О назанчении ежемесячной выплаты для участников ВОВ



Судья: Семыкина А.Н. Гр. дело Номер обезличен

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июня 2010г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Моргачевой Н.Н.

СУДЕЙ: Сокол Т.Б., Лазарева Н.А.

При секретаре :Солдаткиной Е.В.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Нефтегорском районе Самарской области на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 24 мая 2010г., которым постановлено:

«Исковые требования Парфенова Владимира Николаевича удовлетворить.

Признать за Парфеновым Владимиром Николаевичем право на получение предусмотренной действующим законодательством ежемесячной денежной выплаты в объеме и размере, предусмотренным для участников Великой Отечественной войны.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Нефтегорском районе назначить Парфенову Владимиру Николаевичу ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и произвести перерасчет Парфенову Владимиру Николаевичу ежемесячных денежных выплат, установленных для участников Великой Отечественной войны, начиная с 01.01.2005 года».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сокол Т.Б., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Нефтегорском районе Самарской области Наместниковой А.В.,

Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Парфенов В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в Нефтегорском районе Самарской области назначении ежемесячной денежной выплаты, установленной для участников Великой Отечественной войны с 01.01.2005г. для участников ВОВ и перерасчете.

В обоснование требований указал, что является отцом погибшего при выполнении боевой задачи в районе боевых действий в Чеченской Республике военнослужащего - Парфенова Дмитрия Владимировича, служившего в г.Грозный на блокпосту. В связи с гибелью сына, 20.04.2000 года ему выдано удостоверение и справка о праве на льготы, предусмотренные законодательством. На основании этого установлены льготы для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы как для участников ВОВ. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 года льготы в натуральном виде были заменены ежемесячной денежной компенсацией, размер которой установлен в соответствии с подп.4 п.4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» по категории члену семьи погибшего ветерана боевых действий в размере 150 рублей, а подп.2 п.4 ст.23.1 этого же Закона для участников Великой Отечественной войны установлен размер 1050 рублей, а в настоящее время, с учетом индексации 2316 рублей. С 01.01.2005 года ему была назначена ЕДВ - бессрочно по категории член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Считает, что по Федеральному Закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ст. 23.1 п.2 и п.3 он имеет право выбора того или иного федерального закона или нормативного акта, который предусматривает более высокий размер выплат. При обращении в Пенсионный фонд РФ в Нефтегорском районе Самарской области о назначении ежемесячной денежной выплаты, приравненной к выплатам участникам ВОВ, ему было отказано в связи с тем, что смерть Парфенова Д.В. наступила после 16 января 1995 года, поэтому правовых оснований согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 № 331-О-П для осуществления ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников ВОВ, у него не имеется. Просит признать за ним статус лица: родителя (отец) погибшего при исполнении обязанностей военной службы, приравненного к статусу участника ВОВ, обязать Управление Пенсионного фонда РФ назначить ему ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ с 01.01.2005 года и сделать перерасчёт.

Уточнив требования, просил признать за ним право на получение предусмотренной действующим законодательством ежемесячной денежной выплаты в объеме и размере, предусмотренным для участников Великой Отечественной войны.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного Фонда в Нефтегорском районе решение суда просит отменить, считая его незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Статья 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Установлено, что Парфенов Дмитрий Владимирович погиб 20.04.2000 года в Чеченской республике при исполнении служебных обязанностей в районе боевых действий.

Согласно справке, выданной отделом Военного комиссариата Самарской области по Нефтегорскому и Алексеевскому районам, Парфенов В.Н. является отцом погибшего 20.04.2000 года при выполнении боевой задачи в районе боевых действий в Чеченской республике рядового Парфенова Д.В. Истцу выдано удостоверение серии ЖР №098807 от 20.08.2000 года о праве на льготы, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих. Семья пользовалась льготами, установленными законодательством для участников ВОВ и Постановлением ЦК КПСС Совета Министров от 21.08.1989 года № 673.

Кроме того, согласно положениям данной статьи, на истца распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О ветеранах» натуральные льготы были заменены на денежные выплаты. С 01.01.2005г. ему была назначена ЕДВ бессрочно по категории член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей, установлена ежемесячная денежная выплата в размере 150 рублей, в настоящее время, в связи с индексацией выплата составляет 927 рублей.

Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон "О ветеранах" определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

С учетом предписаний Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" и Федерального закона "О ветеранах" Парфенов В.Н. до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1 500 рублей (в 2005 году, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - 1 050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - 600 рублей (в 2005 году - 150 рублей).

Возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения (статья 7), Конституция Российской Федерации вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной. Однако, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки

Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона "О ветеранах", не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

Признание данной нормы абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившей силу не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.

Изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

По смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).

Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона "О ветеранах" (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.

Данная позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2997г. № 331-О-П.

В силу изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что истице, ранее пользовавшейся льготами в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.89г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", ЕДВ должна быть предоставлена в размере, установленном для участников ВОВ, и обоснованно удовлетворил исковые требования в части назначения и перерасчета ЕДВ, исходя из ЕДВ, установленных для участников великой Отечественной войны.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым уточнить решение суда в части указания даты перерасчета с 04.04.2007г., вместо 01.01.2005г., даты вступления в законную силу Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2997г. № 331-О-П.

Руководствуясь ст. 360-361 ГПК РФ,

Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 24 мая 2010г. по существу оставить без изменения.

Уточнить абзац 2 резолютивной части решения суда, изложив его в следующей редакции.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Нефтегорском районе назначить Парфенову Владимиру Николаевичу ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и произвести перерасчет Парфенову Владимиру Николаевичу ежемесячных денежных выплат, установленных для участников Великой Отечественной войны, начиная с 04.04.2007года.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

СУДЬИ