О признании противоречащими закону и не действующим со дня принятия положений п.4 Решения думы г.о. Чапаевск Самарской области от 25.03.10г. № 631 «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам,



Судья : Кудрявова Е.В.

СоставСК: ФилатоваГ.В.(предс.)

Подольская А.А. (докл.)

Сказочкин В.Н.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 44г –31/2011

ПРЕЗИДИУМА САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

07 июля 2011 г. Президиум Самарского областного суда в составе:

Председателя: Дроздовой Л.П.

Членов: Шабанова Н.М., Доминова Ю.В., Вагулиной Л.М., Маркиной Т.И.,

Аганиной Л.А., Перова А.В., Бондаревой Л.А.

с участием прокурора Шестернина С.Н.

рассмотрел истребованное по надзорной жалобе представителя администрации г.о. Чапаевск Самарской области по доверенности от 12.01.11г. № 1 Киселевой Д.П. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 09.11.10г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20.12.10г. гражданское дело по заявлению прокурора г.о. Чапаевск Самарской области о признании нормативного правового акта противоречащим закону и недействующим.

Заслушав доклад судьи Чиканаевой Л.А., объяснения представителя администрации г.о. Чапаевск Самарской области по доверенности от 12.01.11г. № 1 Киселевой Д.П. в поддержание доводов надзорной жалобы, заключение прокурора, полагавшего надзорную жалобу удовлетворению не подлежащей, президиум

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.о. Чапаевск Самарской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и не действующим со дня принятия положений п.4 Решения думы г.о. Чапаевск Самарской области от 25.03.10г. № 631 «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе Чапаевск».

В заявлении прокурор указал, что согласно п.2.2 указанного Положения, размер доплаты увеличивается на 1% среднемесячного денежного содержания служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом, сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего городского округа.

Кроме того, согласно п.4.4 Положения, перерасчет доплаты производится в случаях :

а) изменения размера трудовой пенсии,

б)увеличения размера месячного денежного содержания, из которого исчислена доплата, в связи с увеличением в централизованном порядке месячного денежного содержания (должностного оклада) по замещаемой ранее должности муниципальной службы,

в) увеличения стажа муниципальной службы, с учетом которого исчислен размер доплаты, на год или больше.

При этом, п.4 данного Решения установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие ранее, и является основанием для перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Между тем, ранее действовавшим Положением, утвержденным Решением Чапаевской городской думы от 27.05.04г. № 264, был установлен другой порядок, в частности, был установлен иной размер доплаты за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет – 3%.

Кроме того, прежним Положением предусматривалось, что перерасчет доплаты производится в случаях :

а) при изменении размера базовой и страховой частей трудовой пенсии,

б) при увеличении размера месячного денежного вознаграждения (денежного содержания), из которого исчислена доплата, в связи с увеличением должностных окладов по замещаемой ранее выборной муниципальной должности или муниципальной должности муниципальной службы в г. Чапаевск,

в) увеличение стажа муниципальной службы, с учетом которого исчислен размер доплаты, на год или большее число лет.

Ссылаясь на то, что иной порядок определения размера доплаты к трудовой пенсии должен быть применим к правоотношениям, возникшим после официального опубликования данного решения, и не может быть применим к ранее возникшим правоотношениям, прокурор и обратился в суд с данным заявлением.

Решением Чапаевского городского суда Самарской области от 09.11.10г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20.12.010г., заявление прокурора удовлетворено - пункт 4 решения думы г.о. Чапаевск Самарской области от 25.03.10г. № 631 «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе Чапаевск» признан противоречащим закону и не действующим со дня его опубликования.

В надзорной жалобе представителя администрации г.о. Чапаевск Самарской области по доверенности от 12.01.11г. № 1 Киселевой Д.П. поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений.

В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум считает, что состоявшиеся по делу судебные постановления приняты с существенным нарушением норм материального права, выразившимся в следующем.

Порядок организации и прохождения муниципальной службы в Самарской области регулируются законом Самарской области от 09.10.07г. №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» (далее - Закон).

Статья 12 данного Закона устанавливает, что органы местного самоуправления имеют право устанавливать ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в Самарской области в порядке и на условиях, предусмотренных данным законом и уставами муниципальных образований. Финансирование доплат отнесено к расходным обязательствам местных бюджетов.

В соответствии со ст. 38 Устава г.о. Чапаевск лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы г.о. Чапаевск, в соответствии с действующим законодательством устанавливается доплата к трудовой пенсии, условия и порядок назначения и выплаты которой устанавливаются представительным органом городского округа

Согласно ст.15 названного Закона, доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии и доплаты к ней не превышала 45% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области. Размер доплаты увеличивается не более чем на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области за каждый полный год стажа муниципальной службы в Самарской области свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания (оплаты труда) муниципального служащего в Самарской области.

Таким образом, установление Положением «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе Чапаевск», утвержденным Решением думы г.о. Чапаевск Самарской области от 25.03.10г. № 631, увеличения размера доплаты за стаж свыше 15 лет на 1% за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, Закону не противоречит.

Разрешая спор, суды первой и второй инстанций исходили из того, что придание пунктом 4 Решения думы г.о. Чапаевск Самарской области от 25.03.10г. № 631 обратной силы Положению «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе Чапаевск», утвержденному данным Решением, лишает муниципальных служащих, получающих доплату в соответствии с ранее действовавшим Положением, права на получение доплаты в более высоком размере, установленном прежним Положением, и означает, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в конкретных правоотношениях, что противоречит Конституции РФ, согласно ч.2 ст.55 которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека, и п.1 ст. 4 ГК РФ, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Между тем, ч.3 той же ст. 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно положениям абз.2 п.1 ст. 4 ГК РФ, в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изожженной в ряде Определений по вопросу уменьшения доплат к трудовой пенсии государственных служащих, такое уменьшение не ухудшает положение граждан,

Так, в Определении от 28.05.09г. № 698-О-О Конституционный Суд РФ указал, что Конституция РФ, гарантируя каждому …социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом….., относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.07г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23).

Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов……

Законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.

Данная правовая позиция, как указал КС РФ, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.

В силу изложенного и принимая во внимание, что снижение размера увеличения доплаты к пенсии муниципальным служащим представительный орган г.о. Чапаевск Самарской области обосновывал уменьшением выделяемых из местного бюджета средств на такие доплаты, принятые по делу судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными, поэтому они подлежат отмене как постановленные с существенным нарушением норм материального права.

Принимая во внимание, что судами первой и второй инстанций при разрешении спора допущена ошибка в применении норм материального права, президиум полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора г.о. Чапаевск Самарской области.

Руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 09.11.10г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20.12.10г. отменить.

Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора г.о. Чапаевск Самарской области о признании противоречащими закону и не действующим со дня принятия положений пункта 4 Решения думы г.о. Чапаевск Самарской области от 25.03.10г. № 631 «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе Чапаевск» отказать.

Председатель Дроздова Л.П.