О признании права на перерасчет и доплату ЕДВ



Судья: Бросова Н.В. Номер обезличенО П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дата обезличена года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Яковлевой В.В.,

Судей: Кирюхиной Т.Н., Акининой О.А.,

При секретаре: Кузнецовой И.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобу ФИО4 на решение Кировского районного суда г. Самара от Дата обезличена года, которым постановлено:

В требованиях ФИО4 к ГУ Пенсионного фонда РФ по Кировскому району о признании права на перерасчет и доплату ежемесячной денежной выплаты, отказать.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснения ФИО4, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Самара по доверенности Брыкиной И.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО4 обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самара о признании права на перерасчет и доплату ежемесячной денежной выплаты. В обоснование иска указала, что является матерью ФИО6, погибшего на территории Республики Афганистан Дата обезличена года в ходе боевой операции.

В связи с гибелью сына истице были назначены льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, предусмотренные для участников ВОВ. Дата обезличена года истице было выдано удостоверение на льготы, которыми она пользовалась до 01.01.2005 года.

Истица указала, что ей не был произведен перерасчет единовременной денежной выплаты с 01.01.2005 года. ЕДВ выплачивается истице с 04.04.2007 года.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО4 просила суд обязать ответчика произвести перерасчет ЕДВ с 01.01.2005 года по 04.04.2007 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ФИО4 просит решение суда отменить, считая его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 7 Закона СССР №313-1 от 01.08.1989 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой отечественной войны из числа военнослужащих.

Судом установлено, что ФИО4 является матерью ФИО7, погибшего на территории Республики Афганистан Дата обезличена года в ходе боевой операции, что подтверждается материалами дела.

Из материалов дела следует, что Дата обезличена года ФИО4 выдано удостоверение, предоставляющее право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

Судом установлено, что истице была назначена ежемесячная денежная выплата с 01.01.2005 года бессрочно по категории член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей в размере 150 рублей.

Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривали и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях п. 3 ст. 11 названного Федерального Закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы абзацем 2 п. 6 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01.01.2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.

Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека, и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 11 ФЗ «О ветеранах», установленные ранее для ветеранов и членов их семей законодательством СССР и законодательством Российской Федерации права и льготы и другие меры социальной защиты не могут быть отменены без их равноценной замены.

По смыслу ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 №122, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.

Поэтому, предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.

Следовательно, взаимосвязанные положения ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ) и пункта 19 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которым они пользовались до 01.01.2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения (ст.7), то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.

Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года №331-О-П.

В связи с изложенным, учитывая дату вступления Определения Конституционного Суда РФ в законную силу – 04.04.2007 года, ФИО4 правомерно назначена единовременная денежная выплата в размере, не ниже установленной подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.

Довод кассационной жалобы о том, что перерасчет ЕДВ должен быть осуществлен с момента вступления в силу ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ, а не Определения Конституционного суда РФ, не может быть принят во внимание, поскольку взаимосвязь положений ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ) и пункта 19 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ выявлена вышеназванным Определением Конституционного Суда РФ, вступившим в законную силу 04.04.2007 года, что отражено в Письме Пенсионного Фонда РФ от 28.01.2008 года №28-25/718 «О порядке применения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 года №331-О-П».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Самара от Дата обезличена года оставить без изменения, жалобу ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: