Об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва, выдвинутого Самарский региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия».



                Р Е Ш Е Н И Е

            ИМЕНЕМ РФ

        

24 ноября 2011 года          Самарский областной суд в составе:            

Председательствующего    Шабаевой Е.И.,

При секретаре            Зелениной С.Ю.,

С участием прокурора    Нехаевой О.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Самарского областного отделения политической партит "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва, выдвинутого Самарским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" по общеобластному избирательному округу,

                У С Т А Н О В И Л:

    Самарское областное отделение политической партия "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в Самарский областной суд с заявлением об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва, выдвинутого Самарским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" по общеобластному избирательному округу.

    Свои требования заявители обосновали следующим.

    После регистрации 07.10.2011 Самарским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" был выпущен предвыборный агитационный материал "Школа здоровья для пенсионеров", который содержал сведения о том, что Областной центр медицинской профилактики по инициативе Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» оказывает гражданам бесплатные медицинские услуги, в том числе выездные.

    По мнению заявителя, данные обстоятельства указывают на наличие оснований для отмены регистрации списка кандидатов, поскольку в период избирательной кампании Самарским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» были допущены действия, подпадающие под положения п.2 ст.56 ФЗ-67. Текст агитационного печатного материала говорит о том, что мероприятия по развитию здравоохранения проводятся партией «Единая Россия», а не уполномоченными органами исполнительной власти. В данном контексте оказание бесплатных медицинских услуг гражданам «по инициативе Самарского регионального отделения «Единой России» может повлиять на волеизъявление избирателей и побудить их голосовать за соответствующее избирательное объединение.

    Кроме того, факт оказания бесплатных медицинских услуг подтверждается материалами интернет-сайта Самарского регионального отделения партии «Единая Россия».

    На основании изложенного, в силу п.п. «г» п.8 ст.76 ФЗ-67, заявители просят отменить регистрацию списка кандидатов, в связи с установлением факта подкупа избирателей избирательным объединением, который, по их мнению, усматривается из предоставления бесплатных медицинских услуг.

     Также заявители считают, что в данном случае имеет место нарушение ч.5 ст.31 ФЗ «О политических партиях», согласно которой не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных учреждениях.

    Указанными действиями Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» нарушаются избирательные права Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия России», т.к. нарушается принцип равенства.

    В судебном заседании заявители поддержали свои требования в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.

    Представители Избирательной комиссии Самарской области и Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" заявленные требования не признали, считаю их не обоснованными.

    Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что оснований к удовлетворению требований не имеется, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление об отмене регистрации списка кандидатов удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

В соответствии с п.8 ст. 76, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях: г) установления факта подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

В силу п.2 ст.56 названного ФЗ-67 кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с п.4 ст.48 ФЗ-67 кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Решением избирательной комиссии Самарской области № 17/126-5 от 12.10.2011 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по общеобластному избирательному округу, выдвинутый Самарским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия".

    Решением избирательной комиссии № 17/130-5 от 12.10.2011 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва по общеобластному избирательному округу, выдвинутый Самарским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".

    Судом установлено, что Самарским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» был выпущен предвыборный агитационный материал в форме буклета, под названием «Школа здоровья для пенсионеров», который был представлен в избирательную комиссию.

Данный агитационный материал представлен в материалах дела.

В своем заявлении, указывая на наличие со стороны избирательного объединения – Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» действий, которые п.2 ст.56 ФЗ-67 запрещены в процессе предвыборной агитации, заявители ссылаются на совершение избирательным объединением подкупа избирателей путем предоставления услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также занятие благотворительной деятельностью, что, по их мнению, усматривается из указанного предвыборного агитационного материала.

При этом заявители ссылаются на следующие выдержки из буклета:

на странице 2 – «По инициативе Самарского регионального отделения «Единой России» сегодня областной центр медицинской профилактики проводит специальную акцию «школа здоровья для пенсионеров». В 144 селах губернии в октябре и ноябре побывать медицинские бригады Центров здоровья, расположенных в Самаре, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевске, Чапаевске и Кинель-Черкассах …»;

на странице 3 – «Школа здоровья для пенсионеров – это:

Выездные приемы старшего поколения в селах губернии. В ходе приема вы сможете пройти обследование на современном оборудовании и получить рекомендации специалистов по поддержанию вашего здоровья. Графики выездных приемов публикуются в районных газетах.

Возможность по предварительной записи пройти необходимое обследование на базе Центров здоровья.

Возможность для работающих пенсионеров уделить внимание своему здоровью в выходной день – субботу. По предварительной записи Центры будут работать по субботам: 15 октября, 29 октября, 5 ноября, 12 ноября».

На той же странице 3 указан телефон горячей линии Центра медицинской профилактики, перечень адресов Центров здоровья.

Суд не может согласиться с доводами заявителей о наличии при указанных выше обстоятельствах в действиях избирательного объединения фактов подкупа избирателей, либо оказание благотворительной помощи.

Исходя из приведенного текста агитационного материала, избирательное объединение не выражает намерения оказывать избирателям безвозмездной услуги. Речь в тексте идет об оказании услуг не избирательным объединением, а областным центром медицинской профилактики.

Областной центр медицинской профилактики действует с 1996 года на основании приказа Управления здравоохранения администрации Самарской области № 163 от 17.07.1996г.. Согласно положения, центр медицинской профилактики государственной системы здравоохранения является самостоятельным медицинским профилактическим учреждением с правом юридического лица. В административном отношении Центр подчинен Главному управлению здравоохранения администрации Самарской области, организационно-методическое руководство деятельностью Центра осуществляет Федеральный Центр медицинской профилактики Минздравмедпрома России. Центр медицинской профилактики находится на бюджетном финансировании.

Сведения, изложенные в буклете, содержат информацию о том, как Центром организован прием населения, в том числе выездные приемы. Перечислены медицинские учреждения, где можно пройти обследование (адреса, телефоны), указан телефон горячей линии Центра.

Кроме этого, в буклете обращено внимание, что обследование проводится при предъявления полиса, т.е. в рамках обязательного медицинского страхования, что само по себе не предполагает внесения платы за данные услуги пациентом.

Перечисленные обстоятельства однозначно указывают на то, что медицинские услуги оказываются исключительно Центром, который является специальным медицинским учреждением и действует в соответствии с законодательством в области здравоохранения, на основании соответствующих решений органов государственной власти, находится на бюджетном финансировании.

То, обстоятельство, что в буклете имеется ссылка на проведение по инициативе Самарского регионального отделения «Единой России» специальной акции «Школа здоровья» для пенсионеров», не может служит доказательством наличия факта подкупа избирателей со стороны избирательного объединения.

Поскольку и в данном случае медицинские услуги оказываются пенсионерам тем же Центром, в рамках возложенных на него обязанностей и задач, и за счет того же финансирования. Какого –либо финансирования по оказанию медицинских услуг избирательным объединением не производилось.

Еще ранее, до начала избирательной кампании 02.02.2011 главный врач Самарского областного центра профилактики обратился к секретарю регионального политического совета Самарского регионального отделения партии «Единая Россия»с письмом о том, что ежегодно в сентябре-октябре Центр организует и проводит месячник по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни среди жителей сельских населенных пунктов Самарской области, приуроченный к Всемирному дню сердца и в связи с высокой социальной значимостью планируемых мероприятий, предлагал Самарскому региональному отделению партии принять участие в акции в качестве информационного партнера.

28 февраля 2011 на заседании Президиума регионального политического совета Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» было решено данное предложение принять и в рамках партийного проекта «Качество жизни (Здоровье)» оказать содействие в проведении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний Самарского областного центра медицинской профилактики (проект «Школа здоровья»), со сроком реализации - в течение года.

Оценивая перечисленные обстоятельства, которые были установлены в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что представленный агитационный материал не содержит указаний на получения избирателями личных имущественных выгод в связи с их участием в выборах и поддержкой конкретного избирательного объединения, а поэтому не содержит признаков, позволяющих квалифицировать его как направленный на подкуп избирателей.

Сведения, содержащиеся в буклете, носят информационной характер о предоставлении медицинских услуг, одновременно указывая, что данные услуги оказываются специализированным учреждением здравоохранения в соответствии с действующим порядком, установленным законодательством о здравоохранении.

Таким образом, доказательств совершения избирательным объединением -Самарским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия", его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действующими по их поручению иными лицами факта подкупа избирателей, суду заявителями представлено не было.

Поэтому, в соответствии с п. «г» п.8 ст.76 ФЗ-67 основания для отмены регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва, выдвинутого Самарским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" по общеобластному избирательному округу, отсутствуют.

Доводы о нарушении избирательным объединением - Самарским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" части 5 статьи 31 ФЗ «О политических партиях», в соответствии с которой не допускается деятельность политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в государственных организациях, также не могут служить основанием к отмене регистрации, поскольку данное обстоятельство не нашло своего подтверждения в судебном заседании, а кроме того, оно не является таковым основанием в силу ст.76 ФЗ-67.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

                Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Самарского областного отделения политической партит "Коммунистическая партия Российской Федерации" об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы пятого созыва, выдвинутого Самарским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" по общеобластному избирательному округу - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней.

Председательствующий: