Судья: Емельянова Е.Н. гр. дело Номер обезличен
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Дата обезличена года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Елистратовой Е.В.
судей - Минеевой О.Г., Шабаевой Е.И.
при секретаре - Яицкой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ФИО6 на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от Дата обезличена года, которым постановлено:
«Исковые требования ВВВ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО6 и третьему лицу ФИО8, удовлетворить.
Обязать ФИО6 провести капитальный ремонт на участках железнодорожного пути, обслуживаемых ПЧ-23: перегоны и станции б/п939 - ст.Уренбаш - с 939 км по 943 км (неч.); б/п 975 км -ст.Рассвет - с 975 км по 979 км (неч.); ст.Димитровград - с 984 км по 986 км (неч.); ст.Димитровград - б/п989 - с 988 км по 989 км (неч.); ст.Обамза - б/п 1004 - с 1004км пк8 по 1004км пк9 (неч.); б/п 1004 -ст.Малыкла-с 1007 км по 1009 (неч.); ст.Малыкла - ст.Якушка - с 1009 км пк7 по 1009 км пк8 (неч.); ст.Ахметьево -ст.Нурлат - с 1068км по 1072 км (неч.); стАхметьвео - ст.Нурлат - с 1077 км пкЗ по 1077 км пк7 (неч.); ст.Нурлат - с 1078 км пк8 по 1078 км пкЮ (неч.); ст.Нурлат -ст.Клиновка -с 1084 км по 1091 км (неч.); ст.Клиновка - ст.Челна - с 1091 км пкЗ по 1091 км пк5 (неч.); ст. Челна - ст.Шентала -с1100кмпо1101км (неч.); ст.Челна -ст.Шентала - с 1129 км пк4 по 1129 км пк5 (неч.); б/п939 - ст.Уренбаш - с 941 км по 942 км (чет.); ст.Путевой -ст.Бряндино - с 958 км пк2 по 958 км пк4 (чет.); ст.Бряндино ст.Тиинск - с 961 км по 962 км (чет.); ст.Тиинск - б/п 975 км - с 972 км по 975 км (чет.); ст.Рассвет - ст. Димитров-град - с 979 км по 983 км (чет.); ст.Димитровград - с 985 км пкЗ по 985 км пк8 (чет.); ст.Димитровград - б/п 989 км - с 989 км пк2 по 989 км пкб (чет.); ст.Обамза - б/п 1004 - с 995 км по 1004 км (чет.); ст.Малыкла - ст.Якушка - с 1009 км по 1010 км (чет.); ст.Малыкла - ст.Якушка - с 1017 км пк5 по 1017 км пкЮ (чет.); ст.Якушка - ст.Амировка – с 1023 км по 1027 км (чет.); ст.Кармала -ст.Погрузная - с 1030 км по 1031 км (чет.); ст.Кармала - ст.Погрузная - с 1044 км по 1045 км (чет.); б/п 1049-б/п 1056 - с 1049 км по 1056 км (чет.); б/п 1056 - ст.Розовка - с 1056 км по 1058 км (чет.); ст.Розовка - ст.Ахметьево- с 1060 км по 1068 км (чет.); ст.Нурлат - с 1077 км по 1078 км (чет.); ст.Нурлат -ст.Клиновка - с 1079 км по 1091 км (чет.); ст.Челна-ст.Шентала- cl 116кмпо1119км(чет.); ст.Денискино-ст.Пронино -с1171кмпо1180км (чет.); ст.Пронино - ст.Клявлино - с 1180 км по 1184 км (чет.); ст.Клявлино - с 1184 км по 1185 км (чет.); ст.Клявлино - ст. Маклауш - с 1201км по 1202 км (чет.); ст.Маклауш - ст. Дымка - с 1202 км по 1203 км (чет.).
Обязать ФИО6 провести средний ремонт на участках железнодорожного пути, обслуживаемых ПЧ-23: перегоны и станции б/п 939 км - с 937 км по 939 км (неч.); ст.Бряндино - ст.Тиинск с 968 км по 969 км (неч.); ст.Димитровград - б/п 989 км - с 985 км по 988 км (неч.); ст.Кармала - ст.Погрузная - с 1044 км по 1049 км (неч.); ст.Ахметьево
- ст.Нурлат - с 1068 км по 1072 км (неч.); ст.Нурлат - ст.Клиновка - с 1079 км по 1084 км (неч.); ст.Клявлино -с 1184 км по 1185 км (неч.); ст.Клявлино - ст.Маклауш - с 1185 км по 1192 км (нечет.); ст.Клявлино - ст.Маклауш - с 1201 км по 1202 км (неч.); ст.Маклауш -ст.Дымка - с 1209 км по 1212 км (неч.); б/п939 - ст.Уренбаш - с 939 км по 942 км (чет.); ст.Уренбаш -ст.Путевой - с ЗДЗ км во ЭД5 км (чет.); ст.Уренбаш - ст.Тгутевой - с ЗД6 "км по 947 км (чет.); ст.Уренбаш - ст.Путевой - с 948 км по 949 км (чет.); ст.Уренбаш -ст.Путевой - с 950 км по 958 км (чет.); ст.Путевой - ст. Бряндино - с 958 км по 960 км (чет.); ст.Бряндино ст.Тиинск - с 960 км по 961 км (чет.); ст.Бряндино - ст.Тиинск - с 963 км по 964 км (чет.); ст.Бряндино - ст.Тиинск - с 970 км пк1 по 970 км пкб (чет.); ст.Тиинск - б/п 975 км - с 972 км по 975 км (чет.); б/п975 км - ст.Рассвет - с 975 км по 979 км (чет.); б/п989 -ст.Обамза -с 990 км по 992 км (чет.); ст.Рассвет - стДимитровград - с 983 км по 984 км (чет.); б/п 1004 км - ст.Малыкла - с 1004 км по 1009 км (чет.); ст.Малыкла - ст.Якушка -с1017кмпо1018 км (чет.); б/п 1028 - ст.Карамала - с 1028 км по 1030 км (чет.); ст.Кармала -ст.Погрузная - с 1032 км пкб по 1032 км пк9 (чет.); ст.Кармала - ст.Погрузная - с 1036 км по 1037 км (чет.); ст.Нурлат - ст.Клиновка - с 1084 км по 1089 км (чет.); ст.Челна -ст.Шентала -с1115кмпо1116км (чет.); ст.Челна - ст.Шентала -с 1119км по ИЗО км (чет.); ст.Денискино -стЛронино - с 1156 км по 1158 км (чет.); ст.Денискино - ст.Пронино -с 1160 км по 1165 км (чет.); ст.Денискино - ст.Пронино -с 1166 км по 1171 км (чет.).
Обязать ФИО6 провести подъемочный ремонт на участках железнодорожного пути, обслуживаемых ПЧ-23: перегоны и станции ст.Бряндино - ст.Тиинск - с 962 км пк1 по 962 пк2 (неч.); ст.Бряндино - ст.Тиинск - с 966 км по 968 (неч.); ст.Тиинск - б/п975 - с 972 км пк2 по 972 км пк4 (неч.); б/п 939 - с 939 км пк4 по 939 км пк5 (чет.); ст.Уренбаш -ст.Путевой - с 942 км по 943 км (чет.); ст.Тиинск - с 970 км по 972 км (чет.); б/п989 -ст.Обамза - с 994 км по 995 км (чет.); ст.Малыкла - стЛкушка - с 1014 км по 1017 км (чет.); б/п 1056 - с 1056 км пкЗ по 1056 км пк4 (чет.); ст. Денискино - ст. Пронино - с 1158 км по 1159 км (чет.).
Итого, общая протяженность путей, эксплуатирующихся с просроченным сроком капитального, среднего и подъемочного ремонтов, составляет 198,99 км».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителя ФИО6 по доверенности – Гореловой Л.Г., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ВВВ обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО6 о проведении капитального, среднего и подъемочного ремонтов на участках железнодорожного пути, обслуживаемых ПЧ-23. В заявлении указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в области обеспечения безопасности движения поездов и выполнения лицензионных требований было установлено, что в Димитровградской 23-ей дистанции пути (ПЧ-23) эксплуатируются железнодорожные пути с просроченными сроками капитального, среднего и подъемочного ремонтов, что, в свою очередь, создает угрозу безопасности и причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц. В связи с этим истец просил суд обязать ответчика провести капитальный ремонт на перегонах и станциях: б/п 939 - ст.Уренбаш - с 939 км по 943 км (неч.); б/п 975 км -ст.Рассвет - с 975 км по 979 км (неч.); ст.Димитровград - с 984 км по 986 км (неч.); ст.Димитровград - б/п989 - с 988 км по 989 км (неч.); ст.Обамза - б/п 1004 - с 1004км пк8 по 1004км пк9 (неч.); б/п 1004 -ст.Малыкла-с 1007 км по 1009 (неч.); ст.Малыкла - стЛкушка - с 1009 км пк7 по 1009 км пк8 (неч.); ст.Ахметьево -ст.Нурлат - с 1068км по 1072 км (неч.); ст.Ахметьвео - ст.Нурлат -с 1077 км пкЗ по 1077 км пк7 (неч.); ст. Нурлат - с 1078 км пк8 по 1078 км пкЮ (неч.); ст.Нурлат -ст.Клиновка - с 1084 км по 1091 км (неч.); ст.Клиновка - ст.Челна - с 1091 км пкЗ по 1091 км пк5 (неч.); ст. Челна - ст.Шентала -с1100кмпо1101км (неч.); ст.Челна -ст.Шентала - с 1129 км пк4 по 1129 км пк5 (неч.); б/п939 - ст.Уренбаш - с 941 км по 942 км (чет.); ст.Путевой - ст.Бряндино - с 958 км пк2 по 958 км пк4 (чет.); ст.Бряндино ст.Тиинск -с 961 км по 962 км (чет.); ст.Тиинск - б/п 975 км - с 972 км по 975 км (чет.); ст.Рассвет - ст. Димитровград - с 979 км по 983 км (чет.); ст.Димитровград - с 985 км пкЗ по 985 км пк8 (чет.); ст.Димитровград - б/п 989 км - с 989 км пк2 по 989 км пкб (чет.); ст.Обамза - б/п 1004 - с 995 км по 1004 км (чет.); ст.Малыкла - ст.Якушка - с 1009 км по 1010 км (чет.); ст.Малыкла - ст.Якушка - с 1017 км пк5 по 1017 км пкЮ (чет.); ст.Якушка - ст.Амировка - с 1023 км по 1027 км (чет.); ст.Кармала -ст.Погрузная - с 1030 км по 1031 км (чет.); ст.Кармала - ст.Погрузная - с 1044 км по 1045 км (чет.); б/ц 1049-б/п 1056 - с 1049 км по 1056 км (чет.); б/п 1056 - ст.Розовка - с 1056 км по 1058 км (чет.); ст.Розовка - ст.Ахметьево -с 1060 км по 1068 км (чет.); ст.Нурлат - с 1077 км по 1078 км (чет.); ст.Нурлат - ст.Клиновка -с 1079 км по 1091 км (чет.); ст.Челна-ст.Шентала- с1116кмпо1119км(чет.); ст.Денискино-ст.Пронино -с1171кмпо1180км (чет.); ст.Пронино - ст.Клявлино - с 1180 км по 1184 км (чет.); ст.Клявлино - с 1184 км по 1185 км (чет.); ст.Клявлино - ст. Маклауш - с 1201км по 1202 км (чет.); ст.Маклауш - ст. Дымка - с 1202 км по 1203 км (чет.);
провести средний ремонт на перегонах и станциях: б/п 939 км - с 937 км по 939 км (неч.); ст.Бряндино -ст.Тиинск с 968 км по 969 км (неч.); ст.Димитровград - б/п 989 км - с 985 км по 988 км (неч.); ст.Кармала - ст.Погрузная - с 1044 км по 1049 км (неч.); ст.Ахметьево - ст.Нурлат - с 1068 км по 1072 км (неч.); ст.Нурлат - ст.Клиновка - с 1079 км по 1084 км (неч.); ст.Клявлино -с 1184 км по 1185 км (неч.); ст.Клявлино - ст.Маклауш - с 1185 км по 1192 км (нечет.); ст.Клявлино - ст.Маклауш - с 1201 км по 1202 км (неч.); ст.Маклауш - ст.Дымка - с 1209 км по 1212 км (неч.); б/п939 - ст.Уренбаш - с 939 км по 942 км (чет.); ст.Уренбаш -ст.Путевой - с 943 км по 945 км (чет.); ст.Уренбаш - ст.Путевой - с 946 км по 947 км (чет.); ст.Уренбаш - ст.Путевой - с 948 км по 949 км (чет.); ст.Уренбаш - ст.Путевой - с 950 км по 958 км (чет.); ст.Путевой - ст. Бряндино - с 958 км по 960 км (чет.); ст.Бряндино ст.Тиинск - с 960 км по 961 км (чет.); ст.Бряндино - ст.Тиинск - с 963 км по 964 км (чет.); ст.Бряндино - ст.Тиинск - с 970 км пк1 по 970 км пкб (чет.); ст.Тиинск - б/п 975 км - с 972 км по 975 км (чет.); б/п975 км - ст.Рассвет - с 975 км по 979 км (чет.); б/п989 - ст.Обамза -с 990 км по 992 км (чет.); ст.Рассвет - стДимитровград - с 983 км по 984 км (чет.); б/п 1004 км -ст.Малыкла - с 1004 км по 1009 км (чет.); ст.Малыкла - ст.Якушка -с1017кмпо1018 км (чет.); б/п 1028 - ст.Карамала - с 1028 км по 1030 км (чет.); ст.Кармала - стЛогрузная - с 1032 км пкб по 1032 км пк9 (чет.); ст.Кармала - ст.Погрузная - с 1036 км по 1037 км (чет.); ст.Нурлат - ст.Клиновка - с 1084 км по 1089 км (чет.); ст.Челна - ст.Шентала -с 1115км по 1116 км (чет.); ст.Челна - ст.Шентала -с 1119км по ИЗО км (чет.); ст.Денискино -стЛронино - с 1156 км по 1158 км (чет.); ст.Денискино - ст.Пронино -с 1160 км по 1165 км (чет.); ст.Денискино - ст.Пронино -с1166кмпо1171км (чет.);
провести подъемочный ремонт на перегонах и станциях: ст.Бряндино - ст.Тиинск - с 962 км пк1 по 962 пк2 (неч.); ст.Бряндино - ст.Тиинск - с 966 км по 968 (неч.); ст.Тиинск - б/п975 - с 972 км пк2 по 972 км пк4 (неч.); б/п939 - с 939 км пк4 по 939 км пк5 (чет.); ст.Уренбаш - ст.Путевой - с 942 км по 943 км (чет.); ст.Тиинск - с 970 км по 972 км (чет.); б/п989 - ст.Обамза - с 994 км по 995 км (чет.); ст.Малыкла - стЛкушка -с1014кмпо1017км (чет.); б/п 1056 - с 1056 км пкЗ по 1056 км пк4 (чет.); ст.Денискино - ст.Пронино - с 1158 км по 1159 км (чет.)
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ФИО6 Горелова Л.Г. просит решение суда отменить, поскольку считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность (ч.2 ст.20 Закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности и обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в силу ст.2 Закона РФ «О безопасности».
Из материалов дела видно, что по результатам проверки, проведенной Ульяновской транспортной прокуратурой было установлено, что в Димитровградской 23-ей дистанции пути (ПЧ-23) эксплуатируются железнодорожные пути с просроченными сроками капитального, среднего и подьемочного ремонтов, что является нарушением требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Как установлено судом, стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не было представлено никаких доказательств в опровержение указанных доводов, которые вправе и должен был представить ответчик в силу ст. 56 ГПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 10 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» проектирование, строительство, реконструкция, включая электрофикацию и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, осуществляется за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета и в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством РФ и иных не запрещенных законом источников.
Судом было установлено, что ФИО6 свои обязанности по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта надлежащим образом не исполняет, что следует из ведомостей протяжения путей с просроченным капитальным ремонтом, ведомостей протяжения путей с просроченным средним ремонтом, а также ведомостей протяжения путей с просроченным подъемочным ремонтом.
Суд первой инстанции правомерно указал о том, что несоблюдение ответчиком требований законодательства о безопасности движения создает угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, пользующихся услугами ФИО6
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд обосновано обязал ответчика привести в надлежащее состояние участки железнодорожных путей, выявленных в ходе проверки, которые эксплуатируются с просроченным сроком капитального, среднего и подъемочного ремонта.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что указанный спор вытекает из экономической деятельности ФИО6 и в силу п.3 ст.22 ГПК РФ он не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены решения суда, поскольку перечень требований, с которыми прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, предусмотрен ст.52 Арбитражного процессуального кодекса РФ и является исчерпывающим.
Данный спор к требованиям, которые прокурор вправе заявить в арбитражный суд в порядке ст.52 АПК РФ, не относится.
В то же время прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ наделен правом обращения в суды общей юрисдикции с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что фактическое состояние путей с учетом проводимого текущего ремонта железнодорожных путей общего пользования позволяет обеспечивать безопасность движения поездов на Ульяновском отделении железной дороги, не могут быть приняты во внимание.
Судом было бесспорно установлено и представителем ответчика не оспаривалось, что железнодорожные пути эксплуатируются с пропущенными сроками ремонта, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, пользующихся услугами ФИО6
Таким образом, суд полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, дал им правильную правовую оценку, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самара от Дата обезличена года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: