Признание незаконным бездействие органа местного самоуправления



Судья: Родина Т.А. гр. дело № 33-6923

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 июля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Шуковой Н. М.

судей - Салдушкиной С. А., Пинчук С. В.

при секретаре - Лейновой С. В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации городского округа Самара на решение Советского районного суда г.Самара от 31 мая 2010 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самары и Департамента образования администрации городского округа Самары по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ № 218 г.о. Самары.

Обязать Администрацию г.о. Самара выделить необходимые денежные средства МДОУ № 218, а МДОУ № 218 после получения необходимых денежных средств оборудовать теневые навесы площадью не менее 40 кв.м. с устройством деревянных полов не ниже 15 см. от земли для всех групп, озеленить территорию, а именно: отделить групповые площадки изгородью из кустарника, оборудовать песочницы крышками в соответствии с п.2.1.16 СанПиН 2.4.1249-03, оборудовать в шкафах для верхней одежды и обуви установки для их просушивания во всех группах, приобрести для старшей и подготовительной групп столы с изменяющим наклон и открывающимися крышками, оборудовать ограждения отопительных приборов съемными деревянными конструкциями, оборудовать на пищеблоке двухкамерную ванну из нержавеющей стали или дюралюминия для мытья кухонной посуды, установить туалетных комнатах во всех группах полотенцесушители, оборудовать изолятор в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03.

В остальной части иска отказать.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., объяснения представителя администрации г.о.Самара по доверенности Тихониной Н.П. и представителя департамента образования администрации г.о.Самара по доверенности Макаровой Ю.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Кушнирчук А.И., полагающей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Советского района г.о. Самара в интересах государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара, департаменту образования администрации г.о. Самары, МДОУ № 218 г.о. Самара о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ № 218 г.о. Самара.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Самарской области, в МДОУ № 218 г.о. Самара были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий в соответствии со ст. 31 ФЗ «Об образовании» относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Устранить имеющиеся нарушения МДОУ № 218 г.о. Самара самостоятельно не может в связи с отсутствием необходимых денежных средств, администрация г.о. Самара, департамент образования г.о. Самара не выделяют достаточных средств на устранение указанных нарушений.

В связи с этим прокурор просил обязать администрацию г.о. Самара и МДОУ № 218 г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил, обязать администрацию г.о. Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а МДОУ № 218 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию на территории кольцевой дорожки между групповыми площадками, обеспечению высоты забора по всему периметру ограждения не ниже 1,6 м., оборудованию теневых навесов для всех групп в соответствии с п. 2.1.12 СанПиН 2.4.1.1249-03, оборудованию общей физкультурной площадки на территории, озеленению территории, оборудованию песочницы в соответствии с п. 2.1.16 СанПиН 2.4.1.1249-03, проведению в ясельной и средней группе работы по утеплению, а также по отоплению пола, оборудованию в шкафах для верхней одежды и обуви установки для их просушивания во всех группах, приобретению для старшей и подготовительной групп столов, оборудованию ограждения отопительных приборов в соответствии с п. 2.6.4 СанПиН 2.4.1.1249-03, оборудованию на пищеблоке ванны для мытья кухонной посуды, установлению в туалетных комнатах во всех группах полотенцесушителей, приобретению гибких шлангов с душевой насадкой в буфетные каждой группы для ополаскивания посуды, оборудованию изолятора в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Пискарева И.В. отказалась от требований в части обеспечения высоты забора по всему периметру не ниже 1,6 метра, оборудования на территории кольцевой дорожки между групповыми площадками, проведения в ясельной и средней группе работ по утеплению, а также по отоплению пола.

Определением суда от 31.05.2010г. производство по делу в этой части прекращено.

По другим требованиям судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе администрации городского округа Самара ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его по существу правильным.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В Положении о департаменте образования администрации города Самара, утвержденном Постановлением главы города Самары № 33 от 20.02.2004г., указано, что Департамент является структурным подразделением администрации города Самары, одной из его задач является сохранение и развитие материально-технической базы учреждений и организаций муниципальной системы образования, обеспечение соблюдения законодательства РФ об образовании на территории города Самары (п.п.2.11, 2.12). В функции департамента образования входит учреждение муниципальных образовательных учреждений от имени муниципального образования города Самары (п.3.9), разработка нормативов финансирования образовательных учреждений и предложение по совершенствованию систем финансирования (п.3.15), прогнозирование потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений и технический надзор за проведением реконструкции, капитального и текущего ремонта (п.3.16. и 3.17).

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что ответчики обязаны обеспечивать финансирование, развитие материально-технической базы образовательных учреждений, а также соответствие их состояния требованиям санитарных норм и правил.

Как следует из материалов дела, 16.09.2009г. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области было выдано предписание № 05/7239 об устранении выявленных в ходе проверки МДОУ № 218 г.о. Самара нарушений требований санитарного законодательства.

На момент рассмотрения настоящего дела ответчики не представили доказательств устранения в полном объеме выявленных нарушений.

Доводы представителя департамента образования о том, что срок устранения недостатков по предписанию не истек, суд правильно признал несостоятельными, поскольку санитарные нормы и правила, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность детского учреждения, были введены еще в 2003 г.

Также правильно суд не принял во внимание ссылку ответчиков на отсутствие достаточных денежных средств в бюджете г.о. Самара, - данное обстоятельство не освобождает их от исполнения возложенных на них Законом обязанностей.

В связи с этим суд основано признал бездействие органа местного самоуправления - администрации г.о. Самара и департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в МДОУ № 218 г.о. Самара незаконным, и обязал ответчиков устранить указанные выше нарушения, исключив из перечня необходимых организационно-хозяйственных мероприятий размещение физкультурной площадки на территории МДОУ № 218 и приобретение гибких шлангов с душевой насадкой в буфетные, поскольку нарушения в этой части были устранены.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание о возложении на администрацию г.о. Самара обязанности выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, поскольку в данном случае суд вышел за пределы своей компетенции.

Согласно п.3 Положения о бюджетном процессе в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы Администрации городского округа (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.

В соответствии со ст. 6 БК РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством.

Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Утверждение бюджета г.о. Самара находится в компетенции думы г.о. Самара.

Также судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на то, что МДОУ № 218 г.о. Самара обязано устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил по поступлении денежных средств, поскольку суд связал устранение недостатков с поступлением денежных средств, т.е. решение постановлено под условием, что не допустимо.

Доводы администрации г.о.Самара в кассационной жалобе о незаконности оспариваемого решения не могут быть приняты во внимание по мотивам, изложенным выше.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Самары от 31 мая 2010 года по существу оставить без изменения.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

«Признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самары и Департамента образования администрации городского округа Самары по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ № 218 г.о. Самары.

Обязать Администрацию г.о. Самара, МДОУ № 218 оборудовать теневые навесы площадью не менее 40 кв.м. с устройством деревянных полов не ниже 15 см. от земли для всех групп, озеленить территорию, а именно: отделить групповые площадки изгородью из кустарника, оборудовать песочницы крышками в соответствии с п.2.1.16 СанПиН 2.4.1249-03, оборудовать в шкафах для верхней одежды и обуви установки для их просушивания во всех группах, приобрести для старшей и подготовительной групп столы с изменяющим наклон и открывающимися крышками, оборудовать ограждения отопительных приборов съемными деревянными конструкциями, оборудовать на пищеблоке двухкамерную ванну из нержавеющей стали или дюралюминия для мытья кухонной посуды, установить туалетных комнатах во всех группах полотенцесушители, оборудовать изолятор в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03.

В остальной части иска отказать.».

Председательствующий:

Судьи: