Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РФ
21 ноября 2011 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего Шабаевой Е.И.,
При секретаре Зелениной С.Ю.,
С участием прокурора Нехаевой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Матвеева Михаила Николаевича об отмене решения Окружной избирательной комиссии Октябрьского одномандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва от 26.10.2011г. № 7-1 об отказе в регистрации,
У С Т А Н О В И Л :
Матвеев М.Н. обратился в Самарский областной суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии по Октябрьскому избирательному округу № 4 г.Самара от 26.10.2011, которым ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу № 4.
Считает, что у избирательной комиссии не имелось оснований для отказа в регистрации. 01.10.2011 им в избирательную комиссию был представлен полный пакет документов, необходимых для выдвижения его кандидатом в депутаты.
03.10.2011 в соответствии с требованиями законодательства им были изготовлены подписные листы по форме, установленной законодательством РФ, после чего он приступил к сбору подписей.
На момент изготовления подписных листов он был зарегистрирован по адресу: Саратовская область г.Саратов.
05.10.2011 он был зарегистрирован по новому месту жительства в Октябрьском районе г.Самары. 10.10.2011 после получения своего паспорта из отдела УФМС со сведениями о регистрации по новому адресу, он предоставил в избирательную комиссию уточненные сведения о себе.
17.10.2011, т.е. в установленный законом срок и в полном объеме он предоставил в избирательную комиссию документы на регистрацию его кандидатом в депутаты, в том числе подписные листы в 5 папках, которые содержали 2016 подписей избирателей.
Его подписные листы были изготовлены в точном соответствии с приложением № 5 ФЗ от 12.06.2001 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". В подписном листе были указаны сведения о нем, включая сведения о проживании в Саратовской области гор.Саратов. Данные сведения соответствуют его документам, представленным в избирательную комиссию.
Право изменить сведения о себе, представленные в избирательную комиссию, установлено п.п.1 п.1.1 ст.38 ФЗ-67.
Решением избирательной комиссии от 26.10.2011 ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты, основанием к этому явилось то, что избирательная комиссия признала недействительными все подписи избирателей в количестве 2016 штук.
Считает, что в силу закона у комиссии не имелось оснований для признания недействительными данных подписей, т.к. сбор подписей им осуществлен в соответствии с требованиями закона, все предписания им были исполнены.
В связи с изложенным, считает, что отказ комиссии в регистрации его кандидатом в депутаты является незаконным, просит решение об отказе в регистрации отменить и обязать избирательную комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В судебном заседании Матвеев М.Н. и его представитель адвокат Кравцова Е.В. требования поддержали в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Председатель территориальной избирательной комиссии Октябрьского района городского округа Самара Евстафьев А.В. требования Матвеева М.Н. не признал, пояснил, что у избирательной комиссии имелись законные основания для отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены решения избирательной комиссии не имеется, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Матвеева М.Н..
В соответствии с ч.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимых документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с ч.3 названной нормы проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а также иных государственных органов.
Согласно п. 6.4 недействительными признаются:
в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
г) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;
е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями;
ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведениях о кандидате, лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
В силу п.п. "д" п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Решением избирательной комиссии Самарской области от 17.05.2011 № 98/860-4 сформирована территориальная избирательная комиссия Октябрьского района городского округа Самара Самарской области в количественном составе 14 человек. Решением избирательной комиссии Самарской области от 17.05.2011 № 98/861-4 на должность председателя территориальной избирательной комиссии Октябрьского района городского округа Самара назначен Евстафьев Андрей Валентинович.
Решением избирательной комиссии Самарской области от 22 августа 2011 года № 4/29-5 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу № 4 возложены на территориальную избирательную комиссию Октябрьского района городского округа Самара.
Согласно решения территориальной избирательной комиссии Октябрьского района № 3-3 от 28.09.2011 проверке в соответствии с п.3 ст.38 Фз-67 подлежат все представленные подписи (100%).
На момент рассмотрения настоящего дела по Октябрьскому одномандатному избирательному округу № 4 зарегистрированы кандидатами в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва 4 человека:
ФИО5 («Единая Россия»);
ФИО6 («ЛДПР»);
ФИО7 («Справедливая Россия»);
Матвеев М.Н. («КПРФ»).
В материалы настоящего гражданского дела избирательной комиссией представлена копия личного дела кандидата Матвеева М.Н. – заявителя по настоящему делу.
Из представленных документов усматривается следующее.
Согласно свидетельства о перемене имени, выданном ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС по <адрес>, усматривается, что Щеголев, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г.Саратова, изменил фамилию, имя, отчество на Матвеев Михаил Николаевич, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена актовая запись № 57 отделом ЗАГС по <адрес>.
На следующий день - ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС по <адрес> в <адрес> ему был выдан новый паспорт на имя Матвеева М.Н..
Постановлением Центрального политического Совета политической партии "Патриоты России" №74/3 от 10.09.2011 "О согласовании Самарскому региональному отделению политической партии "Патриоты России" кандидатур для выдвижения кандидатами, в том числе в составе списков кандидатов в депутаты Самарской Губернской думы пятого созыва" по Октябрьскому округу № 4 была согласована кандидатура Матвеев М.Н..
14.09.2011 на конференции избирательного объединения Самарского регионального отделения политической партии "Патриоты России" было постановлено выдвинуть кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу № 4 Матвеева Михаила Николаевича.
01.10.2011 Матвеев М.н. обратился в окружную избирательную комиссию Октябрьского одномандатного избирательного округа № 4 с заявлением о даче согласия избирательному объединению "Самарское региональное отделение политической партии "Патриоты России" баллотироваться кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу № 4.
В указанном заявлении, кроме прочих сведений о себе, им был указан адрес места жительства – Саратовская область город Саратов ул.Лысогорская, дом 134А.
03.10.2011 после выдачи избирательной комиссией разрешения, им был открыт специальный избирательный счет.
03.10.2011 Матвеевым М.Н. был заключен договор на изготовление подписных листов с гражданской ФИО1. Расходы на оплату подписных листов были им произведены за счет средств со специального избирательного счета.
В тот же день подписные листы в количестве 2500 штук были изготовлены и переданы Матвееву М.Н..
В соответствии со ст.37 названного Федерального закона в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей, в порядке, который определяется законом. Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного ) органа государственной власти субъекта РФ изготавливается и оформляется по форме согласно приложения 5 к настоящему Федеральному закону. Аналогичные требования содержаться в ст.26 Закона Самарской области от 10.07.2003 № 4-ГД (ред.от 16.08.2011) «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы».
Согласно названного приложения № 5, которым установлена форма подписного листа, в подписном листе должны содержаться сведения о месте проживания кандидата: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства.
В силу п.5 ст.2 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 26.10.2011) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию (п.16). Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов. Отметка в паспорте гражданина производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение (п.18).
Согласно сведениям паспорта гражданина РФ, Матвеев М.Н. ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета в г.Саратове и в тот же день зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.
Как пояснил в судебном заседании Матвеев М.Н., он стал проживать в городе Самара с конца сентября 2011 года.
Утверждая форму подписного листка, перед его изготовлением, 03.10.2011, т.е. уже сменив место жительства и намереваясь в силу требований действующего законодательства, обязывающего зарегистрироваться по месту жительства в определенный срок, Матвеев М.Н. указал в подписном листе все требуемые законом сведения о себе, как кандидате, включая наименование места жительства. При этом внес данные сведения в каждом подписном листе типографским способом, указав, что проживает в Саратовской области гор.Саратов. Тогда как закон не требует этого, сведения о месте жительства могли вноситься в каждый подписной лист по мере сбора подписей рукописным текстом.
17.10.2011 Матвеевым М.Н. в избирательную комиссию были представлены подписные листы в количестве 424 штук в 5 папках, которые содержали 2016 подписей избирателей.
Решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.о.Самара с полномочиями Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу № 4 № 7-1 от 26 октября 2011 было отказано в регистрации кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному округу № 4 Матвеев М.Н., выдвинутого избирательным объединением «Патриоты России». Согласно протокола заседания комиссии № 7 от 26.10.2011, на котором решался данный вопрос, на заседании присутствовало 12 членов комиссии (при численном составе 14 человек), которые все проголосовали за отказ в регистрации Матвеева М.Н. в качестве кандидата.
Основанием к отказу в регистрации комиссия указала, что количество недействительных подписей составляет 2016, что составляет 100%. Недействительными данные 2016 подписей комиссия посчитала на том основании, что в нарушение формы подписного листа, установленной приложением № 5 к ФЗ-67, выразившееся в указании Матвеевым М.Н. в подписных листах сведений, не соответствующих действительности. А именно, местом его жительства с 05.10.2011 является город Самара, в подписных листах значится город Саратов.
Согласно итогового протокола данные подписи комиссия признала недействительными на основании п.п. «в» и «и» п.6.4 ст.38 ФЗ-67.
Кроме этого, комиссией были признаны недействительными: 79 подписей на основании п.п. «з» п.6.4 ФЗ-67 (не соответствие сведений о сборщике подписей в подписном листе); 1 подпись на основании п.6.2 ст.38 ФЗ-67 (двойные данные и подпись одного и того же избирателя в подписном листе); 4 подписи на основании п.п. «г» п.6.4 ФЗ-67 (подписи избирателей без указания каких-либо сведений о них); 3 подписи на основании п.п. «е» п.6.4 ст.38 ФЗ-67 (подписи избирателей с незаверенными исправлениями); 1 подпись на основании п.п. «ж» п.6.4 ст.38 ФЗ-67 (подписи избирателей с незаверенными исправлениями в соответствующих им сведениях).
Учитывая требования законодательства, на которое указано выше, суд считает выводы комиссии о недействительности 2008 подписей из 2016, в связи с указанием в подписном листе сведений о кандидате, не соответствующих действительности, являются правильными.
Во всех подписных листах Матвеев М.Н. указано место жительства Саратовская область город Саратов, тогда как с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован в городе Самаре.
2008 подписей в поддержку кандидата из 2016 были собраны после ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в подписных листах с ДД.ММ.ГГГГ были указаны недействительные сведения о кандидате, что в силу прямого указания закона является основанием для признания всех подписей в подписном листе недействительными.
На момент сбора подписей избирателей, до предъявления подписных листов в избирательную комиссию, у Матвеева М.Н имелась возможность устранить указанное обстоятельство, что им сделано не было.
При этом указанная ситуация была создана в результате действий самого Матвеева М.Н., который не мог не сознавать наступления соответствующих последствий в результате совершения им конкретных действий.
Комиссией был ошибочно сделан вывод о недействительности данных подписей именно на основании п.п. «в» п.6.4 ст.38 ФЗ-67. Однако, в силу избирательного законодательства данное обстоятельство не может явиться основанием к отмене решения об отказе в регистрации.
Указанные 2008 подписей являются недействительными на основании п.п. «з» п.6.4 ст.38 ФЗ-67.
В соответствии с данным п.п. «з» п.6.4. ст.38 ФЗ-67 недействительными признаются подписи избирателей, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Таким образом, выводы избирательной комиссии о том, что 2008 подписей не могли быть учтены как действительные, являются правильными, основанными на нормах ФЗ-67.
Это количество составляет более 10% от общего количества подписей, подлежащих проверке, что в свою очередь является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Судом также были проверены доводы заявителя о необоснованности выводов комиссии о недействительности 79 подписей, указанных в итоговом протоколе как недействительные на основании п.п. «з» п.6.4 ФЗ-67, в связи с несоответствием сведений о сборщике подписей в подписном листе.
В судебном заседании было установлено, что в данном случае выводы избирательной комиссии о недействительности указанных 79 подписей являются обоснованными.
Так, в папке № 5 все подписи на листах с 17 по 24 включительно и на листе 75 (всего 42 подписи) являются недействительными в связи с тем, что неверно указан адрес сборщика подписей ФИО2 г.<адрес>. Согласно нотариально заверенному списку, представленному в избирательную комиссию, согласно паспорта ее адрес места жительства <адрес> бульвар <адрес>.
В папке № 5 на листе 9 – 5 подписей являются недействительными, т.к. неверно указан адрес сборщика подписей ФИО3
В папке № 5 все подписи на листах с 10 по 16 включительно – 32 подписи являются недействительными в связи с тем, что неправильно указан адрес сборщика ФИО4
Факт признания избирательной комиссией недействительными подписей по другим основаниям – всего 9 подписей, заявителем не оспаривался.
На основании изложенного, у избирательной комиссии имелись основания в силу п.п. «д» п.24 ст.38 ФЗ- 67 для отказа Матвееву М.Н. в регистрации кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу № 4, выдвинутого избирательным объединением партия «Патриоты России». Поэтому его требования об отмене названного решения и соответственно об обязании комиссии зарегистрировать его в качестве депутата, удовлетворению не подлежат.
Основанием к отмене решения избирательной комиссии не могут являться и доводы заявителя о несвоевременном вручении ему итогового протокола и извещении его о дате заседании комиссии по решению вопроса о регистрации либо отказе в регистрации, поскольку они не являются таковыми в силу закона.
Является несостоятельной ссылка заявителя и на то, что паспорт с данными о регистрации по месту жительства был им получен не в день внесения записи о регистрации, а позже.
Поскольку в силу Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации отметка в паспорте гражданина производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа. Наличие соответствующей регистрации места жительства в органах регистрирующего учета граждан непосредственно предусмотрено п.5 ст.2 ФЗ-67 в качестве обязательного условия при определении понятия адреса места жительства лиц, заинтересованных в реализации своих избирательных прав, в случае необходимости его указания.
В данном случае все действия по оформлению необходимых документов для регистрации кандидатом совершались самим заявителем, который действовал по своему усмотрению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Матвеева М.Н. об отмене решения Окружной избирательной комиссии Октябрьского одномандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Самарской Губернской Думы пятого созыва от 26.10.2011г. № 7-1 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по Октябрьскому одномандатному избирательному округу № 4 Матвеева М.Н.» и об обязании зарегистрировать его кандидатом - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней.
Председательствующий: