О признании нормативных правовых актов незаконными



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Самарский областной суд в составе:

Председательствующего Шабаевой Е.И.,

При секретаре ФИО2,

С участием прокурора ФИО3,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО «Отрадненский газоперерабатывающий завод» о признании недействующим нормативного правового акта <адрес> в части,

У С Т А Н О В И Л :

ЗАО "Отрадненский газоперерабатывающий завод" обратилось в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим в части постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 года 308 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области». Заявитель считает, что указанное постановление в части не соответствует действующему федеральному законодательству, противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, незаконно возлагая на него обязанность по уплате необоснованно завышенной арендной платы.

По мнению заявителя, абзац второй пункта 7 указанного Порядка определения размера арендной платы, исключает применение к нему ограничений в размере арендной платы, установленными федеральным законодательством для юридических лиц, переоформивших права на землю, каким является ЗАО "Отрадненский газоперерабатывающий завод". Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при переоформлении юридическим лицом права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды, размер годовой арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости земельных участков.

Заявителю же начислена арендная плата в соответствии с пунктом 7 Порядка, что значительно превышает два процента кадастровой стоимости.

Кроме этого, заявитель считает незаконным оспариваемое постановление в части применения в пункте первом Методики определения размера арендной платы Приложения № 1 коэффициента вида использования земельного участка (Кв), утверждаемого правовым актом представительного органа муниципального образования.

Применение формулы определения арендной платы за землю, установленной постановлением № 308 с повторным дублирующим коэффициентом вида целевого (функционального) использования земель не правомерно, так как в процессе проведения кадастровой оценки земель в кадастровую стоимость земли уже заложен коэффициент по виду функционального использования.

В связи с изложенным, по мнению заявителя, постановление № 308 в указанной части противоречит ст.2 Федерального Закона № 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановлению Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 года "Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" и п.п.4, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316.

В судебном заседании представитель ЗАО "Отрадненский газоперерабатывающий завод" требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.

Представитель Правительства Самарской области заявленные требования не признал считает их не основанными на законе.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ЗАО "Отрадненский газоперерабатывающий завод".

В соответствии с п.10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с п.2 ст.214 ГК РФ, п.1 ст.16 ЗК РФ земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, являются государственной собственностью.

В силу п.4 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

В силу п.3 ст.65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В соответствии со ст.5.1 Закона Самарской области № 94-ГД «О земле» от 11.03.2005г. распоряжение земельными участками, расположенными в городском округе Самара, осуществляет Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16 июля 2009 года утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Указанным Постановлением Правительство РФ называет одними из основных принципов определения арендной платы : принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.

Ранее, до принятия Правительством РФ Постановления № 582 от 16.07.2009г., Правительством Самарской области в соответствии с п.10 ст.3 ФЗ-137 «О введение в действие Земельного Кодекса РФ» было издано Постановление от 6 августа 2008 г. № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области», которое заявитель просит признать недействующим в части со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ № 582 – с 4 августа 2009г..

Постановление Правительства Самарской области № 308 было опубликовано в газете «Волжская коммуна» от 09.08.2008г.. В настоящее время Постановление действует в редакции Постановления от 06.10.2010г..

Данным Постановлением № 308 Правительство Самарской области утвердило Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление № 308 принято Правительством Самарской области в пределах своей компетенции, определенной действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 7 постановления № 308 (который оспаривается заявителем) при реализации арендатором преимущественного права на заключение нового договора аренды в случаях, предусмотренных действующим законодательством, при заключении такого договора арендная плата устанавливается в размере, указанном в ранее заключенном договоре аренды, с учетом индекса инфляции на очередной финансовый год, устанавливаемого в соответствии с действующим законодательством (абз.1).

Правило установления размера арендной платы, закрепленное в абзаце первом настоящего пункта, не применяется в случае, если в результате изменения удельных показателей кадастровой стоимости земель (земельных участков) размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с методиками, содержащимися в приложениях №1, №2, №3 к настоящему Порядку, будет большим. В этом случае размер арендной платы устанавливается на основе расчетов, приведенных в соответствии с методиками, содержащимися в приложениях №1, №2, №3 к настоящему Порядку (абз.2).

Заявитель считает, что предусмотренное в абзаце 2 вышеназванного пункта 7 постановления № 308 правило установления арендной платы исключает применение к нему ограничения в размере арендной платы, установленное статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В силу названного пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" годовой размер арендной платы для юридических лиц, которые переоформляют право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков устанавливаются в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, так как размер годовой арендной платы превышает указанные пределы.

Суд не может согласиться с доводами заявителя, поскольку то обстоятельство, что в нормативном правовом акте субъекта отсутствует указание на применение нормы, установленной Федеральным законом, само по себе не свидетельствует о его противоречии федеральному законодательству. В данном случае право на ограничение размера арендной платы пределами двух процентов кадастровой стоимости для определенной категории юридических лиц установлено не нормативным правовым актом субъекта, а указанным Федеральным законом и поэтому, безусловно, при наличии оснований, может быть реализовано заявителем.

В соответствии с Методикой определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, размер арендной платы за единицу площади земельного участка в год рассчитывается по формуле: А = Скад х Ка х Кв х Кпр х Ки, где Скад - удельный показатель кадастровой стоимости земель­ного участка; Кв - коэффициент вида использования земельного участка, ут­верждаемый правовым актом представительного органа муниципального обра­зования.

Суд также считает несостоятельными доводы заявителя о наличии противоречий оспариваемого постановления федеральному законодательству в части применения в Методике определения размера арендной платы Приложения № 1 коэффициента вида использования земельного участка (Кв), при этом заявитель усматривает противоречие в повторности применения коэффициента вида целевого (функционального) использования земель, так как в процессе проведения кадастровой оценки земель в кадастровую стоимость земли уже заложен данный коэффициент.

В соответствии с подпунктами 8 и 10 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства основываются в частности, на принципах деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства, дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 1009 года № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.

В связи с изложенным, не усматривается противоречия оспариваемой нормы положениям действующего законодательства, учитывая, что на принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования основана кадастровая оценка земель, а возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости является основным принципом определения арендной платы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582.

Не могут быть приняты во внимание и доводы заявителя о несоответствии оспариваемого постановления в указанной части Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, поскольку названные Правила регулируют иные отношения.

Не могут быть приняты во внимание и доводы о противоречии оспариваемой части постановления № 308 постановлению Правительства № 582 в части не соблюдения принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым размер арендной платы в отношении земельных участков, предназначенных для одинаковых видов деятельности, не должен различаться. Заявитель говорит о том, что часть арендуемого им участка находится на территории г.Отрадного, а другая часть на территории Кинель-Чекркасского района, при этом размер арендной платы в Кинель-Черкасском районе значительно выше, чем рассчитанный по г.Отрадному, несмотря на то, что земельный участок предназначен для эксплуатации аналогичных объектов, что по его мнению является нарушением указанного принципа. Размер арендной платы не может быть одинаковым, что следует из смысла действующего земельного законодательства, на которое указывалось выше и основных принципов, заложенных в постановлении Правительства № 582, учитывая, что используемый при расчете арендной платы коэффициент вида использования земельного участка (Кв) ут­верждается правовым актом представительного органа каждого муниципального обра­зования, который действует только в границах этого муниципального образования.

Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, в силу статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется оснований для удовлетворения заявленных ЗАО "Отрадненский газоперерабатывающий завод" требований.

Кроме того, следует отметить следующее, из пояснений сторон и материалов дела усматривается, что размер арендной платы за использование заявителем земельного участка возрос не в связи с принятием постановления № 308, а в связи с тем, что земельный участок, арендуемый ЗАО "Отрадненский газоперерабатывающий завод" на основании распоряжения Правительства Самарской области от 26.04.2010 года был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, что соответствует виду хозяйственной деятельности, осуществляемой заявителем. Сельскохозяйственную деятельность на арендуемом участке заявитель никогда не осуществлял, тогда как, арендная плата рассчитывалась за пользование данным участком исходя из категории земель сельскохозяйственного направления, т.е. в меньшем размере.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ЗАО «Отрадненскийй газоперерабатывающий завод» о признании Постановления Правительства Самарской области от 06 августа 2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размеров арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области» в части применения абзаца второго пункта 7 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, и в части применения в Методике определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, являющейся Приложением № 1 к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области коэффициента вида использования земельного участка (Кв), недействующим со дня его принятия с 04 августа 2009 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней.

Председательствующий:

Определением кассационной инстанции по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2011 года решение Самарского областного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу 07.09.2011 года.