Судья: Сычев А.В. Номер обезличен
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Дата обезличена года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего ФИЛАТОВОЙ Г.В.
Судей КНИСТЯПИНОЙ Н.А., ПОДОЛЬСКОЙ А.А.
При секретаре ФИРСОВОЙ Е.Н.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам ФИО1, Администрации г.о. Жигулевск на решение Жигулевского городского суда Самарской области от Дата обезличена года, которым постановлено: «Иск ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать администрацию г.о. Жигулевск включить ФИО1 в список граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в качестве выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, составом семьи 1 человек, с датой постановки на учет Дата обезличена года, как гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, завести на ФИО1 учетное дело.
Обязать администрацию г.о. Жигулевск направить в уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области заверенную копию списка граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», для включения ФИО1 в единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области.
В удовлетворении иска о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения ФИО1 в поддержание доводов своей жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 обратилась с иском к администрации г.о. Жигулевск о восстановлении ее на очереди для получения жилищного сертификата как выехавшей из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, включении ее в список граждан указанной категории, представлении его в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, учитывая очередность с Дата обезличенаг., взыскании с ответчика в ее пользу компенсацию причиненного ей материального ущерба в размере 35000 рублей, затраченного на проезд по месту прежней постановки на учет, а также о возмещении морального ущерба, причиненного неправомерными действиями ответчика в размере 100000 рублей.
В обосновании иска указала, что в декабре Дата обезличена года в Республике Саха (Якутия) она была поставлена на очередь в соответствии с Федеральным Законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей». В марте Дата обезличена года она переехала на постоянное место жительство в г.Жигулевск.
В Министерстве социальной защиты и развития экономики Республики Саха (Якутия) ей сообщили, что на очередь по новому месту жительства она будет поставлена без промедления, очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления. При обращении в жилищный отдел администрации г.Жигулевск ей было предложено собрать новый пакет документов, также от нее потребовали документ, что она снята с очереди в г. Адрес обезличен Республики Якутия, где раньше проживала, хотя она еще стояла там на очереди. Все необходимые документы она сдала Дата обезличенаг., однако Постановление мэра об отказе в постановке на учет вынесено Дата обезличенаг., вручено Дата обезличенаг.
С постановлением она не согласна, так как считает, что она стояла на очереди на законных основаниях и размер ее пенсии при этом не имеет значение.
В Дата обезличена года она вынуждена была поехать в г. Адрес обезличен, чтобы восстановиться на очереди.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что в результате незаконных действий ответчика ей был причинен материальный ущерб, выразившийся в затратах: поездка из Адрес обезличен в Республику Саха ( Якутия), повторный сбор документов, моральный вред, ФИО1 и обратилась в суд с данным иском.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда в части отказа ей в иске о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
Администрация г.о. Жигулевск в кассационной жалобе просит отменить решение суда в части удовлетворения иска ФИО1
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает, что решение суда в части отказа ФИО1 в требованиях о взыскании компенсации морального вреда подлежит отмене, в остальной части является правильным.
Из материалов дела следует, что истица, Дата обезличена года рождения, является пенсионером л.д.30), состояла на учете, ведущемся муниципальным образованием «Город Адрес обезличен» Адрес обезличен района Республики Саха (Якутия), на предоставление жилищной субсидии выезжающим за пределы районов Крайнего Севера с Дата обезличена года за Номер обезличен, снята с очереди в связи с выездом за пределы Республики Саха (Якутия) с Дата обезличена года л.д.8,9). При этом за период нахождения на учете жилищная субсидия ей не предоставлялась (л.д.24).
Как ответчиком, так и третьим лицом – Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, не отрицается, что ФИО1 относиться к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, имеет право на участие в подпрограмме.
Судом установлено, что Дата обезличена года истица обратилась с заявлением к ответчику о принятии ее на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в связи с выездом из районов Крайнего Севера л.д. 10).
Постановлением мэра г.о. Жигулевск от Дата обезличена года Номер обезличен, на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, ФИО1 отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так как она не может быть признана малоимущей, в связи с тем, что ее среднедушевой доход превышает размер прожиточного минимума л.д. 18).
Судом также установлено, что ответчиком ведется и ежегодно утверждается список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по городскому округу, в том числе граждан, выехавших из районом Крайнего Севера с последней датой постановки на учет участника Дата обезличена года л.д.48).
В соответствии с Федеральным Законом №125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, при этом в третью очередь пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
В соответствии со ст.3 Закона, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Постановлением Правительства Российской Федерации, от 10.12.2002 года утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с п.2 указанного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Вместе с тем, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены правом передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
Для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) документы, в перечень которых, документ о размере дохода (в том числе пенсии), не входит. Органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п.20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями ( при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма).
В соответствии с п.5 п.п. «з» Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет.
Согласно п. 7 Правил, из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации, что свидетельствует о равенстве прав на получение социальных выплат граждан, выехавших из районов Крайнего Севера (п. «з»), признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по сравнению с гражданами, не признанными таковыми, к каким относится и истица.
На основании п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают документы, к числу которых не отнесены документы, подтверждающие принадлежность гражданина к малоимущим.
В силу п.21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
При этом, в соответствии с п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона №125-ФЗ.
Исходя из ответа Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области полномочия по регистрации и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера органами исполнительной власти Самарской области органам местного самоуправления не передавались.
Однако, указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления на основании Порядка организации работы по проверке органами местного самоуправления документов, предоставляемых гражданами при подаче заявления об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 27.09.2007 года №51 в соответствии с п. 21 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153.
В соответствии с указанным Порядком, для участия в подпрограмме граждане, в том числе указанные в п. «з» п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153, подают в органы местного самоуправления муниципального образования Самарской области, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан имеющих право на получение субсидий), заявление об участии в подпрограмме по установленной форме и документы в соответствии с п. 19 Правил. Решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы принимается комиссиями, образованными органами местного самоуправления. В случае признания гражданина участником подпрограммы, на него заводится учетное дело.
Таким образом, анализ указанного федерального законодательства и законодательства Самарской области, свидетельствует о том, что полномочия по приему и проверке документов от граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме и не состоящими на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, но имеющих право на получение субсидий, принадлежат, в соответствии с утвержденным порядком, органам местного самоуправления по месту жительства лица, подавшего такое заявление, и работа по организации проверки документов предоставляемых гражданами при подаче заявления об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», также в соответствии с действующим на территории Самарской области порядком, возлагается на ответчика.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ ответчика в учете истицы в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии как лица, выехавшего из районов Крайнего Севера и изъявившего ответчику желание на получение жилищного сертификата, не соответствует вышеуказанным нормам законодательства, нарушает ее права, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования ФИО1, указав, что истица подлежит включению ответчиком в список граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в качестве выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, составом семьи 1 человек, с датой постановки на учет Дата обезличена года, как гражданин, имеющий право на получение жилищной субсидии, с заведением учетного дела и обоснованно возложил обязанность на Администрацию г.о. Жигулевск направить в уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области список граждан, участников подпрограммы, для включения ФИО1 в единый спиоск.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда в части отказа истице в требованиях о взыскании компенсации морального вреда является неправильным, в этой части подлежит отмене.
Суд указал, что право на компенсацию морального вреда при нарушениях, допущенных ответчиком, действующим законодательством не предусмотрено.
Между тем данный вывод суда противоречит требованиям ст. 151, 1099 ГК РФ.
Учитывая, что отказ ответчика во включении ФИО1 в список граждан, участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в качестве выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющего как гражданин право на получение жилищной субсидии, является неправомерным, нарушающим ее права, то судебная коллегия полагает, что ФИО1 имеет право на компенсацию морального вреда,
Учитывая обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, что установление новых обстоятельств не требуется, судебная коллегия считает возможным, отменив решение суда в этой части, постановить новое о взыскании с ответчика в пользу истицы компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
Вместе с тем, решение суда об отказе ФИО1 в требованиях о взыскании материального ущерба в размере 35000 рублей является правильным, поскольку не представлено доказательств, что ее поездка в г. Нюрба связана с действиями ответчика и к тому же из транспортных билетов (л.д. 25-28) усматривается значительные временные разрывы поездки – из Самары в Адрес обезличен выехала Дата обезличенаг, из Адрес обезличен в Якутск вылетела Дата обезличенаг., из Якутска в г. Адрес обезличен Дата обезличенаг., в Адрес обезличен из Адрес обезличен выехала Дата обезличенаг. А, поэтому доводы истицы в жалобе о неправильности отказа ей в иске о взыскании материального ущерба – неубедительны и не могут быть приняты во внимание.
Ссылка Администрации г.о. Жигулевск в жалобе на необоснованность удовлетворения требований ФИО1 о включении в список граждан, участников подпрограмм « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в качестве выехавшей из районов Крайнего Севера – несостоятельна и не может быть принята во внимание по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Жигулевского городского суда Самарской области от Дата обезличена года в части отказа ФИО1 в иске о взыскании компенсации морального вреда – отменить, постановить в этой части новое решение: « Взыскать с Администрации г.о. Жигулевск в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 ( пять тысяч) рублей».
В остальной части тоже решение суда оставить без изменения.
Кассационную жалобу ФИО1 удовлетворить частично. Кассационную жалобу Администрации г.о. Жигулевск оставить без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи КОПИЯ ВЕРНА СУДЬЯ: