о признании нормативно правового акта недействительным



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2011 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего Шабаевой Е.И.,

при секретаре Шумаковой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокуратуры Самарской области об оспаривании нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением об оспаривании пунктов 5.7, а также пунктов 5.1, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 в части слов «получатель государственной услуги» административного регламента министерства здравоохранения и социального развития Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия», утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области 15.07.2010 № 1545. Свои требования прокурор обосновал следующим.

Указанный административный регламент определяет требования, предъявляемые к порядку предоставления государственной услуги, сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия.

В пункте 5.7 регламент предусматривает случаи, когда обращение заявителя (получателя государственной услуги) не рассматривается, а именно:

не указана его фамилия и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

текст письменного обращения не поддается прочтению. В случае если прочтению поддается фамилия и почтовый адрес заявителя, ему сообщается о данной причине отказа в рассмотрении в течение 7 дней со дня регистрации обращения;

если в обращении обжалуется судебное решение. Такое обращение возвращается с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения в течение 7 дней со дня регистрации;

если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю (получателю государственной услуги), направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;

в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (при этом заявителю, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом).

По мнению прокурора, указанные положения пункта 5.7 административного регламента противоречат статье 33 Конституции Российской Федерации и статье 2 Федерального закона «О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации, в силу которых граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. В соответствии со статьями 9 и 10 названного Закона любое обращение подлежит обязательному рассмотрению и при этом государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всесторонне и своевременное рассмотрение обращения и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Указанный пункт 5.7 предусматривает случаи, при которых обращение не рассматривается, что является существенным нарушением конституционного права граждан на рассмотрение обращений в государственных органах в соответствии с федеральным законодательством.

Кроме того, пунктами 5.1, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 административного регламента круг лиц, имеющих право обращаться с обжалованием решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий или бездействия должностных лиц министерства и уполномоченных органов, и получать ответы на обращения, необоснованно ограничен лишь получателями государственной услуги. Тогда как в силу статьи 4 Закона предоставляется право обращаться с жалобами как самому гражданину (получателю государственной услуги) о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, так и о защите прав, свобод или законных интересов других лиц.

На основании изложенного, прокурор просил признать противоречащими законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда, названные им пункты административного регламента.

В судебном заседании представитель прокурора Самарской области – Ремиз Н.Ю. требования поддержала в полном объеме, по мотивам, изложенным в заявлении.

Представители министерства здравоохранения и социального развития Самарской области Трофименко Л.Д. и Блинкова Е.А. не возражали против того, что указанные прокурором пункты административного регламента противоречат действующему законодательству. Министерством были приняты меры по устранению замечаний, на которые было указано прокуратурой, путем внесения изменений в административные регламенты. Однако, в государственной регистрации данных нормативных правовых актах было отказано в связи в вступлением в силу Федерального закона № 210-ФЗ от 276.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Названный закон установил определенные требования к порядку принятия административных регламентов, в частности, необходимости проведения независимой экспертизы и экспертизы, проводимой уполномоченным органом. С учетом этого до 01 июля 2012 года установлен переходный период, административные регламенты подлежат приведению в соответствие с новыми требованиями. На сегодняшний день внести изменения в регламент не представляется возможным в связи с отсутствием межведомственного механизма взаимодействия между заинтересованными органами.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Часть вторая указанной статьи определяет, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 13 Федерального Закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регламенты разрабатываются органами исполнительной власти, предоставляющими государственные услуги.

В соответствии со статьей 87 Устава Самарской области министерство здравоохранения и социального развития Самарской области входит в систему органов исполнительной власти и в соответствии с пунктом 1 Положения о министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 04.03.2009 № 59 наделяется полномочиями по осуществлению реализации государственной политики в сфере охраны здоровья, социальной защиты населения и демографического развития региона, руководство системой здравоохранения и социальной защиты области в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь, социальное обеспечение, государственную защиту семьи и детства на территории Самарской области.

В настоящем случае административный регламент, который в части оспаривается прокурором, регулирует конкретные правоотношения, а именно по предоставлению государственной услуги «Предоставление ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия», был утвержден приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области № 1545 от 15.02.2010 года.

В соответствии с пунктом 1.2 административного регламента, он определяет требования, предъявляемые к порядку предоставления государственной услуги, сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении ежемесячного пособи по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия.

В пункте 1.4 административного регламента указано, что предоставление гражданам государственной услуги осуществляется в соответствии, в том числе, с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

В свою очередь федеральный закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливающий единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, в статье 3 определил, что порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.

23 декабря 2009 года приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 1012н в соответствии с вышеназванной нормой был утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий граждан, имеющим детей. Данный Порядок устанавливает правила назначения и выплаты государственных пособий, в том числе прописывает порядок обращения за назначением пособия и подачи заявления, и соответственно порядок рассмотрения заявления уполномоченным органом.

Таким образом, учитывая изложенное, порядок рассмотрения заявления (обращения) в рамках правоотношений по реализации права на получение пособия по уходу за ребенком, предусмотрен Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и изданным в соответствии с его требованиями приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», о противоречии которым оспариваемого административного регламента прокурором не заявлялось.

Именно в силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в данном случае подлежит применению специальный федеральный закон.

Кроме изложенного выше, суд считает необходимым отметить также следующее обстоятельство.

Оспариваемый прокурором пункт 5.7 регламента, содержащейся в разделе 5 «Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги», изложен в следующей редакции:

Обращение заявителя (получателя государственной услуги) не рассматривается в следующих случаях:

не указана его фамилия и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

текст письменного обращения не поддается прочтению. В случае если прочтению поддается фамилия и почтовый адрес заявителя, ему сообщается о данной причине отказа в рассмотрении в течение 7 дней со дня регистрации обращения;

если в обращении обжалуется судебное решение. Такое обращение возвращается с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения в течение 7 дней со дня регистрации;

если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю (получателю государственной услуги), направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;

в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (при этом заявителю, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом).

Несмотря на то, что в данном пункте используется формулировка «не рассматривается», по своему смыслу он воспроизводит положения статьи 11 (Порядок рассмотрения отдельных обращений) Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В пункте 5.7 фактически изложен тот же порядок рассмотрения отдельных обращений и предусмотрены те же последствия в случае поступления обращения с определенными недостатками. В связи с чем, доводы прокурора о наличии противоречий названному Федеральному закону не могут быть признаны состоятельными.

Также суд не может согласиться с доводами прокурора о наличии противоречий пунктов 5.1, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 в части слов «получатель государственной услуги».

Перечисленные пункты содержатся в разделе 5 «Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги» и каждый из них изложен в такой редакции, где указано, что с жалобой может обратиться «заявитель (получатель государственной услуги)».

По мнению прокурора в таком случае круг лиц, имеющих право обратиться с жалобой, ограничен лишь получателями услуги, прокурор полагает, что в данном случае заявителем считается исключительно получатель услуги.

Данные доводы суд считает необоснованными, поскольку в первом разделе «Общие положения» административного регламента приводятся понятия «получателей государственной услуги» и «заявителей», в пункте 1.6 названного раздела указано, что «заявителями» могут быть законные представители, доверенные лица, указанных категорий граждан, из чего следует, что согласно пунктам 5.1, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6 и 5.8 с жалобой может обратиться как сам заявитель, так и его представитель.

Не могут быть приняты во внимание доводы прокурора о том, что административный регламент ограничивает право иных лиц обратиться в суд в защиту прав граждан, имеющих право на получение пособия, как например депутатов, представителей общественных организаций и др., поскольку вопросы представительства урегулированы нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а полномочия конкретных должностных лиц и общественных объединений соответствующими Федеральными законами.

Административный регламент по определению, которое дано в постановлении Правительства Российской Федерации № 373 от 16 мая 2011 года «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» - это нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур, осуществляемых по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», т.е. сфера регулирования административного регламента определена указанными рамками.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 679 от 11.11.2005, которым утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственной услуги), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться данным Порядком.

В пункте 34 названного Порядка говорится о том, что в части досудебного (внесудебного обжалования) должен быть указан, кроме прочего, исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы.

Указанное постановление Правительства Российской Федерации действовало на момент принятия оспариваемого регламента.

Аналогичные рекомендации и требования содержатся в новом постановлении Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373, которым утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг.

Из приведенного следует, что административный регламент в оспариваемой его части не противоречит какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, утвержден был министерством здравоохранения и социального развития Самарской области в пределах полномочий, в связи с чем, в силу статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального

кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления прокурора Самарской области о признании противоречащим законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда п.5.7, а также п.п. 5.1, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 в части слов «получатель государственной услуги» административного регламента министерства здравоохранения и социального развития Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление пособия по уходу за ребенком до достижения ими возраста 1,5 лет лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия», утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 15.07.2010 года № 1545 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней.

Председательствующий: Шабаева Е.И.

Решение вступило в законную силу 23.08.2011 г.