Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РФ
28 ноября 2011 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего Шабаевой Е.И.,
При секретаре Зелениной С.Ю.,
С участием прокурора Нехаевой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стряпчева Александра Юрьевича об отмене регистрации кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы по Автозаводскому одномандатному избирательному округу № 11 Першина Андрея Александровича,
У С Т А Н О В И Л :
Зарегистрированный кандидат в депутату Самарской Губернской Думы пятого созыва по Автозаводскому одномандатному избирательному округу № 11 Стряпчев А.Ю. обратился в Самарский областной суд с заявлением об отмене регистрации кандидата Першина А.А., зарегистрированного по тому же избирательному округу.
Основанием к отмене указывает нарушение кандидатом Першиным А.А. норм избирательного законодательства в период избирательной кампании, а именно неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения, что прямо запрещено ст.40 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
В период избирательной кампании по выборам депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва телеканал ВАЗ ТВ неоднократно и систематически распространяет информацию, в которой явно преобладают сведения о кандидате Першине А.А., создается его положительный образ и явно выражается ему предпочтение. Данная информация в силу п.2 ст.48 ФЗ-67 является предвыборной агитацией.
С 25.09.2011 по 22.11.2011 телеканалом ВАЗ ТВ были выпущены в эфир следующие телепередачи с участием Першина А.А.: "Патруль", "СПЕКТР", "Обозреватель", "Свой взгляд", в которых неоднократно и систематически создается положительный образ кандидата Першина А.А., выражается ему явное предпочтение, преобладают о нем сведения, сочетаемые с позитивными комментариями.
25.10.2011 в программе "СПЕКТР", посвященной явно негативному обзору якобы произведенных действий УК №2, в которой работает другой кандидат-конкурент Першина А.А. по тому же одномандатному избирательному округу, на фоне графического изображения кандидата Першина А.А., следует его комментарий к теме программы, который создает положительный образ кандидата Першина А.А., а именно следуют следующие слова: "Сколько можно обманывать людей!? Во-первых, я дал команду, чтобы разобраться, откуда сегодня вышли эти семьсот тысяч лишние, которые сегодня требуют со старших по домам подписать миллион триста". Далее от лица ведущего телеканала следует комментарий: "Депутат кончено во всем разберется, вот только не ясно, почему представители ЖКХ раз за разом пытаются объегорить простых горожан. Даже, несмотря на то, что сегодня их работа рассматривается буквально под микроскопом".
Кандидат Першин А.А. не отказывался от участия в телепередачах, активно в них участвовал.
Указанные нарушения закона являются существенными и прямо предусматривают отмену регистрации кандидата, согласно п.п. "в" п.6 ст.76 и п. 2 ст.78 ФЗ-67.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные Стряпчевым А.Ю. требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнив их так же тем, что имеются дополнительные основания для отмены регистрации, а именно то, что в выступлениях Першиным А.А. в нарушение п.п. «з» п.5 ст.40 ФЗ-67 был обнародован в период избирательной компании в средствах массовой информации отчет о проделанной работе, не оплаченный из средств соответствующего избирательного фонда. А также, Першин А.А. неоднократно и массово осуществлял подкуп избирателей путем личного обещания по предоставлению безвозмездных услуг по обучению избирателей и фактическое их оказание в период избирательной капмании.
Представители избирательной комиссии заявленные Стряпчевым А.Ю. требования не признали, считают их необоснованными.
Суд, выслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения заявления об отмене регистрации кандидата не имеется, изучив материалы дела, приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявления Стряпчева Ю.А., при этом суд исходит из следующего.
Свои требования об отмене регистрации кандидата Першина А.А. заявитель основывает наличием обстоятельств, на которые указано в п.п. «в» п.6 ст.76 Федерального Закона №67. В силу указанной нормы регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
В подтверждение факта указанного нарушения действующего избирательного законодательства, заявитель ссылается на участие Першина А.А. в телепередачах, которые выходили в эфир на телеканале ВАЗ ТВ с 25.09.2011 по 22.11.2011: «Патруль», «СПЕКТР», «Обозреватель», «Свой взгляд». В данных передачах, по мнению заявителя, неоднократно и систематически распространялась информация, в которой преобладали сведения о кандидате Першине А.А., создавался его положительный образ и ему явно выражалось предпочтение. Кроме того, Першиным А.А. неоднократно использовались преимущества своего должностного или служебного положения; им был обнародован в период избирательной капмании в средствах массовой информации, отчет о проделанной работе, при этом из средств специального избирательного фонда он не оплачивался. Также Першин А.А. неоднократно и массово осуществлял подкуп избирателей путем личного обещания кандидата по предоставлению безвозмездных услуг по проведению обучающих семинаров по самоорганизации граждан и созданию домовых комитетов, данные услуги по обучению были фактически оказаны.
В подтверждение изложенных доводов заявителем представлена видеозапись указанных телепередач «ВАЗ ТВ» и ее текстовая расшифровка. Видеозапись была просмотрена в ходе судебного заседания.
В частности, заявитель указывает, что перечисленные им в заявления обстоятельства усматриваются из следующих фрагментов передач:
«Спектр и патруль» от 25.10.2011:
«Корреспондент. В доме на Буденного 16, который расположен в 7 квартале открылась общественная приемная депутата ФИО2. И без всякой раскачки здесь закипела работа. В зале приемной многолюдно и все хотят знать как можно больше о правах домовых комитетов и ТСЖ. Чтобы дать людям необходимые знания, здесь проводятся обучающие семинары.
А.Першин. Вы знаете, есть такое выражение «Можно давать еду, а можно дать удочку». Вот как раз это сегодня и подходит под наши обучающие семинары. Сегодня люди выбирают к моей радости удочку. Поэтому сегодня первый центр, который открылись – я считаю это праздником большим, потому, что люди приходят получать знания в первую очере6дь и это пока теория. В дальнейшем будет все это реализовывать на практике. И на каждом доме будут созданы домовые комитеты».
«Обозреватель» от 24.10.2011:
«А.Першин. Вот этот дом на Юбилейной 39 – яркий пример того, как здесь прошел капитальный ремонт жилого фонда. Здесь очень четкая организация домового комитета. И вот я говорил еще и не прекращу говорить, что где есть организация, четкая самоорганизация граждан и домовые комитеты, то там и проходят и капитальный ремонт гладко без сучка и задоринки.
Я хотел бы еще сказать о самом главном, что юридической поддержки нужно гражданам сегодня, чисто юридическую поддержку, элементарную юридическую поддержку. Поэтому в ближайшее время я открываю общественные приемные, в которых будут лучшие специалисты проводить семинары и приглашаю всех жителей автозаводского района на эти семинары».
«Обозреватель» дату выхода передачи в эфир заявитель не указал:
«Ведущая. Сегодня Андрей Першин гость программы «Обозреватель»… Мы все знаем, что ваша депутатская деятельность вот уже много лет во многом идет под флагом кап.ремонта. Модно уже сегодня какие-то промежуточные итоги подвести?
А.Першин. Безусловно, можно конечно. Я бы хотел сказать, что выполненный объем работы сегодня колоссальный, т.к. вспомним 2009 год, тот год, когда год кризисный, когда все программы срезались, урезались, скручивались, мы сумели получить в Тольятти в 2009 году первые 500 млн.рублей на капитальный ремонт жилого фонда. И это была маленькая, но первая победа нашего города. И отремонтировать удалось нам на первые деньги 34 дома.
Ведущая. Ну а потом, я знаю, что в 2010 году объемы кап.ремонта увеличились многократно.
А.Першин. Совершенно верно. 2010 года, напомню, кто забыл, была выделена очень огромная сумма – 2 млрд. Из них 1 млрд. – в рамках поддержки Тольятти как моногорода и нам удалось отремонтировать еще 148 домов…
А.Першин. … Вспомним 2006 год, когда я еще был депутатом Тольяттинской городской Думы. Тогда ко мне поступили сотни обращений граждан с просьбой проведения капитального ремонта жилого фона. Тогда как раз на этот период времени мы, лично я, создал общественную приемную «Здравый смысл», консультативные центры были созданы длят обучения граждан, в первую очередь для создания ТСЖ, для создания домовых комитетов…
Ведущая. Андрей Александрович., вам на базе своих общественных приемных удалось создать консультационные центры под названием «Здравый смысл», где вы обучали людей. Как проходило это обучение.
А.Першин. Я бы сказал, что это важнейший шаг, после приведения денег кап.ремонта. Почему? Потому, что люди должны были быть подготовлены в домах, они должны были контролировать капитальный ремонт, и в том числе отношения с УК. И эти обучения для нас были очень важны. Это один из путей решения. Шло оно в два этапа. Первый этап –теоретический, второй этап – практический.
Ведущая. Сколько людей смогли получить в ваших центрах такие новые, необходимые знания по управлению многоквартирными домами.
А.Першин. Я вам скажу точную цифру - это 15.500 граждан… Самая большая проблема, когда мы столкнулись с капитальным ремонтом жилого фонда – это элементарное незнание законов. Элементарная юридическая неграмотность, которую мы преодолели поначалу. Там где мы проводили обучение, там где сегодня люди были подготовлены к капитальному ремонту - там кап.ремонт прошел гладко, без задоринки и сучка … Буквально завтра я открываю общественную приемную свою, где будем продолжать обучение, т.к. поменялось законодательство, т.к. поменялись многие формы, в том числе домового комитета… Я уже сказал и буквально с завтрашнего дня я приглашаю всех буквально жителей Автозаводского района посетить наши общественные приемные, которые открываются с участием лучших специалистов России в части разъяснения законодательства, в части создания домовых комитетов… Люди не могут прийти, они должны прийти. Если они хотят получить последние знания в свете законодательства… Сегодня самоорганизация на местах дает самые большие плоды побед, в том числе и по контролю, повторяюсь, неустанно буду говорить, что там где мы провели активно с жителями беседы, обучающие семинары, там сегодня хорошие результаты»
«Свой взгляд» от 05.10.2011:
«Корреспондент. В доме на Буденного 16, который расположен в 7 квартале открылась общественная приемная депутата Андрея Першина. И без всякой раскачки здесь закипела работа. В зале приемной многолюдно и все хотят знать как можно больше о правах домовых комитетов и ТСЖ. Чтобы дать людям необходимые знания, здесь проводятся обучающие семинары.
Ольга Бредгауэр (старшая по дому). Мы не знаем законов, которые защищают права человека. Я пожелала еще послушать этот семинар. Спасибо депутату Першину и общественному движению «Здравый смысл»
Корреспондент. Андрей Першин открыл шесть общественных приемных в Автозаводском районе, все они расположены в шаговой доступности. Депутат рассчитывает, что до нового года не менее 10.000 жителей района получат необходимые знания на обучающих семинарах «дом.ком. в каждый дом».
Суд не может согласиться с указанными доводами заявителя Стряпчева А.Ю. о нарушении кандидатом Першиным А.А. избирательного законодательства в период предвыборной агитации, поскольку они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п.п. «в,г» п.7 ст.76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующих по их поручению иным лицом или организацией.
В соответствии с п.п. «е,ж,з» п. 5 ст.40 названного Федерального закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Аналогичные ограничения установлены статьей 30 Закона Самарской области № 64-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы».
Одновременно п.6 ст.40 ФЗ-67 и п.4 ст.30 Закона Самарской области № 64-ГД устанавливает, что соблюдение перечисленных и ограничений не должно препятствовать осуществлению действующими депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.
По смыслу п.2 ст.56 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под подкупом избирателей понимается: вручение им денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); вручение вознаграждения избирателям, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение; предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействие на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Согласно п.4 ст.2 и ст. 48 ФЗ - 67 под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидатов, список кандидатов или против него либо против всех кандидатов и выражающаяся в призывах голосовать за или против кандидата, а также в иных действиях, указанных в подпунктах "б" - "ж" пункта 2 ст. 48.
Как следует из приведенных выше текстов выступлений кандидата Першина А.А. и других участников передачи, ни один из обсуждаемых вопросов не был связан с выборами. Першин А.А. является действующим депутатом с 2006 года. Открытие депутатом Першиным А.А. общественных приемных было связано с исполнением его депутатских обязанностей и происходило с 2006 года. То обстоятельство, что в общественных приемных производилось консультирование и обучение населения по формам самоорганизации не может свидетельствовать о подкупе избирателей, поскольку данный процесс длится продолжительное время, был начат задолго до настоящей избирательной кампании, как усматривается, с самого начала депутатской деятельности Першина А.А.. Из представленных в дело доказательств совершенно не усматривается, что обучение производилось под условием голосования за кандидата Першина А.А. Кроме того, обучение проводилось специалистами, а не Першиным А.А.
Содержание выступлений лиц, участвующих в телепередачах, та информация, которая ими доводилась до населения, свидетельствует о том, что она не носила агитационного характера в отношении кандидата Першина А.А.
В текстах выступлений не упоминалось о предстоящих выборах, не имеется призыва голосовать за или против Першина А.А. или других кандидатов.
Таким образом, вышедшие в эфир передачи, о которых говорит заявитель, приводя при этом конкретные тексты выступлений, не являются агитационным материалом, поскольку не содержат признаков предвыборной агитации, не имели цели побудить избирателей к участию в выборах и к голосованию за или против Першина А.А. или других кандидатов, носят информационный характер.
Кандидат Першин А.А. с 2005 года является депутатом, осуществлял работу с избирателями, которыми был избран, в том числе информировал их о своей депутатской деятельности, осуществлял личный прием граждан, что предусмотрено законодательством.
Заявителем не были представлены доказательства, подтверждающие, что кандидатом, его доверенными лицами и уполномоченными представителями, по их поручению иными лицами и организациями, участвующими в работе общественных приемных, проводилась предвыборная агитация кандидата Першина А.А, в ходе которой осуществлялся подкуп избирателей.
Сообщения о работе общественных приемных депутата Першина А.А. носят характер информирования избирателей округа без указания каких-либо сведений, которые в соответствии с избирательным законодательством признаются злоупотреблением правом на проведение предвыборной агитации.
Доказательства того, что ознакомление населения с жилищным законодательством производилось иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, не имеется.
Сведения о проделанной работе депутата перед избирателями, не являются его отчетом.
Все передачи, о которых говорит заявитель, не были подготовлены по заказу кандидата Першина А.А., не оплачивались им и не распространялись по его поручению.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями о расходовании денежных средств со специального избирательного счета избирательного фонда кандидата.
А также сообщением главного редактора телепрограммы «ВАЗ ТВ» на запрос суда. В данном сообщении говорится, что Телепрограмма «ВАЗ ТВ» негосударственное средство массовой информации, учредителем которой является ОАО «АВТОВАЗ». В освещении агитационной компании по выборам, назначеным на 04 декабря 2011 года, не участвует. Реализовывая право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц, корреспонденты телепрограммы обращаются к должностным лицам, действующим депутатам за соответствующей информацией. Сюжеты о деятельности депутата Першина А.А. в телепередачу «Спектр» снимались корреспондентами телепрограммы, Першин А.А. приглашался в студию и принимал участие в телепередачах «Обозреватель» и «Свой взгляд» лишь в качестве гостя либо действующего депутата по вопросам, интересующим жителей.
Не является подтверждением нарушения избирательного законодательства, влекущего отмену регистрации кандидата, представленная в настоящее судебное заседание представителем заявителя визитка Першина А.А. с указанием адресов и телефонов его общественных приемных, поскольку не представлено доказательств, что данная визитка была заявлена в избирательную комиссию как агитационный материал. По факту информирования избирателей об адресах общественных приемных указано выше.
Не нашли в судебном заседании подтверждения и доводы заявителя о нарушении Першиным А.А. ограничений, предусмотренных п. «ж» п.5 ст.40 ФЗ-67, т.к. телепередачи, о которых говорит заявитель по смыслу Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также ФЗ-67, к публичным мероприятия не относятся, кроме этого, как указывалось выше данные телепередачи не носили агитационного характера.
Учитывая изложенное, оснований для отмены регистрации кандидата Першина А.А., предусмотренных п.6 ст.76 ФЗ-67, установлено не было, в связи с чем, заявление Стряпчева А.Ю. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Стряпчева Александра Юрьевича об отмене регистрации кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы по Автозаводскому одномандатному избирательному округу № 11 Першина Андрея Александровича - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней.
Председательствующий: