Судья: Дурнова Н.Г. Гр. дело № 33-6426
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июля 2010 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Ермаковой Е.И.
судей – Решетняк М.А. и Елистратовой Е.В.,
при секретаре – Абишеве М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 мая 2010 г., которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Промышленного района г. Самары в интересах Горбатюк Олеси Юрьевны удовлетворить частично.
Обязать Департамента управления имуществом городского округа Самара предоставить Горбатюк Олесе Юрьевне социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения из средств областного бюджета.
В удовлетворении требований к Правительству Самарской области отказать».
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Ермаковой Е.И., объяснения представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Геворгян О.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя третьего лица - Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа Самара Сережкиной К.Н., доводы и заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г. Самары в интересах Горбатюк О.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Правительству Самарской области о предоставлении жилого помещения.
В исковом заявлении прокурор указал, что Горбатюк О.Ю. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения за Горбатюк О.Ю. не закреплялось, жилого помещения для проживания она не имеет. По достижении 18 лет Горбытюк О.Ю. должна быть обеспечена жилым помещением, она была включена в очередь в список для внеочередного получения жилья, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор и обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В ходе рассмотрения дела прокурор, истец Горбатюк О.Ю. уточнили заявленные требования и просили обязать Департамент управления имуществом предоставить истцу социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит решение суда отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, а также путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для дальнейшего предоставления жилых помещений лицам данной категории.
Судом установлено, что Горбатюк О.Ю. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. С момента признания ее лицом, оставшимся без попечения родителей, до совершеннолетия истец являлась воспитанницей специализированных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно сведениям УФРС по Самарской области и ФГУП «РТИ» Горбатюк О.Ю. в собственности строений и приватизированного жилья не имеет.
Из материалов дела усматривается, что согласно договору о передаче в собственность квартиры от Дата обезличенаг. в общедолевую собственность Горбатюк О.Ю. и Г., З.Л., З.Н. была передана квартира по адресу: Адрес обезличен, Адрес обезличен, Адрес обезличен, Адрес обезличен. При этом Горбатюк О.Ю. находилась в несовершеннолетнем возрасте. Из решения суда от Дата обезличенаг. о лишении З.Л. родительских прав следует, что указанная квартира была продана.
В настоящее время Горбатюк О.Ю. проживает по адресу: Адрес обезличен, Адрес обезличен, Адрес обезличен, Адрес обезличен в общежитии. Работает в ООО «Д.» кассиром-продавцом.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от Дата обезличена г. Номер обезличен утвержден список граждан из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по г.о. Самара на 2010 г. В данном списке Горбатюк О.Ю. значится под номером 154.
Право Горбатюк О.Ю на внеочередное предоставление жилья Департаментом управления имуществом городского округа Самары не оспаривается.
Согласно Порядку обеспечения жилым помещением детей-сирот, разработанным в соответствии с Законом Самарской области "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что Горбатюк О.Ю. выразила желание на получение социальной выплаты.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Горбатюк О.Ю. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилья.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Промышленного района г. Самары и возложил на Департамент управления имуществом городского округа Самара обязанность предоставить Горбатюк Олесе Юрьевне социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения из средств областного бюджета.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
Ссылка представителя ответчика на нормы Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», а также на нормы Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», обоснованно не принята судом во внимание.
Данные законы не отменяют действие ЖК РФ, а определяют порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.
Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Положения указанной нормы закона разъяснены и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2009 г.
Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования. Данная обязанность законом возложена и на органы местного самоуправления.
Департамент управления имуществом г.о. Самара осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности. Кроме того, в соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самара от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют как Глава городского округа Самара, так и Департамент управления имуществом городского округа Самара. В связи с чем, довод ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является глава городского округа Самара является необоснованным.
В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется как путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, так и путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для лиц данной категории.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 13.05.2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: