об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по Кировскому одномандатному избирательному округу №5



                Р Е Ш Е Н И Е

            ИМЕНЕМ РФ

        

14 октября 2011 года          Самарский областной суд в составе:            

Председательствующего    Шабаевой Е.И.,

При секретаре            Зелениной С.Ю.,

С участием прокурора    Шабановой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 5 Широчина В.А. об отмене решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 5 от 10. 10.2011 года № 7/2,

            У С Т А Н О В И Л :

Кандидат в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 5 Широчин В.А. обратился в Самарский областной суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 5 от 10. 10.2011 года № 7/2 «О регистрации кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 5 Юрикова А.А.».

Свои требования Широчин В.А. обосновывает тем, что все подписи избирателей, представленные Юриковым А.А., которые были отобраны для проверки, являются недействительными, их количество составляет более 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, в силу закона данное обстоятельство является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Недействительность подписей заявитель усматривает в том, что в соответствии с п.5 ст.26 Закона Самарской области № 64-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» и со ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Думы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям № 4 и № 5 к Федеральному закону.

В соответствии с п.п.и п.6.4 ст.38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложение 4-9 к Федеральному закону.

Формой подписного листа, установленной приложением № 5, предусмотрено в качестве необходимого реквизита указание наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, т.о., в Федеральном законе содержится ограничение по объему сведений о месте жительства кандидата.

В силу п.9 ст.37 Федерального закона, а также согласно примечания к подписному листу по форме №5 к Федеральному закону, сведения о судимости указываются только в случае ее наличия у кандидата.

Согласно требованиям п.10 ст.37 Федерального закона в подписном листе указывается номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов, это является достаточным и не требует указания на организацию, изготовившую подписные листы, адрес ее места нахождения, тираж подписных листов и т.д..

Указание кандидатом Юриковым А.А. в подписном листе своего фактического места жительства, включая наименование улицы, номера дома и квартиры; сведений о том, что он не судим; а также данных организации, изготовивших подписные листы, тиража подписных листов, нарушает требования, установленные Федеральным законом и приложением № 5, к форме подписного листа, влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом, указавших, как того требует Федеральный закон, только наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата; не указавших данные об отсутствие судимости и выходных данных организации, изготовившей бланки подписных листов.

На основании изложенного заявитель просит отменить решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом Юрикова А.А..

В судебном заседании представители заявителя Куликова Ю.В. и Логинова Ю.Ю. свои требования поддержали в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.

Председатель ОИК Фомина Е.Р. заявленные требования не признала и пояснила, что комиссией было проверено соблюдение требований действующего законодательства и установлено, что порядок выдвижения кандидата Юрикова А.А., сбора подписей избирателей в поддержку его выдвижения, оформления подписных листов и документов, представленных им для регистрации, соответствовал требованиям законодательства, оснований для отказа в регистрации кандидата Юрикова А.А. не имелось.

Суд, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения требования Широчина В.А. не имеется, изучив материалы дела, считает, что в удовлетворении требований об отмене решения ОИК следует отказать. При этом суд исходит из следующего.

В силу п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

    В соответствии со ст.37 названного Федерального закона в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей, в порядке, который определяется законом. Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного ) органа государственной власти субъекта РФ изготавливается и оформляется по форме согласно приложения 5 к настоящему Федеральному закону.

    Аналогичные требования содержаться в ст.26 Закона Самарской области от 10.07.2003 № 4-ГД (ред.от 16.08.2011) «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы».

Данное приложение № 5 к Федеральному закону изложено в следующей редакции:

« ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Выборы депутатов _______________________________________________

(наименование законодательного

(представительного) органа государственной

власти субъекта Российской Федерации) <1>

"__" __________________ года

(дата голосования)

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем ___________________________________

(самовыдвижение или выдвижение от

избирательного объединения с

указанием наименования

избирательного объединения)

кандидата в депутаты по ___________________ гражданина Российской Федерации

(наименование или

номер избирательного

округа)

__________________________, родившегося __________________________________,

(фамилия, имя, отчество) (дата рождения)

работающего ______________________________________________________________,

(место работы, занимаемая должность или род занятий)

проживающего _____________________________________________________________.

(наименование субъекта Российской Федерации, района, города,

иного населенного пункта, где находится место жительства)

N п/п

Фамилия, имя, отчество

Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения)

Адрес места жительства

Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина

Дата внесения подписи

Подпись

1

2

3

4

...

Подписной лист удостоверяю: ___________________________________________

(фамилия, имя, отчество, дата рождения,

адрес места жительства, серия и номер

паспорта или документа, заменяющего паспорт

гражданина, с указанием даты его выдачи,

наименования или кода выдавшего его органа,

подпись лица, осуществлявшего сбор подписей,

и дата ее внесения)

Кандидат ______________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, подпись и дата ее внесения)

Специальный избирательный счет N ___

Примечание. В случае наличия у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, неснятой и непогашенной судимости в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе после сведений о месте жительства кандидата или после сведений о судимости кандидата.

--------------------------------

<1> Текст подстрочников, а также примечание и сноска в изготовленном подписном листе могут не воспроизводиться.»

    Из материалов дела усматривается, что решением окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 5 по выборам в Самарскую Губернскую Думу пятого созыва от 10 октября 2011 года № 7/2 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 5 Юриков А.А., выдвинутый в порядке самовыдвижения на основании необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей.

    Из указанного решения окружной избирательной комисии усматривается, что комиссией было проверено соблюдение требований действующего законодательства и установлено, что порядок выдвижения кандидата, сбора подписей избирателей в поддержку его выдвижения, оформления подписных листов и документов, представленных для регистрации кандидата соответствует требованиям статей 32, 33, 34, 36, 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», статей 22,23,26,27 Закона Самарской области «О выборах Депутатов Самарской Губернской Думы».

Кандидат в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 5 Широчин В.А. считает данное решение незаконным, т.к. Юриковым А.А. подписные листы были оформлены без соблюдения формы подписного листа, изложенной в приложении № 5 к ФЗ-67 и поэтому в силу п.6.4 ст.38 Федерального закона все подписи избирателей в подписных листах, должны признаваться недействительными.    

Так, по мнению заявителя, в нарушение установленной законом формы подписного листа Юриковым А.А. были излишне указаны сведения, а именно: о месте жительства с указанием наименования улицы, номера дома и квартиры; об отсутствии судимости; о полном наименовании издательства, где были изготовлены подписные листы, с указанием сведений о заказе и тираже.

Обстоятельство об указании Юриковым А.А. в подписных листах перечисленных сведений подтверждается копией одного подписного листа, представленного председателем ОИК Фоминой Е.Р. в материалы дела, которая также пояснила, что остальные подписные листы были оформлены аналогичным образом.

Однако, суд не может согласиться с доводами заявителя о несоблюдении Юриковым А.А. формы подписных листов, установленной законом, поскольку данные доводы построены на ошибочном толковании норм материального права.

Требования к порядку оформления и сбору подписей в поддержку выдвижения кандидатов установлены в статье 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статье 26 Закона Самарской области от 10.07.2003 № 4-ГД (ред.от 16.08.2011) «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы».

Пункты 11 и 12 ст.37 Федерального закона предусматривают необходимость указания конкретных данных об избирателе и сборщике подписей. Пункт 13 содержит требования о необходимости заверения подписного листа кандидатом.

В силу пункта 10 указанной нормы в подписном листе должен быть указан номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.

Окружная избирательная комиссия правильно пришла к выводу, что Юриковым А.А. были соблюдены требования действующего законодательства в части оформления подписных листов, представленных для регистрации кандидата. Все перечисленные требования действующего законодательства, являющиеся обязательными при оформлении подписных листов, Юриковым А.А., были выполнены.

Сама форма подписного листа соответствует приложению № 5.

То обстоятельство, что Юриковым А.А. были указаны дополнительные сведения в подписных листах, о которых говорит Широчин В.А., нельзя признать несоответствием формы подписного листа требованиям закона, в частности приложению № 5 к ФЗ-67.

Поскольку те дополнительные сведения, которые Юриков А.А. отразил в подписных листах, предусмотрены в Федеральном законе.

Так, в соответствии со ст.2 ФЗ - 67 адрес места жительства – это адрес, включая наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры.

Согласно требованиям п.5 ст.37 ФЗ-67 подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. В соответствии с п.10 в подписном листе указывается номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.

В соответствии с п.9 ст.37, п.2.1 ст. 33 ФЗ-67 вопрос о наличии судимости у кандидата выясняется таким образом, что в случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости, дополнительно в заявлении и подписном листе указываются сведения о судимости.

В связи с изложенным, указание кандидатом перечисленных дополнительных данных в подписных листах согласуется с требованиями действующего законодательства и не противоречит ему.

В судебном заседании не было заявлено о недействительности указанных Юриковым А.А. дополнительных сведений.

Подписные листы содержат все обязательные реквизиты и обязательные сведения, требуемые действующим законодательством, на которое указано выше.

Указание же Юриковым А.А. дополнительных сведений, которые соответствуют действительности, и предоставление которых не запрещается упомянутым Федеральным законом, не свидетельствует о несоответствии формы подписного листа.

Обращаясь в суд, заявитель обосновывал свои требования также тем, что указанием дополнительных сведений нарушается принцип равенства кандидатов.

Суд считает данный довод несостоятельным, поскольку Юриковым А.А. все обязательные для кандидатов требования закона были исполнены, какие либо преимущественные условия участия в избирательной кампании у него не возникли.

Неубедительными являются доводы заявителя о том, что указание в подписном листе на отсутствие судимости, создает какие-либо преимущества для Юрикова А.А. по сравнению с другими кандидатами. Поскольку в силу п. 9 ст.38 ФЗ-67 отсутствие указания на судимость, является равнозначным понятию «не судим».

Предоставление Юриковым А.А. указанных сведений, а также сведений о типографии, исполнившей его заказ на изготовление подписных листов, тираже, не вводит в заблуждение ни избирателей, ни избирательную комиссию, не влечет неправильное восприятие всего текста и указанных в нем дополнительных обстоятельств, которые соответствуют действительности, и поэтому не может повлечь неправильное формулирование волеизъявления избирателей в части поддержки Юрикова А.А. при его выдвижении в качестве кандидата в депутаты.

Кроме того, в соответствии с Приказом от 28.06.1993г. № 127 Министерства печати и информации РФ «Об утверждении перечня выходных сведений, размещаемых в непериодических печатных изданиях» типографии должны в обязательном порядке размещать в непериодических печатных изданиях выходные сведения, в т.ч. название издательства или издающей организации, тираж, заказ и др..

Т.о., наличие в подписном листе указанных выходных сведений, не относится к самой форме подписного листа, а вызвано соответствующей обязанностью типографии.

Регистрируя Юрикова А.А. в качестве кандидата в депутаты, окружная избирательная комиссия исходила из того, что в подписных листах, представленных кандидатом в избирательную комиссию, были соблюдены все обязательные требования, предусмотренные ст.37 Федерального закона и ст.26 Закона Самарской области, оснований, предусмотренных п.24 ст.38 Федерального закона для отказа в регистрации, в рамках заявленных Широчиным В.А. настоящих требований, у комиссии не имелось.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований, предусмотренных п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для отмены решения окружной избирательной комиссии не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

                Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Широчина В.А. об отмене решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 5 от 10.10.2011 года № 7/2 «О регистрации кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 5 Юрикова А.А.» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней.

Председательствующий: