Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РФ
02 декабря 2011 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего Шабаевой Е.И.,
При секретаре Тимагине Е.А.,
С участием прокурора Фоминой И.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва Матвеева М.Н., Федорова М.А., регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Самарской области и Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации о защите избирательных прав,
У С Т А Н О В И Л :
Кандидат в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому избирательному округу Матвеев М.Н. обратился в Самарский областной суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии Самарской области № 29/264 -5 от 30.11.2011
«О согласовании образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва».
Считает данное решение незаконным, поскольку оснований, предусмотренных нормами избирательного законодательства, для согласования и образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей в данном случае не имелось.
С аналогичными заявлениями об отмене вышеназванного решения избирательной комиссии Самарской области о согласовании образования дополнительных избирательных участков обратились также кандидаты в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва Федоров М.А., Соколов А.С., региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Самарской области и Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Кандидат в депутаты Соколов А.С. просил признать незаконным решение избирательной комиссии Самарской области от 30.11.2011 № 30/265-5 в части образования избирательного участка № 1754 в Ленинском районе.
Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Самарской области и Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в своем заявлении также просили признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района от 30 ноября 2011 года о формировании участковой избирательной комиссии № 1749.
Определением Самарского областного суда от 02.12.2001 указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Заявители в судебном заседании свои требования поддержали в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители избирательной комиссии Самарской области и территориальной избирательной комиссии Октябрьского района заявленные требования не признали. Пояснили, что основания для согласования и образования участковыми избирательными комиссиями дополнительных избирательных участков имелись, поскольку было обращение предприятия, где трудятся избиратели с непрерывном циклом работы в территориальную комиссию, территориальные комиссии соответственно обратились в избирательную комиссию области. В соответствии с п. 5 ст.19 ФЗ-67, в целях реализации избирательных прав граждан, избирательной комиссией Самарской области было согласовано образование четырех избирательных участков по месту временного пребывания избирателей: один в Кировском, одни в Октябрьском и два участка в Промышленном района. Фактически был сформирован один – только по Октябрьскому району. Территориальные избирательные комиссии Кировского и Промышленного районов не стали формировать избирательные участки, о чем имеются соответствующие решения. По Ленинскому району дополнительные участки не согласовывались и не формировались. Решение Самарской областной комиссии от 30.11.2011 за № 30/265-5 в части образования избирательного участка № 1754 в Ленинском районе не принималось, решение за указанным номером от 30.11.2011 было вынесено по результатам рассмотрения жалобы Матвеева М.Н..
Суд, выслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего, что требования подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования являются законными и обоснованными, при этом суд исходит из следующего.
В силу ч.1 ст. 62 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом может быть предусмотрено, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Устанавливаемый законом период выдачи открепительных удостоверений не может составлять менее 30 дней и должен заканчиваться в день, предшествующий дню голосования.
В соответствии с п.5 ст.19 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи (за 45 дней до голосования), а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации может быть установлен иной порядок отнесения таких участков к избирательным округам, округам референдума. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки могут образовываться вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.
Аналогичные требования содержит п.4 ст.13 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", устанавливая лишь иной срок образования избирательных участков – за 50 дней до дня голосования.
В соответствии с п.4 ст. 21 Закона Самарской области от 10.07.2003 N 64-ГД (ред. от 16.08.2011) "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы" в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также других местах временного пребывания) избирательные участки образуются в срок, установленный в пункте 1 (за 45 дней до дня голосования) настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения.
В соответствии с п.17 ст.17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке (участке референдума) N" с указанием номера избирательного участка и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации. Законом может быть предусмотрено, что избиратели не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном или определенном решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.
Аналогичные положения закреплены в п.7 ст.16 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Из материалов дела усматривается, что решением избирательной комиссии Самарской области № 29/264-5 от 30.11.2011 было согласовано образование избирательных участков по месту временного пребывания избирателей на выборах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва согласно приложению к настоящему решению (пункт 1 решения).
В соответствии с приложением к названному решению, было согласовано образование четырех избирательных участков:
№ 1746 по адресу: <адрес> (предприятие с непрерывном циклом работ МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс") – территориальная избирательная комиссия <адрес> г.о.Самара;
№ 1747 по адресу: <адрес>, г.о.Самара, <адрес>, 29 (предприятие с непрерывном циклом работ ОАО "Кузнецов"),
№ 1748 по адресу: <адрес>, 55 (предприятие с непрерывном циклом работ ОАО "АВИААГРЕГАТ") – территориальная избирательная комиссия <адрес> г.о.Самара;
№ 1749 по адресу: <адрес> А (предприятие с непрерывном циклом работ ООО "Честный выбор").
Вторым пунктом оспариваемого решения были внесены изменения в решение избирательной комиссии Самарской области от 29.09.2011 № 12/82-5 "Об установлении единой нумерации избирательных участков на территории Самарской области по проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва, по проведению выборов депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва 4 декабря 2011 года".
В судебном заседании представитель избирательных комиссий пояснила, что данные изменения в нумерацию были внесены в связи с образованием дополнительных избирательных участков, которые были согласованы пунктом первым решения от 30.11.2011.
Решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.о.Самара с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному округу № 4 от 30.11.2011 за № 18-5 был образован избирательный участок по месту временного пребывания избирателей на территории Универсального комплекса "МТЛ Арена" по адресу: 443011, <адрес> А.
Территориальная избирательная комиссия Кировского района г.о.Самара решила не формировать избирательный участок № 1746 по месту временного пребывания избирателей МП г.о.Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" из-за невозможности формирования УИК ввиду отсутствия предложений по составу участковой комиссии, о чем комиссией вынесено решение № 7/1 от 30.11.2011.
Территориальная избирательная комиссия Промышленного района решила не образовывать избирательные участки по месту временного пребывания избирателей <адрес> 29, (ОАО "Кузнецов") и <адрес> <адрес> (ОАО "АВИААГРЕГАТ"), о чем комиссией было вынесено решение № 17 от 30.11.2011.
Таким образом, на основании решения избирательной комиссии № 29/264-5 от ДД.ММ.ГГГГ был дополнительно образован один избирательный участок № 1749 в <адрес> по адресу: <адрес> А (предприятие с непрерывном циклом работ ООО "Честный выбор").
Из оспариваемого решения усматривается, оно было издано избирательной комиссией Самарской области на основании п.5 ст.19 ФЗ-67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч.4 ст.13 ФЗ-51 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и п.4 ст.21 Закона Самарской области № 64 – ГД "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы".
Из представленных в материалы дела доказательств и объяснений представителей избирательных комиссий, усматривается, что основанием к согласованию и в дельнейшем к образованию избирательного участка № 1749 на территории универсального комплекса "МТЛ Арена" Октябрьского района явились:
письмо директора ООО "МТЛ Сервис" в адрес территориальной избирательной комиссии Октябрьского района, в котором он информирует избирательную комиссию о том, что 04.12.2011 на территории универсального комплекса "МТЛ Арена" согласно уведомлению ООО Предприятие "Честный выбор", проводящим мероприятие "Наблюдение за ходом голосования на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Самарскую Губернскую Думу на территории Октябрьского района г.Самара", будут временно пребывать 3.853 избирателя. В связи с названным обстоятельством директор ООО "МТЛ Сервис" просит образовать избирательный участок на территории универсального комплекса "МТЛ Арена" для организации голосования по месту временного пребывания работников, гарантируя при этом предоставление помещений для работы избирательной комиссии;
уведомление ООО Предприятие "Честный выбор", направленное в адрес директора ООО "МТЛ-Сервис", из которого усматривается следующее: в соответствии с заключенным договором № 7/11 от 25.11.2011 ООО Предприятие "Честный выбор" на территории универсального комплекса "МТЛ – Арена" по адресу: <адрес> "А" проводит мероприятие "Наблюдение за ходом голосования на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Самарскую Губернскую Думу на территории Октябрьского района г.Самара". ООО предприятие "Честный выбор" является предприятием с непрерывном циклом работы, работники предприятия заняты на работах, где уменьшение продолжительности работы (смены) невозможно. Штатное расписание укомплектовано полностью. Режим работы на предприятии: круглосуточный, режим работы работников 04.12.2011 с 00-00 до 08-00 часов с 08-00 часов до 24-00 часов. Количество работников, занятых 04.12.2011 с 08-00 часов до 24-00 часов составляет 3.853 человека;
к уведомлению приложено штатное расписание, из которого усматривается, что данный документ зарегистрирован на предприятии за № 1, дата его составления 28.11.2011, общая численность работников 3.853 человека, из них 500 инспекторов и 40 диспетчеров из контрольного отдела, 100 консультантов и 3.200 специалистов по связям с общественностью в отделе по связям с общественностью. Кроме этого, к уведомлению приложен приказ директора ООО Предприятие "Честный выбор" от 28.11.2011 за № (документа) 19 об утверждении графика работы на 04.10.2011 : с 8-00 до 24-00 часов. Технологические перерывы: с 11-30 до 12-30; с 14-00 до 14-30; с 16-00 до 16-30; с 19-00 до 19-30; с 22-00 до 22-30 часов.
Таким образом, из текста оспариваемых решений усматривается, что избирательные участи были согласованы и затем один из них образован по месту временного пребывания избирателей, с указанием на нормы действующего законодательства, регулирующего образование избирательных участков по месту временного пребывания избирателей, в труднодоступных или отдаленных местностях.
Как было установлено в ходе разбирательства, данных обстоятельств, являющихся в силу закона основанием для образования дополнительных избирательных участков (по месту временного пребывания избирателей), в настоящем случае не усматривается.
Более того, из объяснений представителей избирательных комиссий и представленных ими доказательств, усматривается, что в данном случае вопрос о согласовании и образовании дополнительных избирательных участков решался в связи с наличием предприятий с непрерывном циклом работы.
Следует отметить, что в данном случае порядок реализации прав избирателей, работающих на предприятиях с непрерывном циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), предусмотрен п.17 ст.17 ФЗ-67, п.7 ст.16 ФЗ-51.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что избирательная комиссия Самарской области на момент вынесения оспариваемого решения не располагала данными о том, что МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс", ОАО "Кузнецов", ОАО "АВИААГРЕГАТ’’ и ООО "Честный выбор" являются предприятиями с непрерывным циклом работ, равно как и территориальная избирательная комиссия Октябрьского района г.Самары в отношении ООО «Честный выбор».
Кроме того, реализация прав избирателей, занятых на производство с непрерывном циклом работ, происходит в соответствии с п.17 ст.17 ФЗ-67, п.7 ст.16 ФЗ-51, в соответствии с которыми избиратели, занятые на производстве с непрерывном циклом работы, которые не имели возможности получить открепительное удостоверение, могут быть решением участковой комиссии включены в список избирателей по личному письменному заявлению, поданному в территориальную либо участковую комиссию.
Решая вопрос о возможности согласования и затем образования избирательных участков по месту временного пребывания избирателей, соответствующая избирательная комиссия должна убедиться в наличии к этому оснований, на которые указывает действующее законодательство (п.5 ст.19 ФЗ-67, п.4 ст.13 ФЗ-51), что прямо вытекает из закона, и только при наличии перечисленных оснований возможно образование дополнительных избирательных участков.
В данном случае таких оснований не имелось, поскольку даже при наличии непрерывного цикла работ на предприятии, это не является основанием для образования дополнительного избирательного участка.
Следует отметить также, что предприятия: МП г.о.Самара "Пассажиравтотранс", ОАО "Кузнецов", ОАО "АВИААГРЕГАТ’’ существуют длительное время, за которое ни разу на предприятиях не создавались дополнительные избирательные участки. В непосредственной близости к названным предприятиям, как и к ООО «Честный выбор» находятся ранее сформированные в соответствии с действующим законодательством и в установленные сроки, избирательные участки, на которых имеется возможность проголосовать работникам названных предприятий, в соответствии с указанным выше законодательством.
При согласовании и формировании дополнительных избирательных участков, а также при образовании дополнительного избирательного участка в Октябрьском районе № 1749 был нарушен как порядок, так и сроки их согласования. Не имеется ни одного заявления избирателя, не имеется доказательств, подтверждающих основания для образования дополнительных избирательных участков, на которые указано в законе. В случае с ООО «Честный выбор» в территориальную избирательную комиссию обратилось с инициативой об образовании дополнительного участка постороннее лицо. Представленными документами не подтверждается ни факт временного пребывания избирателей по указанному адресу, ни наличие непрерывного цикла работ. Напротив, данные обстоятельства опровергаются представленными ООО «Честный выбор» доказательствами, из которых усматривается, что все сотрудники ООО «Честный выбор» в ходе мероприятия по наблюдению за ходом голосования на выборах, заняты на работах с 08-00 до 24-00 час, что само по себе не предполагает их нахождения на своем рабочем месте, где был образован дополнительный участок. В противном случае они все (3853 избирателя) буду наблюдать за выборами там, где будут сами голосовать, что невозможно и противоречит закону.
Наличие исключительных обстоятельств, позволяющих решить вопрос об организации дополнительных участков в срок за три дня до голосования, также не усматривается, само по себе обращение в территориальную комиссию руководителей предприятий в срок за три дня до голосования, не является таким обстоятельством. Поскольку в свою очередь для такого обращения также не усматривается исключительности.
Что касается предприятия ООО «Честный выбор», вызывает сомнение сам факт наличия на предприятии полной укомплектованности на день обращения в избирательную комиссию. Как указывалось выше, из представленных обществом документоввидно, что утверждение штатного расписания, прием работников в указанном количестве 3853 человека, обращение в избирательную комиссию, все имело место в один день. Сам факт регистрации общества в установленном законом порядке, не подтверждается представленными в избирательную комиссию документами.
Кроме того, образованием избирательного участка в данном случае нарушаются требования закона о количественной численности избирателей на участке, число которых не должно превышать 3000 избирателей.
Из протокола заседания территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.о.Самара № 18 от 30.11.2011, где был решен вопрос об образовании дополнительного избирательного участка, видно, что при голосовании по данному вопросу, в нарушение ст.29 ФЗ-67 решение было принято при отсутствии большинства голосов, проголосовавших за образование участка, из присутствующих 10 человек (всего состав комиссии 14 человек) за проголосовало только 5 человек.
Все перечисленные обстоятельства, которые были установлены в ходе судебного разбирательства, указывают на то, что при решении вопроса об образовании избирательного участка, избирательной комиссией Самарской области и территориальной избирательной комиссией Октябрьского района были нарушены требования избирательного законодательства, на которое указано выше, а именно, комиссии не проверили наличие оснований, указанных в законе, для образования избирательного участка. Вопрос об образовании избирательного участка решался за пределами сроков, установленных законом, при отсутствии каких-либо исключительных обстоятельств.
В силу п.11 ст.20 ФЗ-67 решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
На основании изложенного, решение избирательной комиссии Самарской области
№ 29/264 -5 от 30.11.2011 «О согласовании образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва» и решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района от 30 ноября 2011 года об образовании участковой избирательной комиссии № 1749 являются незаконными и подлежат отмене, поскольку были приняты в противоречии с действующим законодательством.
В судебном заседании было установлено, что избирательной комиссией Самарской области решение о согласовании избирательного участка № 1754 в Ленинском районе не принималось. Решение от 30.11.2011 № 30/265-5 было принято по рассмотрению жалобы кандидата Матвеева М.Н.. В связи с установленным обстоятельством, производство по делу в части требований Соколова А.С. прекращено.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявления кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва Матвеева М.Н., Федорова М.А., регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Самарской области и Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Самарской области от 30 ноября 2011 года № 29/264- 5 «О согласовании образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва».
Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.о.Самара с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному округу № 4 от 30.11.2011 № 18-5 об образовании избирательного участка по месту временного пребывания избирателей на территории Универсального комплекса «МТЛ Арена» по адресу: 443011, г.Самара, ул.Советской Армии, 253 А.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней.
Председательствующий:
Решение вступило в законную силу 02.12.2011 г.