» признать недействующим в той его части, в которой это Постановление признаёт недействующим в городских округах Самара и Тольятти единый социальный проездной билет на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил свои требования и просил суд в пункт 1 Постановления Правительства Самарской области № 481 от 06.10.2010 г. внести следующие изменения:
Абзац 4 изложить в следующей редакции:
«2.1. Установить, что с 1 июля 2008 года ежемесячная оплата проезда на городском и внутрирайонном транспорте общего пользования на территории Самарской области отдельными категориям граждан, указанными в настоящем Постановлении, может осуществляться с использованием социальной карты жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения карты через сеть пунктов пополнения по установленной для единого социального проездного билета стоимости в размере, не превышающем 270 рублей»;
Абзац 5 изложить в следующей редакции;
«дополнить пунктом 2.2 следующего содержания:»;
Абзац 6 исключить;
Абзац 7 исключить;
Абзац 8 изложить в следующей редакции:
«2.2. Рекомендовать администрации городского округа Самара (Тархову) в мэрии городского округа Тольятти (Пушкову) расширить сеть пунктов пополнения транспортного приложения социальной карты жителя Самарской области для зачисления денежных средств за проезд на транспорте общего пользования»;
Абзац 9 исключить;
Абзац 10 исключить».
В судебном заседании Куленюк В.Д. поддержал свои требования по изложенным выше основаниям.
Представители Правительства Самарской области Попов С.С., Платонова Н.Б., Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Гаврилин С.А., считают, что оснований к удовлетворению требований заявителя не имеется.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, считает, что законных оснований для удовлетворения заявленных Куленюк В.Д. требований, не имеется, по следующим основаниям.
Согласно действующей до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от
22.08.2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", редакции статьи 22 Федерального Закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», ветеранам труда предоставлялись льготы, в том числе в виде бесплатного проезда ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ.
После вступления в законную силу Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г. редакция указанной выше нормы была изменена, на территории Российской Федерации была произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.
Согласно ст.22 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. ( в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г.) «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
При этом ст. 22 Закона "О ветеранах" не содержит предписаний на то, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами РФ, и не определяет форму, вид либо порядок предоставления льгот.
Таким образом, субъект РФ был вправе самостоятельно урегулировать данный вопрос и отразить свою позицию в соответствующем законе.
В целях реализации положений указанного Федерального закона, Самарской Губернской Думой был принят Закона Самарской области № 169-ГД от 28.12.2004г. «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны – тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».
Данный Закон Самарской области устанавливает меры социальной поддержки указанной категории граждан, в том числе ветеранов труда - в виде конкретной денежной выплаты, предусмотренной п.5 ч.1 ст.4.
В указанном Законе механизм реализации предоставления мер социальной поддержки не предусмотрен.
В соответствии со ст.26.3 ФЗ № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ отнесено решение вопроса по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, ветеранов труда и других лиц.
В соответствии со ст.59, 82, 86 Устава Самарской области Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти, осуществляет все полномочия органов государственной власти субъекта РФ, предусмотренные федеральным законодательством, за исключением отнесенных к полномочиям Самарской Губернской Думы, Губернатора, Министерств и иных органов исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании, сумма компенсации определенная ст.4 Закона Самарской области № 160-ГД (которая неоднократно изменялась путем внесения изменений в Закон), и это является очевидным фактом, не покрывает реальных расходов льготников, в данном случае по проезду в общественном транспорте. Как пояснил представитель заинтересованного лица в судебном заседании, данная сумма является условной, выведенной на основании статистических данных.
Несмотря на то, что в Самарском законе в качестве меры социальной поддержки ветеранов труда предусмотрена определенная указанная денежная компенсация, предписания Федерального закона № 122-ФЗ о том, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, в Самарской области выполняются.
Так, в целях обеспечения в области единого подхода к решению проблемы обслуживания общественным транспортом отдельных категорий граждан и пенсионеров Правительством Самарской области было принято постановление № 15 от 02.02.2005г.
"Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
В данном Постановлении Правительством Самарской области был определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области. Наряду с этим, рекомендовано органам местного самоуправления сохранить бесплатный проезд всех категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральному и областному законодательству.
Из пояснений сторон в судебном заседании усматривается, что бесплатный проезд гражданам, имеющим право на льготы, в том числе ветеранам труда, каковым является заявитель, в области сохранен.
Постановлением № 15 для отдельных категорий граждан была установлена стоимость единого социального проездного билета (ЕСПБ), на момент принятия – 210 руб., с 01 августа 2007г – 270 руб.. Реализация данного единого специального проездного билета осуществлялась УФПС Самарской области – филиал ФГУП «Почта России». При этом отдельные категории граждан вправе были получить ЕСПБ либо денежные средства в размере его стоимости.
Впоследствии, Постановлением Правительства Самарской области № 226 от 20.06.2008г., Постановление № 15 было дополнено п.2.1 следующего содержания:
«2.1. Установить, что с 1 июля 2008 года ежемесячная оплата проезда на городском и внутрирайонном транспорте общего пользования на территории Самарской области для отдельных категорий граждан, указанных в настоящем постановлении может осуществляться с использованием социальной карты жителя Самарской области и не превышает размера стоимости единого социального проездного билета, установленного пунктами 1 и 2 настоящего Постановления».
На территории Самарской области в соответствии с постановлением Правительства Самарской области № 31 от 29.03.2007г. «Об утверждении Положения о социальной карте жителя Самарской области» началось осуществляться внедрение указанной социальной карты жителя Самарской области, в целях совершенствования адресного взаимодействия органов власти и населения, организации социальных выплат, предоставления социально ориентированных услуг для населения Самарской области.
Оспариваемым заявителем Постановлением Правительства Самарской области № 481 от 06.10.2010г. «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005г. № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан» в целях совершенствования контроля за деятельностью транспортных организаций по перевозке пассажиров городским транспортом общего пользования, введения системы оплаты проезда с использованием социальной карты и создания единой информационной базы транспортных услуг, были внесены следующие изменения в Постановление № 15:
Пункт 2.1 изложить в следующей редакции:
«2.1. Установить, что с 1 июля 2008 года ежемесячная оплата проезда на городском и внутрирайонном транспорте общего пользования на территории Самарской области отдельными категориями граждан, указанными в настоящем Постановлении, может осуществляться с использованием социальной карты жителя Самарской области, за исключением случаев, устанавливаемых пунктом 2.2 настоящего Постановления, и не превышает размера стоимости единого социального проездного билета, установленного пунктами 1 и 2 настоящего Постановления»;
дополнить пунктами 2.2 и 2.3 следующего содержания:
«2.2. Установить, что с 1 января 2011 года в городских округах Самара и Тольятти оплата проезда на городском транспорте общего пользования отдельными категориями граждан, указанными в настоящем Постановлении, которые проживают на территории городских округов Самара и Тольятти, осуществляется исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения карты через сеть пунктов пополнения по установленной для единого социального проездного билета стоимости в размере, не превышающем 270 рублей.
В иных городских округах и муниципальных районах Самарской области оплата проезда отдельными категориями граждан, указанными в настоящем Постановлении, которые проживают на территории городских округов Самара и Тольятти, осуществляется по социальной карте жителя Самарской области при предъявлении чека, подтверждающего активацию транспортного приложения карты на соответствующий месяц.
2.3. Рекомендовать администрации городского округа Самара (Тархову) и мэрии городского округа Тольятти (Пушкову):
расширить сеть пунктов пополнения транспортного приложения социальной карты жителя Самарской области для зачисления денежных средств за проезд на транспорте общего пользования;
обеспечить проезд отдельных категорий граждан, указанных в настоящем Постановлении, проживающих на территории иных муниципальных образований Самарской области, по единым социальным проездным билетам на всех видах городского транспорта общего пользования на территории городских округов Самара и Тольятти при предъявлении документа, удостоверяющего личность».
Из пояснений заинтересованных лиц по делу усматривается, что на территории Самарской области социальная карта жителя вводится поэтапно, в итоге она будет введена на территории всей области. С ее введением не умаляются права льготников. С помощью данной социальной карты конкретизируются и более четко выстраиваются отношения между транспортными организациями, которые непосредственно предоставляют проезд льготникам, и бюджетом, который впоследствии эти расходы транспортникам возмещает. Фактически социальная карта – это механизм для учета транспортных организаций их расходов, которые они потом предъявляют бюджету. Поскольку каждая бесплатная поезда по карте учитывается с помощью электронного устройства.
Доводы заявителя о незаконности Постановления Правительства Самарской области № 481 сводятся к тому, что он не согласен с формой предоставления льготы (меры социальной поддержки ), которая определена данным Постановлением для жителей городских округов Самара и Тольятти – а именно с использованием социальной карты, он считает данную форму менее удобной по сравнению с действующей ранее - в виде единого социального проездного билета.
Однако суд не может согласиться с его доводами, поскольку, учитывая изложенное выше законодательство, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, каковым является Правительство Самарской области, в пределах своей компетенции определил формы и механизм предоставления мер социальной поддержки. Действующее законодательство не обязывает в данном случае органы государственной власти субъекта РФ обеспечить предоставление льгот в какой-либо определенной форме.
Постановление Правительства Самарской области № 481 не отменяет, не уменьшает размер и объем предоставляющихся мер социальной поддержки, т.е. в результате принятия данного Постановления заявитель не был лишен права на меры социальной поддержки, что не оспаривалось самим заявителем.
Поскольку оспариваемое Постановление № 481 было принято Правительством Самарской области в пределах полномочий, определенных действующим законодательством, при этом оно не содержит положений, противоречащих нормам федерального законодательства, не исключает возможности заявителя на получение самой льготы, установленной законом, оснований для признания его недействующим не имеется.
Указанные доводы заявителя не могут являться основанием к удовлетворению его заявления, так как в соответствии с действующим федеральным законодательством разрешение данных вопросов отнесено к полномочиям субъектов РФ, которые вправе самостоятельно определить порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, финансируемых из средств соответствующего бюджета.
Оспариваемое Постановление № 481 не отменяет установленные законом меры социальной поддержки.
Доводы заявителя о нарушении Постановлением № 481 его права как потребителя – на самостоятельный выбор услуги, предусмотренного ФЗ «О защите прав потребителей», а также о нарушении антимонопольного законодательства, не могут быть приняты во внимание, поскольку перечисленное законодательство не применяется при регулировании правоотношений, возникающих при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ «О ветеранах» и Самарским Законом № 169-ГД.
Являются несостоятельными и доводы заявителя об ограничении его права на свободу передвижения, поскольку является совершенно очевидным, что его право на свободы передвижения в результате изменения формы предоставления льготы на бесплатный проезд, нарушены быть не могут. Учитывая, что введение социальной карты жителя Самарской области ( в части ее транспортного приложения) предоставляет заявителю такое же право проезда на общественном транспорте как и единый социальный проездной билет, используемый ранее. При этом социальная карта получается один раз и ежемесячно должна пополняться определенной суммой, полученной им в соответствии с Законом Самарской области № 169-ГД, тогда как ранее применяемый единый социальный проездной билет необходимо было также получать ежемесячно в отделениях почтовой связи исключительно в определенный период и по месту своего жительства.
Данное обстоятельство также указывает на несостоятельность доводов заявителя о том, что ухудшается его положение тем, что по его предположению в случае выезда из г.Самары и не пополнения социальной карты к установленному сроку, он будет в такой ситуации лишен возможности пользоваться льготой, поскольку единый социальный проездной билет (сезонка) также действует только в течение указанного в нем месяца и приобретается в определенном месте, а не по личному усмотрению лица, имеющего право на льготу.
Не могут быть приняты во внимание и доводы заявителя о целесообразности предоставления льготы по бесплатному проезду в виде выдачи денежных средств ему как лицу, имеющему право на такую льготу, которые им будут расходоваться непосредственно по назначению. А также доводы о том, что ему должно быть предоставлено право выбора пользоваться социальной картой или единым социальным проездным билетом.
Поскольку, как указывалось выше, действующим законодательством определена мера в виде ежемесячной денежной компенсации (в т.ч. на бесплатный проезд в общественном транспорте), указанная льгота заявителю предоставляется, что им не оспаривалось, а право выбирать им по своему усмотрению форму и порядок получения данной льготы, действующим законодательством не предусмотрено.
Его довод о том, что применение при оплате проезда в общественном транспорте электронных устройств позволяет вести наблюдение за его перемещением является надуманным.
Кроме оснований, которые изложены выше, не подлежат удовлетворению требования об изложении пунктов оспариваемого Постановления в предложенной заявителем редакции также и по тому основанию, что суд не вправе обязывать в решении орган или должностное лицо внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать, поскольку ст. 22 Закона "О ветеранах" не содержит предписаний на то, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами РФ, в какой форме и в каком порядке они должны быть обеспечены. Таким образом, субъект РФ был вправе самостоятельно урегулировать данный вопрос.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Куленюку Владимиру Денисовичу о признании недействующим Постановления Правительства Самарской области от 06.10.2010 г. № 481 «О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005г. № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан» в части, в которой оно признает недействующим в городских округах Самара и Тольятти единый социальный проездной билет на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта для отдельных категорий граждан, и его дополнительных требованиях о внесении изменений в Постановление № 481 от 06.10.2010 года в изложенной им редакции - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней.
Председательствующий:
Определением кассационной инстанции по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 27.04.2011 года решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 27.04.2011 года.