Судья Печникова Е.Р. гр. дело № 33 - 6659ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 июля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Шуковой Н.М.
Судей: Салдушкиной С.А., Пинчук С.В.
При секретаре: Никипеловой О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г.о. Самара на решение Советского районного суда г. Самары от 26 мая 2010 г., которым постановлено:
«Признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации городского округа Самара и Департамента образования Администрации городского округа Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида Номер обезличен городского округа Самара незаконным.
Обязать Администрацию городского округа Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида Номер обезличен городского округа Самара и выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий: по проведению работ по укреплению работ по укреплению фундамента; по ремонту кровли; по оборудованию санитарных узлов закрывающимися кабинами без запоров в старшей и подготовительных группах; по регулированию высоты установки умывальников в ясельной группе на высоту 40 см от уровня пола; по защите отопительных приборов съемными деревянными решетками.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида Номер обезличен городского округа Самара по поступлении денежных средств устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по проведению работ по укреплению работ по укреплению фундамента; по ремонту кровли; по оборудованию санитарных узлов закрывающимися кабинами без запоров в старшей и подготовительных группах; по регулированию высоты установки умывальников в ясельной группе на высоту 40 см от уровня пола; по защите отопительных приборов съемными деревянными решетками».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А.,
объяснения представителя администрации г.о. Самара – Чебановой С.В. (по доверенности), а также представителя Департамента образования администрации г.о. Самара – Поставной Л.В. (по доверенности), поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей по существу решение оставить без изменения, исключив из резолютивной части указание о возложении на администрацию г.о. Самара обязанности выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а также о возложении на МДОУ Номер обезличен обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил после получения денежных средств, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Самары, действуя в интересах государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации городского округа Самара, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду общеразвивающего вида Номер обезличен г.о. Самара о признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара по обеспечению соответствия муниципального образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование заявления истец указал, что в МДОУ Номер обезличен в ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проверки были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Устранить имеющиеся нарушения МДОУ Номер обезличен самостоятельно не может в виду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми последнее не располагает, а администрация городского округа Самара, Департамент образования городского округа Самара не выделяют достаточных средств на устранение указанных нарушений.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор просил суд:
- признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самары по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ Номер обезличен городского округа Самара, обязать администрацию г.о. Самара и МДОУ Номер обезличен городского округа Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил,
- обязать администрацию г.о.Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а МДОУ Номер обезличен провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: по проведению работ по укреплению работ по укреплению фундамента; по ремонту кровли; по оборудованию санитарных узлов закрывающимися кабинами без запоров в старшей и подготовительных группах; по регулированию высоты установки умывальников; по защите отопительных приборов съемными деревянными решетками.
Решение истец просил обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования в части проведения МДОУ Номер обезличен необходимых организационно-хозяйственных мероприятий после получения денежных средств. Конкретизировала пункт по регулированию высоты установки умывальников, указав, что необходимо провести работы по регулированию высоты установки умывальников в ясельной группе на высоту 40 см от уровня пола. Не настаивала на немедленном исполнении решения суда. Основания предъявления уточненных требований были аналогичны указанным в первоначальном иске.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрации г.о. Самара просит решение отменить, поскольку считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 51 вышеуказанного закона устанавливает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Положением о Департаменте образования администрации города Самара, утвержденным постановлением Главы города Самары №33 от 20.02.2004 г. предусмотрено, что Департамент является структурным подразделением администрации города Самары, одной из его задач является сохранение и развитие материально-технической базы учреждений и организаций муниципальной системы образования, обеспечение соблюдения законодательства РФ об образовании на территории города Самары (п.п.2.11,2.12). В функции Департамента образования входит учреждение муниципальных образовательных учреждений от имени муниципального образования города Самары (п.3.9), разработка нормативов финансирования образовательных учреждений и предложение по совершенствованию систем финансирования (п.3.15), прогнозирование потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений и технический надзор за проведением реконструкции, капитального и текущего ремонта (п.3.16 и 3.17).
Из материалов дела усматривается, что Дата обезличена г. на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Самарской области от Дата обезличена главным специалистом-экспертом проведены мероприятия по контролю за соблюдением Закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СанПиН 2.2.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», приказа МЗ РФ № 83 от 16.08.2004 г. в МДОУ Номер обезличен по адресу: Адрес обезличен в присутствии заведующей ФИО1
Установлено, что в ходе мероприятий по контролю Управление Роспотребнадзора по Самарской области в здании МДОУ Номер обезличен, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Необходимость проведения работ по укреплению фундамента и ремонту крыши была выявлена еще в 2007 г., что подтверждается соответствующими письмами в адрес руководителя Департамента. На момент рассмотрения дела перечисленные выше нарушения не устранены.
С целью устранения нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний МДОУ Номер обезличен было выдано предписание от Дата обезличена г. на устранение 14 выявленных нарушений требований санитарного законодательства. Департамент образования был поставлен в известность об указанном предписании, однако средства на устранение выявленных нарушений не были перечислены.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что администрацией г.о. Самара, как собственником имущества МДОУ детский сад общеразвивающего вида Номер обезличен, и Департаментом образования администрации г.о. Самара не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарных норм и правил, суд пришел к правильному выводу о том, что бездействие администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара является незаконным и возложил на ответчиков обязанность устранить указанные выше нарушения.
Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание об обязании администрации г.о. Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, поскольку в данном случае суд вышел за пределы своей компетенции.
При этом, судебная коллегия полагает, что согласно п.3 Положения о бюджетном процессе, в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы администрации городского округа (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.
В соответствии со ст.6 БК РФ, обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством.
Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Утверждение бюджета г.о. Самара находится в компетенции Думы г.о. Самара.
Также, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание о том, что МДОУ детский сад общеразвивающего вида Номер обезличен обязан устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил по поступлении денежных средств, поскольку суд связал устранение недостатков с поступлением денежных средств, т.е. решение постановлено под условием, что не допустимо.
Доводы кассационной жалобы администрации г.о. Самара о незаконности данного решения в связи с отсутствием достаточного финансирования, не могут быть приняты во внимание по мотивам изложенным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Самары от 26 мая 2010 года по существу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.о. Самара – без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Признать бездействие органа местного самоуправления - администрации городского округа Самара и Департамента образования администрации городского округа Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства в МДОУ детский сад общеразвивающего вида Номер обезличен незаконным.
Обязать администрацию городского округа Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МДОУ детский сад общеразвивающего вида Номер обезличен по проведению организационно-хозяйственных мероприятий по проведению работ по укреплению фундамента; по ремонту кровли; по оборудованию санитарных узлов закрывающимися кабинами без запоров в старшей и подготовительных группах; по регулированию высоты установки умывальников в ясельной группе на высоту 40 см от уровня пола; по защите отопительных приборов съемными деревянными решетками.
Обязать МДОУ детский сад общеразвивающего вида Номер обезличен устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по проведению работ по укреплению работ фундамента; по ремонту кровли; по оборудованию санитарных узлов закрывающимися кабинами без запоров в старшей и подготовительных группах; по регулированию высоты установки умывальников; по защите отопительных приборов съемными деревянными решетками. Провести работы по регулированию высоты установки умывальников в ясельной группе на высоту 40 см от уровня пола».
Председательствующий:
Судьи: