Об обязании отселить семью из аварийного, непригодного для проживания помещения в благоустроенное ж



Судья: Борисова Е.А. Гр. дело Номер обезличен

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дата обезличена года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Моргачёвой Н.Н.

судей – Сокол Т.Б., Елистратовой Е.В.

при секретаре Садовниковой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от Дата обезличена года, которым постановлено:

«Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить ФИО3 на состав семьи 3 человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами действующего законодательства».

Заслушав доклад судьи областного суда Моргачёвой Н.Н., объяснения представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара ФИО5 (по доверенности) и представителя Администрации городского округа Самара ФИО4 (по доверенности), поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Самары, Департаменту управления имуществом городского округа Самары об обязании отселить её и её семью из аварийного, непригодного для проживания помещения в благоустроенное жилое помещение в соответствии с положениями федеральной программы отселения из ветхого аварийного жилья, указав в заявлении, что она проживает с дочерью и внучкой в коммунальной квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ул. Адрес обезличен Адрес обезличен. Дом 2-х этажный, деревянный, постройки до 1917 года, без удобств.

03.07.2009г. заключением межведомственной комиссии дом, в котором проживает истица с семьей, признан аварийным и подлежащим сносу.

На основании этого заключения Распоряжением № 1520/02-р от 08.09.2009г. первого заместителя Главы городского округа Самары дом по Адрес обезличен, Адрес обезличен был признан аварийным и подлежащим сносу.

В данном распоряжении было рекомендовано собственнику дома осуществить его снос в течение двух месяцев с даты подписания распоряжения.

Ссылаясь на то, что дом является муниципальной собственностью, следовательно, снос и отселение жильцов является обязанностью органов местного самоуправления, проживание в доме невозможно, использование неисправного газового оборудования представляет опасность для жизни и здоровья граждан, ее семья состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, истица, уточнив исковые требования, просила суд на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма или в собственность.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

Из материалов дела следует, что ФИО3 зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: Адрес обезличен, Адрес обезличен, Адрес обезличен, Адрес обезличен, жилой площадью 27,7 кв.м. На указанной жилой площади вместе с истцом также проживают ФИО7 - дочь, ФИО6 - внучка л.д. 9).

Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от 03.07.2009г. жилой дом является аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа от 08.09.2009г. № 1520/02-р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» дом по адресу: Адрес обезличен, Адрес обезличен признан аварийным и подлежащим сносу л.д. 8).

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа от 12.02.2010г. № 184/02-р в распоряжение первого заместителя Главы городского округа от 08.09.2009г. № 1520/02-р «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» были внесены изменения, в том числе, распоряжение дополнено пунктом 4, которым рекомендовано отселение физических лиц завершить до конца 2010 года; снос аварийного дома осуществить в течение 3-х месяцев с момента отселения граждан (п.5) л.д. 40).

Из справки Департамента управления имуществом городского округа Самары от 30.03.2010г. следует, что ФИО3 с составом семьи 3 человека с 1996г. состоит на учете в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на 2010г. её очередь Номер обезличен л.д.59).

Согласно выписке из реестра, квартира Номер обезличен Адрес обезличен по Адрес обезличен, не состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самары л.д. 27).

Суду предоставлено свидетельство о государственной регистрации права, согласно которому истица и её дочь ФИО7 являются собственниками в праве общей долевой собственности (доля 87/318) жилого помещения по адресу: Адрес обезличен, Адрес обезличен, Адрес обезличен, Адрес обезличен л.д. 32,33).

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу пункта 1 части 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 было утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Пунктом 1 Положения определено, что Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Судом установлено, что ФИО3 состоит в списке очередности как нуждающаяся в жилом помещении, с составом семьи 3 человека.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что истица состоит в очереди на улучшение жилищных условий, жилье истицы в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, суд пришел к правильному выводу о том, что требования истицы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что в соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары.

Полномочия Главы городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ч. 1 ст. 46 Устава, в соответствии с которой Глава городского округа Самара принимает решения по следующим вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа Самара:

а) о распоряжении земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством;

б) о приобретении недвижимого имущества в собственность городского округа Самара;

в) о внесении бюджетных средств и имущества городского округа Самара в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц в соответствии с решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара на соответствующий финансовый год (далее также - решение о бюджете городского округа Самара);

г) о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара и муниципальных учреждений городского округа Самара;

д) об утверждении плана приватизации имущества городского округа Самара.

На основании п. «г» ст. 47 Устава Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара:

- осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам;

- осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.

Таким образом, суд правомерно указал, что Департамент управления имуществом городского округа Самары наделен полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе, полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом, в связи с чем надлежащим ответчиком по данному делу является Департамент управления имуществом городского округа Самары.

Доводы ответчиков о том, что истица является собственником жилого помещения, и на основании ст. 32 ЖК РФ обеспечению жилищных прав собственника жилого помещения предшествует изъятие земельного участка для муниципальных и государственных нужд, суд правильно не принял во внимание, правомерно указав, что Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Что касается ст. 32 ЖК РФ, то данная правовая норма регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд и не исключает требования ст. 57 ЖК РФ предоставить жилые помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Доводы представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара в кассационной жалобе о том, что суд необоснованно не учел, что истцы являются собственниками жилого помещения и что дом находится в общей долевой собственности с остальными собственниками жилых помещений, и ссылки в жалобе на то, что в данном случае при предоставлении жилых помещений собственникам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, необходимо учитывать положения ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника или путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО3, суд обоснованно исходил из того, что у истицы, которая с семьей принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, возникло право на предоставление жилого помещения по нормам ст. 57 ЖК РФ, а у органа местного самоуправления возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.

Норма ст. 32 ЖК РФ регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не исключает действия ст. 57 ЖК РФ о предоставлении жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, выводы суда об удовлетворении исковых требований соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от Дата обезличена года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: