о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке



Судья: Сметанина О.Н. Гр. дело Номер обезличен

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дата обезличена г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Ермаковой Е.И.

судей – Решетняк М.А. и Степановой Л.И.

при секретаре – Бестаевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от Дата обезличенаг., которым постановлено:

«Иск удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить ФИО1, Дата обезличена г. рождения, уроженцу г. Тольятти Самарской области, расположенное в городском округе Тольятти жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим нормам».

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Ермаковой Е.И., объяснения ФИО1, возражавшего против доводов кассационной жалобы, доводы и заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти, Правительству Самарской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В исковом заявлении прокурор указал, что ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО3 решением Автозаводского райсуда г. Тольятти от Дата обезличена года лишена родительских прав, а отец ФИО3 решением Автозаводского райсуда г. Тольятти от Дата обезличена года признан умершим. Распоряжением администрации Автозаводского района г. Тольятти ФИО1 Дата обезличена года был назначен опекун ФИО2, являющаяся его бабушкой. В связи с совершеннолетием ФИО1 опека прекращена. Закрепленного жилья ФИО1. не имеет. В настоящее время ФИО1 работает на ОАО «АвтоВАЗ» в должности маляра, зарегистрирован по адресу ..., а проживает в общежитии. Дата обезличена года ФИО1 обратился с заявлением в мэрию г.о. Тольятти о принятии его на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в связи с отсутствием у него жилья. Постановлением мэра г.о. Тольятти ФИО1. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма. В силу ст. 57 ЖК РФ ФИО1. жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени он жильем не обеспечен.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, а также путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для дальнейшего предоставления жилых помещений лицам данной категории.

Судом установлено, что ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО3 лишена родительских прав в отношении ФИО1, а отец ФИО3 объявлен умершим, что также подтверждается справкой Отдела семьи, материнства и детства администрации муниципального района Ставропольский Самарской области.

Над несовершеннолетним ФИО1 была учреждена опека, которая прекращена в связи с его совершеннолетием.

Из материалов дела усматривается, что закрепленного жилья ФИО1 не имеет, зарегистрирован у опекуна по адресу ..., ... ..., а проживает в общежитии.

Постановлением мэра г.о. Тольятти от Дата обезличена г. Номер обезличенП ФИО1. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма.

Право ФИО1 на внеочередное предоставление жилья мэрией городского округа Тольятти не оспаривается.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1. в установленном законом порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, является ребенком-сиротой, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилья.

Ссылка представителя ответчика на нормы Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», а также на нормы Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», обоснованно не принята судом во внимание.

Данные законы не отменяют действие ЖК РФ, а определяют порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.

Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Положения указанной нормы закона разъяснены и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2009 г.

Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Обязанность по предоставлению жилья законом возложена и на органы местного самоуправления. Мэрия г.о. Тольятти осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.

В связи с чем, довод мэрии г.о. Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, является необоснованным.

В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется не только путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, но и путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для лиц данной категории.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Автозаводского района г. Тольятти о возложении обязанности на мэрию г.о. Тольятти предоставить ФИО1. жилое помещение в г. Тольятти.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от Дата обезличена г. оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г.о. Тольятти – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: