Оспаривание решения органа местного самоуправления



Судья: Захаревская М.Г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

гр. дело Номер обезличен

Дата обезличена года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Яковлевой В.В.

судей: Кирюхиной Т.Н., Акининой О.А.

при секретаре: Кузнецовой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти от Дата обезличена года, которым постановлено:

«ФИО1 в удовлетворении заявления о признании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти Номер обезличен от Дата обезличенаг. незаконным, возложении на мэрию городского округа Тольятти обязательства по постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со дня обращения Дата обезличенаг. - отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кирюхиной Т.Н., объяснения ФИО1 и его представителя – адвоката Ксенафонтовой Н.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя мэрии г.о. Тольятти ФИО3 (по доверенности от Дата обезличенаг.) на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти Номер обезличен от Дата обезличенаг. «О рассмотрении жилищных вопросов» ФИО1, Дата обезличена года рождения, ветерану Великой Отечественной войны (ст. 20 ФЗ «О ветеранах»), отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, в котором просил признать распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти Номер обезличен от Дата обезличенаг. незаконным, обязать мэрию г.о. Тольятти поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со дня обращения, с Дата обезличенаг., указав, что с 2006г. он проживает в однокомнатной квартире жилой площадью 16,9 кв.м., принадлежащей на праве собственности его дочери, кроме него в данной квартире зарегистрированы еще трое: жена, дочь и внук. Продавая в 2006г. двухкомнатную квартиру в Ульяновской области, Майнский район, Адрес обезличен а в 2007г. - земельный участок с размещенным на нем жилым домом в Ульяновской области, Майнский район, Адрес обезличен, он не преследовал цель встать на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, продажа недвижимости была вызвана необходимостью переезда по месту жительства дочери по причине преклонного возраста и состояния здоровья, требующего постороннего ухода.

Кроме того, во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 (ред. от 9.01.2010г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» должны быть обеспечены жильем в случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий.

По мнению заявителя, для обеспечения его жилым помещением один раз достаточно установить, что он относится к льготной категории граждан, не имеет собственного жилища, проживает в стесненных условиях.

В судебном заседании ФИО1 заявление поддержал, считает, что его права и льготы, предусмотренные ст. 20 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» не могут быть ничем ограничены, поэтому те критерии нуждаемости, по которым отдельные граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, не должны к нему применяться.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из материалов дела усматривается, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 9946-р/4 от 29.10.2009г. «О рассмотрении жилищных вопросов» на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ ФИО1, Дата обезличена года рождения, ветерану Великой Отечественной войны (ст. 20 ФЗ «О ветеранах») отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социальною найма л.д.5).

Согласно удостоверению, выданному Майнским комитетом социальной защиты населения, ФИО1 относится к ветеранам Великой Отечественной войны - лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Он награжден медалью за доблестный труд в период Великой Отечественной войны, является ветераном труда, инвалидом 2 группы по общему заболеванию с 2002г.

Как труженик тыла, награжденный медалью, ФИО1 имеет право на льготы, установленные ст.ст. 20,22,23 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» л.д. 6-7).

Судом установлено, что Дата обезличенаг. ФИО1 продал двухкомнатную квартиру в Ульяновской области, Майнский район, р.п. Майна, Адрес обезличен, Дата обезличенаг. продал земельный участок с размещенным на нем жилым домом в Ульяновской области, Майнский район, р.п. Майна, Адрес обезличен л.д. 10-11).

С 2006г. он зарегистрирован в однокомнатной квартире, принадлежащей его дочери ФИО2, по адресу: г. Тольятти, Адрес обезличен л.д. 8-9).

Дата обезличенаг. ФИО1 обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о включении его в списки очередности на улучшение жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны (ст. 20) с составом семьи два человека л.д. 36).

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 (ред. от 09.01.2010 г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» л.д. 38).

В силу ст. 20 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (ред. от 21.12.2009г.) «О ветеранах», меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации л.д. 40).

Закон Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД (ред. от 23.03.2010г.) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 28.06.2006г.), определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен данным законом, признанных в соответствии с федеральным законодательством и данным законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств.

Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:

субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Часть 2 статьи 2 устанавливает, что действие настоящего Закона распространяется в том числе на следующие категории граждан:

2.1) граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а именно: а) инвалиды Великой Отечественной войны;

б) участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

в) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств

г) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

д) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

2.2) отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; (п. 2.2 введен Законом Самарской области от 13.08.2009г. № 93-ГД).

Обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации.

Граждане, перечисленные в пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз (абзац введен Законом Самарской области от 23.03.2010г. № 29-ГД).

Обеспечение жилыми помещениями граждан..., перечисленных в пунктах 2, 2.2, 3 и 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, (п. 5 в ред. Законов Самарской области от 13.08.2009г. № 93-ГД, от 23.03.2010г. № 29-ГД).

Порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Самарской области.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД, нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной статьей 4 настоящего Закона.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из общей площади всех указанных жилых помещений;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в жилом помещении, занятом несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.3, граждане, которые произвели действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых повешениях не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

Учет нуждающихся в жилых помещениях ведут местные администрации муниципальных образований Самарской области отдельно по каждой категории граждан, перечисленных в части 2 статьи 2 настоящего Закона.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

Таким образом, согласно действующему федеральному законодательству и закону Самарской области отказ муниципального образования в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является допустимым, поэтому доводы представителя заявителя о том, что в силу ст. 20 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ФИО1 не могло быть отказано в предоставлении жилья в муниципальном жилищном фонде, нельзя признать правильными.

Судом установлено, что граждане, перечисленные в пункте 2.1 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД (ред. от 23.03.2010г.) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз (абзац введен Законом Самарской области от 23.03.2010г. № 29-ГД), но к данной категории граждан ФИО1 не относится. Он относится к категории граждан, указанных в пункте 2.2 части 2 статьи 2: «отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» (п. 2.2 введен Законом Самарской области от 13.08.2009г. № 93-ГД).

Изложенное законодательство приведено в действующей редакции, поэтому доводы ФИО1 о том, что вышеприведенные нормы права недействительны и не могут регулировать возникшие правоотношения сторон, поэтому у мэрии г.о. Тольятти не было никакой необходимости в проверке его имущественного положения и жилищных условий, т.к. муниципалитет в любом случае, независимо от постановки на учет, должен обеспечить его жильем один раз, суд обоснованно признал ошибочными.

Суд правильно указал, что доводы представителя заявителя о том, что сам ФИО1 продал жилые помещения не для того, чтобы встать на учет, т.е. не намеренно, а по состоянию здоровья с целью переезда к дочери, денежных средств для покупки другой квартиры ему не хватило, заявление о постановке на учет было подано спустя длительное время, не могут служить основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку в данном случае он произвел действия, которые объективно привели к ухудшению его жилищных условий.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти Номер обезличен от Дата обезличенаг ФИО1 правомерно отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с чем обоснованно заявление ФИО1 оставил без удовлетворения.

Кроме того, согласно актам проверки жилищных условий по адресам: г. Тольятти, Адрес обезличен, г. Тольятти, Адрес обезличен, данные однокомнатные квартиры принадлежат на праве собственности дочери заявителя ФИО2 На момент проверки супруги ФИО1, А.И. ни в одной из указанных квартир не проживали, дочь ФИО2в январе 2010г. в личной беседе по телефону со специалистом жилищного отдела мэрии г.о. Тольятти сообщила, что отец и мать проживают в Ульяновской области, в Адрес обезличен в доме умершей сестры, отец проходит лечение в больнице в р.п. Майна.

Доводы кассационной жалобы ФИО1 были предметом судебного рассмотрения и получили в решении правильную оценку, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от Дата обезличена года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: