Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 августа 2011 года Самарский областной суд в составе: председательствующего Шабаевой Е.И., при секретаре Беловой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области об оспаривании нормативного правового акта, У С Т А Н О В И Л А : Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании п.2.4.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также содержания воспитанников», утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области 14.07.2010 № 128-од, противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 14.07.2010 года в части слов : «отсутствие свободных мест в образовательном учреждении», свои требования прокурор обосновывает следующим. Названный Административный регламент разработан в целях реализации прав граждан на образование, повышение качества исполнения и доступности государственной услуги и определяет деятельность органов исполнительной власти Самарской области при осуществлении ими полномочий по организации и предоставлению государственной услуги на основании п.6.1 ч.1 ст.29 Закона РФ «Об образовании». Действующее законодательство гарантирует каждому гражданину право на образование. Основными принципами государственной политики в области образования является общедоступность образования и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. При этом гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения. В п.2.4.1 Административного регламента указано, что одним из оснований для отказа в предоставлении образовательным учреждением государственной услуги является отсутствие свободных мест. В соответствии с ч.5 ст.12 Закона РФ «Об образовании» деятельность государственных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Каждое из таких типовых положений определяет порядок направления и зачисления детей в образовательные учреждения соответствующего типа и при этом не предусматривает отказ в приеме в образовательное учреждение в случае отсутствия мест. Направление несовершеннолетнего в образовательное учреждение соответствующего типа является реализацией его права на образование. Ограничение в приеме в указанные учреждения из-за отсутствия мест в учреждении не предусмотрено федеральным законодательством. В связи с изложенным, прокурор полагает, что органы исполнительной власти субъекта не вправе были устанавливать указанное ограничение, поэтому в данной части регламент противоречит действующему законодательству. В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области Лобзинова О.Е. требования прокурора поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении. Представители заинтересованного лица – министерства образования и науки Самарской области Назмеева Г.Х и Мокрова С.А. требования, заявленные прокурором, не признали, считают их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 6.2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится организация общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 87 Устава Самарской области министерство образования и науки Самарской области входит в систему органов исполнительной власти и в соответствии с пунктом 2.2.1 Положения о министерстве образования и науки Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2006г. № 238 наделяется полномочиями, в том числе, и отнесенными к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации пунктом 6.2 части1 статьи 29 Закона «Об образовании». В соответствии со статьей 13 Федерального Закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регламенты разрабатываются органами, исполнительной власти, предоставляющими государственные услуги. В пункте 1.1 Административного регламента государственной услуги «Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также содержание воспитанников», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Самарской области от 14 июля 2010 года за № 128-од и который оспаривается в части прокурором, указано, что он разработан в целях реализации прав граждан на образование, повышение качества исполнения и доступности государственной услуги и определяет деятельность органов исполнительной власти Самарской области, государственных образовательных учреждений при осуществлении ими полномочий по организации и предоставлению государственной услуги на основании подпункта 6.2 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании». В соответствии со статьей 12 ФЗ "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. В силу указанной нормы деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Согласно статье 16 названного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Противоречие действующему законодательству оспариваемого пункта Административного регламента, предусматривающего основанием для отказа в предоставлении образовательным учреждением государственной услуги отсутствие свободных мест, прокурор усматривает в том, что действующие типовые положения об образовательных учреждениях такое основание к отказу в приеме в образовательное учреждение не предусматривают. Поскольку ограничение в приеме в указанные учреждения из-за отсутствия мест в учреждении не предусмотрено федеральным законодательством, органы исполнительной власти субъекта не вправе устанавливать указанное ограничение. Суд приходит к выводу, что с данными доводами нельзя согласиться, поскольку они не учитывают требования действующего законодательства, регулирующего деятельность образовательных учреждений. Как указывалось выше деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день Правительством утверждены и действуют типовые положения в отношении следующих видов учреждений: Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждено постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 676; Типовое положение об образовательной школе-интернате, утверждено постановлением Правительства от 26.06.1995 № 612; Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утверждено постановлением Правительства от 25.04.1995 № 420; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждено постановлением Правительства от 12.03.1997 № 288; Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утверждено постановлением Правительства от 28.08.1997 № 1117. Действительно, перечисленные типовые положения не содержат прямого указания на основание отказа в приеме в образовательное учреждение по причине отсутствия свободных мест, однако каждое из этих положений содержит строгое ограничение по количеству обучающихся и воспитанников в классах и группах, что прямо усматривается из текса положений. Кроме этого, названные типовые положения содержат указания и на то, что количество общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из потребности (численности). На обязательность соблюдения санитарных норм указывает также статья 1 Федерального закона № 52 – ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в которой говорится, что государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы являются нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Сам названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В настоящее время действует целый ряд санитарных правил и норм устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных учреждений, которые достаточно четко определяют и ограничивают количество обучающихся и воспитанников в каждом конкретном учреждении, определяют количественную вместимость некоторых учреждений, кроме того содержат требования по количеству площади на каждого пребывающего в учреждении и содержат указания на то, что количество обучающихся не должно превышать вместимости учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Что касается вновь построенных зданий, то и в данном случае санитарные правила устанавливают, что вместимость учреждений не должна превышать конкретное количество человек, в зависимости от вида и типа учреждения (Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, утв. Главным санитарным врачом СССР от 06.03.1986 № 4076-86; СП М2.4.990-00. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила» утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000; СанПиН 2.4.2.1178-02, введены в действие постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44). Ограниченное количество обучающихся (воспитанников) также обусловлено и наличием определенного количества персонала каждого учреждения. Правительством РФ 07.07.2011 года принято Постановление № 558 об утверждении Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные Требования также обязывают названные учреждения обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства РФ (п.1). В пункте 5 Требований указано, что количество помещений, их функциональное назначение и наполняемость определяется администрацией организации с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей развития детей, а также соблюдения санитарных норм и норм предельной наполняемости указанных помещений, установленных законодательством РФ. Кроме того, в соответствии с Правилами пожарной безопасности (вместе с «ППБ-101-89, Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений), утвержденными приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541, вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам (п.2.7.1). Является очевидным, что все перечисленные ограничения по возможному количеству одновременного нахождения детей в образовательном учреждении направлены на обеспечение надлежащей организации учебного процесса, оздоровительных мероприятий, а также обеспечение безопасности обучающихся (воспитанников), несоблюдение которых ведет к нарушению действующего законодательства. При указанных обстоятельствах, не усматривается противоречие оспариваемой нормы действующему законодательству, из системного толкования которого видно, что законодательством определен количественный состав обучающихся и воспитанников, который может принять конкретное учреждение и соответственно организовать образовательный процесс, поскольку в этом случае права учреждения ограничиваются перечисленными требованиями закона, который одновременно и накладывает на учреждение определенные обязанности, несоблюдение которых является грубым нарушением санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, что неминуемо ведет к административному наказанию как должностных лиц, так и образовательное учреждение, и более того создает угрозу жизни или здоровью находящихся в учреждении детей. Исходя из перечисленного выше действующего законодательства, обязанность обеспечить общедоступное обучение (воспитание), о которой говорит прокурор в своем заявлении, законом возложена на орган государственной власти субъекта РФ, а на конкретном учреждении лежит обязанность и при этом имеется право обеспечить обучение и воспитание лишь того количества детей, которое предусмотрено нормативами и в лицензии, выданной учреждению. Т.о., наличие в Административном регламенте такого основания для отказа в предоставлении образовательным учреждением государственной услуги, как отсутствие в учреждении свободных мест, обусловлено требованиями перечисленного выше законодательства. Представители министерства образования и науки Самарской области в судебном заседании пояснили, что в случае отсутствия мест в конкретном учреждении, ребенок в обязательном порядке министерством определяется в другое соответствующее учреждение. Имеют место случаи, когда на территории нашей области по соответствующим направлениям размещаются дети и из других регионов, в любом случае вопрос о размещении нуждающегося ребенка решается, в связи с наличием такой обязанности у органа государственной власти субъекта, никогда жалоб по данному поводу не было. Как пояснил прокурор в судебном заседании, опровергнуть данную информацию он не может. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором пункт административного регламента не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, утвержден был министерством образования и науки Самарской области в пределах полномочий, в связи с чем, в силу статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований. Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления прокурора Самарской области о признании п.2.4.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также содержания воспитанников», утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области 14.07.2010 № 128-од противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 14.07.2010 года в части слов : «отсутствие свободных мест в образовательном учреждении» - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней. Председательствующий: Шабаева Е.И. Решение вступило в законную силу 19.08.2011 г.