О признании незаконным бездействия администрации городского округа



Судья Картунова Л.К. гр. дело № 33 - 6662ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 июля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Шуковой Н.М.

Судей: Салдушкиной С.А., Пинчук С.В.

При секретаре: Никипеловой О.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г.о. Самара на решение Советского районного суда г. Самары от 12 мая 2010 г., которым постановлено:

«Признать бездействие органа местного самоуправления- Администрации горотского округа Самары и Департамента образования администрации городского округа Самары по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства в МДОУ Номер обезличен г.о. Самары незаконным.

Обязать Администрацию городского округа Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МДОУ Номер обезличен г.о. Самара, и выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий: по оборудованию медицинского блока в соответствии с санитарными требованиями, а именно оборудованию изолятора.

Обязать МДОУ Номер обезличен г.о. Самара по поступлении денежных средств устранить нарушения - законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил и провести необходимые организационно- хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского блока в соответствии с санитарными требованиями, а именно оборудованию изолятора и проведению ремонта в медицинском кабинете».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А.,

объяснения представителя администрации г.о. Самара – Лисовой А.И. (по доверенности), а также представителя Департамента образования администрации г.о. Самара Поставной Л.В. (по доверенности), поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей по существу решение оставить без изменения, исключив из резолютивной части указание о возложении на администрацию г.о. Самара обязанности выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а также о возложении на МДОУ Номер обезличен г.о. Самара обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил после получения денежных средств, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Советского района г. Самары, действуя в интересах государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, Муниципальному образовательному учреждению МДОУ Номер обезличен г.о. Самара о признании незаконным бездействия администрации г.о. Самара по обеспечению соответствия муниципального образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в МДОУ Номер обезличен выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, а администрация г.о. Самара обязана обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

МДОУ Номер обезличен не может самостоятельно устранить имеющиеся нарушения в связи с отсутствием денежных средств, а Департамент образования г.о. Самара не выделяет средства детскому саду на устранение указанных недостатков.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным бездействие администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самары по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ Номер обезличен, обязать администрацию г.о. Самара и МДОУ Номер обезличен устранить нарушения законодательства по обеспечению санитарных норм и правил, обязать администрацию г.о. Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а МДОУ Номер обезличен провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию изолятора, примыкающему к медицинскому кабинету.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе администрация г.о. Самара просит решение отменить, поскольку считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Из Положения о Департаменте образования администрации города Самары, утв. постановлением Главы г.Самары № 33 от 20.02.2004 г. следует, что Департамент является структурным подразделением администрации г.Самары, одной из его задач согласно п.2.11. 2.12 является сохранение и развитие материально-технической базы учреждений и организаций муниципальной системы образования, обеспечение соблюдения законодательства РФ об образовании на территории города Самары. В функции Департамента образования входит учреждение муниципальных образовательных учреждений от имени муниципального образования г.Самары (п.3.9 Положения), разработка нормативов финансирования образовательных учреждений и предложение по совершенствованию систем финансирование (п.3.15), прогнозирование потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений и технический надзор за проведением реконструкции, капитального, текущего ремонта (п.3.16 и 3.17 Положения).

Из материалов дела следует, что в соответствии с предписанием от 09.10.2008 г., выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области, МДОУ № 263 предложено в срок до 01.03.2009 г. оборудовать изолятор.

Указанное нарушение не устранено до настоящего времени.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом того, что ответчики обязаны обеспечивать финансирование, развитие материально-технической базы учреждений и приведение состояния данного учреждения в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, суд обоснованно признал бездействие органа местного самоуправления – администрации г.о. Самара и Департамента Администрации г.о. Самара по неприятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ Номер обезличен незаконными, и пришел к правильному выводу о необходимости устранения ответчиками указанных нарушений.

Вместе с тем, судебная коллегия считает правильным исключить из резолютивной части решения указание об обязании администрации г.о. Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, поскольку в данном случае суд вышел за пределы своей компетенции.

При этом судебная коллегия руководствуется тем, что в силу п.3 Положения о бюджетном процессе в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы администрации городского округа (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.

В соответствии со ст. 6 БК РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством.

Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Утверждение бюджета г.о. Самара находится в компетенции Думы г.о. Самара.

Также судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание о том, что МДОУ Номер обезличен г.о. Самара обязана устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил по поступлении денежных средств, поскольку суд связал устранение недостатков с поступлением денежных средств, т.е. решение постановлено под условием, что является неправильным.

Доводы кассационной жалобы администрации г.о. Самара о незаконности данного решения в связи с отсутствием достаточного финансирования, не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Самары от 12 мая 2010 года по существу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.о. Самара - без удовлетворения.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

«Признать бездействие органа местного самоуправления - администрации городского округа Самара и Департамента образования администрации городского округа Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства в МДОУ Номер обезличен городского округа Самара незаконным.

Обязать администрацию городского округа Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МДОУ Номер обезличен городского округа Самара по оборудованию медицинского блока в соответствии с санитарными требованиями, а именно оборудованию изолятора.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ Номер обезличен г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского блока в соответствии с санитарными требованиями, а именно оборудованию изолятора».

Председательствующий:

Судьи: