РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 201 1 года Самарский областной суд в составе: председательствующего Сказочкина В.Н., при секретаре Мучкаевой Н.П.,
с участием прокурора Гуляевой Е.С., представителя заявителя Грииблата Б.Е. по доверенности Акимовой ЕЛО., председателя окружной избирательной комиссии по Центральному одномандатном) избирательному округу № 14 Разыковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Центральному одномандатному избирательном)' округ)- № 14 Гринблата Борислава Ефимовича об оспаривании решения избирательной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 14 Гринблат Б.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии, указав, что 28.11.2011 г. примерно в 13:00 ему выдали решение окружной избирательной комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу № 14 «О запрете распространения печатного агитационного материала кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 14 Гринблатом Б.Е.» № 11/1 от 28.11.2011г.
Ссылаясь на то, что решение принято комиссией без приглашения его на заседание комиссии, без извещения членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса. Грипблаг Б.Е. просит признать незаконным решение № 11/1 от 28.11.2011г. окружной избирательной комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу № 14. обязать комиссию повторно, с соблюдением требований закона, рассмотреть обращение ФИО2, на основании которого комиссией принято оспариваемое решение, вынести частное определение.
Председатель окружной избирательной комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу № 14 ФИО1 с заявленными Гринблатом Б.Е. требованиями не согласна, ссылаясь на то, что заседание комиссии, на котором принято оспариваемое решение, проведено в соответствии с требованиями закона. Комиссия была правомочна для принятия соответствующего решения. Возможности известить Гринблата Б.Е. не имелось, поскольку свой контактный телефон он не оставлял. По адресу места жительства известить возможности не имелось. Решение комиссии считает законным, поскольку согласие Н.Уткина на размещение его фотографии в агитационном материале избирательной комиссии Гринблатом Б.Е. не представлялось. Распространение агитационного материала осуществлялось без предоставления его в избирательную комиссию.
Заинтересованное лицо Кпржаев А.Г. в суд не явился, извещён о слушании дела по адрес), указанному в заявлении, на основании которого избирательной комиссией принято решение. Других сведений о его месте жительства не имеется.
Прокурор Гуляева Е.С. считает заявление Гринблата Б.Е. не подлежащим удовлетворению, поскольку заявителем осуществлялось распространение агитационного материала без предоставления его в избирательную комиссию, без согласия лица, изображение которого имеется в агитационном материале. Принимая решение о запрете использования агитационного материала, комиссия была полномочна на принятие такого решение. Не извещение Гринблата Б.Е. о рассмотрении заявления Киржаева А.Г. не повлияло на результат рассмотрения заявления.
Выслушав объяснения представителя заявителя, председателя избирательной комиссии, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявления Гринблата Б.Е.
Судом установлено, что решением избирательной комиссии Самарской области от 17.05.2011г. № 98/848-4 сформирована территориальная избирательная комиссия Центрального района городского округа Тольятти Самарской области. На должность председателя территориальной комиссии назначена ФИО1
Решением избирательной комиссии Самарской области от 22.08.2011г. № 4/29-5 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 14 возложены на территориальную избирательную комиссию Центрального района городского округа Тольятти Самарской области.
В силу п.9 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 и п. 6 ст. 54 того же закона экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктом 3 настоящей статьи, пунктом 9 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования предъявляет и ст. 37 Закона Самарской области от 10.07.2003 № 64-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы».
Как установлено судом, 28.11.2011г. в 9:15 в окружную избирательную комиссии по Центральному одномандатному избирательному округу № 14 поступило заявление Киржаева АЛ'., в котором последний просил признать книгу Гринблата «Стыдно за власть» незаконным агитационным материалом.
В силу п.4 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям.
Согласно п. 7. ст. 10 Закона Самарской области от 10.07.2003 № 64-ГД окружная избирательная комиссия осуществляет на территории одномандатного избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации.
Согласно протоколу и решению по результатам заседания окружной избирательной комиссии и*.) выборам депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва по Центральному одномандатному избирательном) округу № 14 от 28.11.2011г. принято решение «О запрете распространения печатного агитационного материала кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 14 Гринблатом Б.Е.» № 11/1. Агитационный материал -книга «Стыдно за власть» запрещена к распространению кандидатом.
Согласно оспариваемого решения комиссии № 11/1 от 28.1 1.2011г. решение о запрете распространения агитационного материала принято по заявлению Кир-жаева Л.Г. в связи с тем, что до начала распространения книга «Стыдно за власть» не представлена в окружную избирательную комиссию. В указанном агитационном материале напечатаны фотографии Н. Уткина. В. Броницкого, согласие которых в окружную избирательную комиссию не представлено.
Из объяснений участвующих в деле лиц следует, что 29.11.2011г. Гринблату Б.Е. через члена избирательной комиссии ФИО3 вручено письмо, которым сообщено о запрете распространения агитационных материалов- книги «Стыдно за власть». При этом в письме указывалось на то, что к материалу не представлено согласие ФИО4. Данные обстоятельства так же подтверждаются копией письма.
Из объяснений участвующих в деле лиц усматривается, что оспариваемое решение комиссией принято 28.1 1.2011 г. примерно в 11:30.
Установлено, что Грипблат Б.Е. о заседании комиссии не извещён (контактный телефон им не указывался, по адресу месту жительства не извещался).
В п. 4 ст. 20 и п. 12 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предусмотрена обязанность комиссии по извещению кандидата, в отношении которого рассматривается жалоба.Так же установлено, ч т члены окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО3 и с правом решающего голоса ФИО5 не были извещены о заседании комиссии по рассмотрению заявления Киржаева А.Г.Согласно п. 18 ст. 14 Закона Самарской области от 10.07.2003 № 64-ГД член избирательной комиссии с правом решающего голоса и член избирательной комиссии с правом совещательного голоса заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной комиссии.Между тем. данные обстоятельства не могут послужить основанием для признания решения окружной избирательной комиссии незаконным. Нарушение процедуры проведения заседания комиссии само по себе не является безусловным основанием к отмене правильного по существу решения, принятого на таком заседании избирательной комиссии.В соответствии с п. 11 ст. 28 Федерального закона, заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствует не менее десяти членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса. Заседание иной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.Из содержания п. 7 ст. 13 Закона Самарской области от 10.07.2003 № 64-ГД следует, что заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.Согласно протоколу №11 заседания окружной избирательной комиссии от 28.11.2011г. на заседании присутствовало 8 членов комиссии из 18. При этом на заседании комиссии присутствовали: председатель комиссии, его заместитель, секретарь и 5 членов ОИК с правом решающего голоса.
Решение принято единогласно.
Правомочность окружной избирательной комиссии в таком составе заявителем не оспаривалась. Необходимое количество членов избирательной комиссии с правом решающего голоса имелось.
Системное толкование приведённых выше норм позволяет сделать вывод, что окружная комиссия вправе запретить распространение зарегистрированным кандидатом агитационного материала, распространяемого с нарушением требований закона.
Заявитель ссылался на то. что агитационный материал -книга Гринблата Б.Е. «Стыдно за власть» до представления её в окружную избирательную комиссию 28.11.2011г. в 12:50 не распространялась.
ФИО3 суду поясняла, что агитационный материал - книга «Стыдно за власть» в количестве 6000 шт. доверителем получен в типографии 22.11.2011г. До предоставления его в избирательную комиссию агитационный материал хранился на складе.
Между тем, в распоряжении окружной избирательной комиссии имелся экземпляр данной книги ещё до представления книги Гринблатом Б.Г., в связи с чем, состоялось рассмотрение заявления Киржаева А.Г.
Допрошенная в суде свидетель секретарь комиссии ФИО6 подтвердила факт предоставления 28.1 1.2011г. в 9:15 Киржаевым А.Г. в комиссию экземпляра книги.
Оснований полагать, что Киржаевым А.Г. предоставлялся иной печатный агитационный материал, у суда не имеется.
Согласно объяснений представителя заявителя по прибытию её доверителя в избирательную комиссию для предоставления данной книги и письменного согласия В. Бронмцкого на размещение изображении в данном агитационном материале, заявителю сообщено о принятии решения о запрете агитационного материала. Заявитель ознакомлен 28.11.201 1г. с таким решением окружной избирательной комиссии примерно в 13:00. На следующий день заверенная копия решения ему вручена.
При этом не оспаривается, что 28.11.2011г. работниками правоохранительных органов у распространителей агитационного материала Гринблата изъято около 120 шт. книги «Стыдно за власть». Представитель заявителя сослалась на то, что агитационный материал передан распространителям, поскольку Гринблат Б.Е. считал решение комиссии о запрете распространения агитационного материала неза конным.
В суде представитель заявителя не смогла подтвердить, что весь полученный в типографии агитационный материал «Стыдно за власть», за исключением изъятого правоохранительными органами и представленного в избирательную комиссию (1 шт.), находится у Гринблата Б.Е., т.е. не распространён. Доказательств того, что агитационный материал «Стыдно за власть» выбыл из распоряжения заявителя без его волеизъявления, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, утверждения представителя заявителя о том, что на протяжении агитационного периода с 22.11.2011г. (дня получения агитационного материала в типографии) по 12:50 28.11.2011г. (времени предъявления агитационного материала в избирательную комиссию) агитационный материал «Стыдно за власть» не распространялся, являются несостоятельными.
В связи с чем, окружная избирательная комиссия пришла к правильному выводу о том, что имел место факт распространения агитационного материала без предварительного предоставления его в соответствующую избирательную комиссию. При этом агитационный материал «Стыдно за власть» на стр. 42 содержит фотографическое изображение бывшего мэра городского округа Тольятти Самарской области Н.Уткина (слева на снимке). Согласие последнего на размещение в агитационном материале заявителем в окружную избирательную комиссию не представлено.
Ссылка на то, что изображение Н. Уткина является не чётким, не позволяет его идентифицировать, не может быть принята во внимание, поскольку под фотоснимком имеется указание на его фамилию. Из содержания статьи, где размещено изображение данного лица, усматривается что это именно Н. Уткин.
То обстоятельство, что проверкой обстоятельств, изложенных в заявлении Киржаева А.Г., занималась лишь один член рабочей группы ФИО6, без привлечения двух других членов рабочей группы, не влияет на правильность принятого окружной избирательной комиссией решения по заявлению Киржаева А.Г.
Проживание Киржаева А.Г. на территории другого избирательного округа правового значения для дела не имеет.
Таким образом, решение окружной избирательной комиссии «О запрете распространения печатного агитационного материала кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 14 Гринблатом Б.Е.» № 11/1 от 28.11.2011г. не противоречит закону и принято в пределах установленной законом компетенции.
Не извещение заявителя, членов избирательной комиссии ФИО3 и ФИО5 о заседании комиссии, при установленных выше обстоятельствах, не повлияли на правильность принятого окружной избирательной комиссией решения.
Как следует из содержания п.11 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции.
С учётом установленного, оснований для признания решения окружной комиссии незаконным, его отмене и, соответственно, возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления Киржаева А.Г., не имеется.
В силу ст. 226 ГПК РФ вынесение судом частного определения является правом, а не обязанностью суда. Заявитель вправе лично обратиться к соответст вующему должностному лицу с заявлением о совершении административного правонарушения. Суд не находит оснований для вынесения частного определения.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Гринблата Б.Е. должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 14 Гринблата Борислава Ефимовича об оспаривании решения окружной избирательной комиссии «О запрете распространения печатного агитационного материала кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 14 Гринблатом Б.Е.» № 11/1 от 28.11.2011г. и возложении на комиссию обязанности по повторному рассмотрению обращения Киржаева А.Г.. вынесении частного определения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней.
Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2011 года.
Председательствующий Сказочкин В. И.
Решение вступило в законную силу 08.12.2011 г.