Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2011 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Зелениной С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области об оспаривании нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащий федеральному законодательству и недействующий ч.2 ст.3 Закона Самарской области от 30.12.2005 № 255-ГД «Об обеспечении работников организаций бюджетной сферы Самарской области путевками на санаторно-курортное лечение», свои требования прокурор обосновал следующим.
Оспариваемая норма предусматривает, что путевки приобретаются органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения централизованно на основании результатов проведенного конкурсного отбора среди санаторно-курортных организаций по профилю заболевания, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих необходимые лицензии и сертификаты.
По мнению прокурора, названная норма противоречит требованиям федерального законодательства, в частности ст.10 Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд», которая предусматривает способы размещения заказа, и конкурс является лишь одной из форм проведения торгов. При этом, указанная статья предусматривает также и способы размещения заказа без проведения торгов. В силу ч.3 ст.10 Закона № 94-ФЗ решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего закона.
Таким образом, установив в региональном законе императивную норму о размещении государственного заказа в форме конкурса, законодательный орган субъекта ограничил право заказчика на выбор способа размещения заказа, предоставленное федеральным законодательством.
Кроме того, в силу ст.2 Закона № 94-ФЗ правовое регулирование отношений о размещении заказа органами государственной власти субъектов РФ не допускается.
В судебном заседании прокурор поддержал свои требования в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованных лиц: Самарской Губернской Думы и Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебном заседании требования прокурора не признали, считают их не основанными на законе.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, при этом суд исходит из следующего.
Закон Самарской области № 255-ГД был принят Самарской Губернской Думой в пределах полномочий, определенных п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, которая указывает, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В силу п.п. 21.1, 24 п. 2 ст. 26.3 вышеуказанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов организации оказания медицинской помощи и социальной поддержки отдельных категорий населения.
Указанные вопросы также отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации статьей 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 (ред. от 07.12.2011).
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона Самарской области от 30.12.2005 N 255-ГД (ред. от 01.11.2007) "Об обеспечении работников организаций бюджетной сферы Самарской области путевками на санаторно-курортное лечение" настоящий Закон определяет условия и порядок предоставления работникам организаций бюджетной сферы, финансируемых за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Самарской области, а также за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - бюджетные организации), путевок на санаторно-курортное лечение, приобретаемых для вышеуказанной категории граждан за счет средств областного бюджета (далее - путевки) и не применяется при направлении на санаторно-курортное лечение работников организаций бюджетной сферы, имеющих право на получение бесплатных путевок по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Названный закон в статье 6 определяет круг лиц из числа работников бюджетных организаций, которые обеспечиваются путевками в рамках данного закона. Статья 8 определяет порядок выдачи путевок, периодичность их предоставления. Порядок подачи заявления работником, нуждающимся в санаторно-курортном лечении (статья 9).
В статье 13 Закона Самарской области определен порядок предоставления отчетов об использовании путевок.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона Самарской области № 155-ГД потребность работников бюджетных организаций в санаторно-курортном лечении с учетом профиля их заболевания определяется органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения на основании сводных заявок, представляемых соответствующими органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления.
В пункте 2 названной статьи, который оспаривается прокурором, говорится, что путевки приобретаются органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения централизованно на основании результатов проведенного конкурсного отбора среди санаторно-курортных организаций по профилю заболевания, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих необходимые лицензии и сертификаты.
При этом, как указывалось выше, прокурор усматривает противоречие названного пункта 2 статьи 3 Закона Самарской области Федеральному закону № 94 –ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в частности статье 10, которая предусматривает способы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.
По мнению прокурора оспариваемая им норма, установив в региональном законе императивную норму о размещении государственного заказа в форме конкурса, ограничивает право заказчика на выбор способа размещения заказа, предоставленное ст.10 Федерального закона № 94-ФЗ.
Суд не может согласиться с доводами прокурора, поскольку они построены на неправильном толковании норм Закона Самарской области № 255-ГД.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.
Статья 2 Федерального закона № 94-ФЗ определяет, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов, президент РФ, Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Т.е., федеральный закон не предоставляет право субъекту устанавливать способы размещения указанных заказов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что правоотношения, возникающие в результате применения Закона Самарской области № 255-ГД, не регулируются Федеральным законом № 94-ФЗ.
Утверждения прокурора о противоречии оспариваемой нормы статьям 2 и 10 Федерального закона № 94-ФЗ являются несостоятельными, поскольку данные нормы нельзя сравнивать, так как они регламентируют различные правоотношения.
Региональный закон - по предоставлению работникам организаций бюджетной сферы путевок на санаторно-курортное лечение.
Федеральный закон № 94-ФЗ – регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, граждане не являются участниками этих правоотношений.
Данные обстоятельства прямо усматриваются из текста законов.
Отношения по условиям и порядку предоставления работникам организаций бюджетной сферы, финансируемых за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Самарской области, путевок на санаторно-курортное лечение, приобретаемых для вышеуказанной категории граждан за счет средств областного бюджета, Федеральным законом № 94-ФЗ не регулируются.
В связи с изложенным, нельзя согласиться и с доводами прокурора о том, что законодательный орган субъекта вышел за пределы своих полномочий, поскольку Закон Самарской области № 255-ГД не определяет и не устанавливает способы размещения государственного заказа, в связи с чем, и не может ограничивать право выбора такого способа, определенного Федеральным законом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором в части нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, в силу статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия ч.2 ст.3 Закона Самарской области от 30.12.2005 № 255 –ГД «Об обеспечении работников организаций бюджетной сферы Самарской области путевками на санаторно-курортное лечение» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней.
Председательствующий:
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22.02.2012 г. решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 22.02.2012 года.