О возмещении убытков



Судья: Попова Е.В. гр. дело Номер обезличен

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дата обезличена судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Ермаковой Е.И.,

Судей: Степановой Л.И., Решетняк М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ФИО2, ФИО3., ФИО4., ФИО5., ФИО1, ФИО6., ФИО7., ФИО8., ФИО9., ФИО10., ФИО11., ФИО12, ФИО13., ФИО14., ФИО15., ФИО16., ФИО17., ФИО18, ФИО19., ФИО20., ФИО21., ФИО22., ФИО23, ФИО24., ФИО25., ФИО26, ФИО27, ФИО28., ФИО29., ФИО30 на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от Дата обезличена, которым постановлено:

«В иске ФИО2, ФИО3., ФИО4., ФИО5, ФИО1., ФИО6., ФИО7., ФИО8, ФИО9, ФИО10., ФИО11., ФИО12., ФИО13, ФИО14., ФИО15., ФИО16., ФИО17., ФИО18, ФИО19., ФИО20., ФИО21., ФИО22., ФИО23., ФИО24., ФИО25., ФИО26., ФИО27, ФИО28., ФИО29., ФИО30 к Президенту РФ, Правительству РФ в лице Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения и социального развития о возмещении убытков - отказать.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Степановой Л.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

ФИО2, ФИО3, ФИО4., ФИО5., ФИО1, ФИО6., ФИО7., ФИО8., ФИО9., ФИО10., ФИО11., ФИО12., ФИО13., ФИО14., ФИО15., ФИО16., ФИО17., ФИО18, ФИО19., ФИО20., ФИО21, ФИО22., ФИО23., ФИО24., ФИО25., ФИО26., ФИО27., ФИО28., ФИО29, ФИО30 обратились в суд с иском к Президенту РФ, Правительству РФ в лице Министерства финансов РФ, Министерству здравоохранения и социального развития о возмещении убытков.

В обоснование требований истцы указали, что являются участниками ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС 1986г.-1987г. или пострадавшими от катастрофы на ЧАЭС, а также лицами, подвергшимися воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, так же лицами из числа участников подразделений особого риска. За период с 01.01.1997г. по 30.06.2000г. индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гарантировалась государством исходя из индекса роста потребительских цен. В соответствии с ч.3 ст.5 Закона РФ от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное. Федеральным законом, предусматривавшим обязательную индексацию денежных доходов граждан, в том числе государственных пенсий к каковым относятся суммы в возмещение вреда здоровью, в период с 01.01.1997г. по 31.12.2004г. являлся Закон РСФСР от 24 октября 1991г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Однако за период с 01.01.1997г. по 30.06.2000г. им индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью не производилась. Кроме того, за период с февраля 1997г. до 1 июля 2000г. индексация ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью так же не производилась, поскольку минимальный размер оплаты труда, на основе роста которого в этот период необходимо было индексировать суммы возмещения вреда здоровью, в указанный период не изменялся и составлял до 30.06.2000 г. - 83 руб.49 коп. Индексация сумм, входящих в объем возмещения вреда на основе индекса роста потребительских цен в указанный период также органами государственной власти не производилась, тем самым государственная власть Российской Федерации бездействовала.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили суд признать бездействие Президента РФ, Правительства РФ в лице Министерства здравоохранения и социального развития РФ или Министерства финансов РФ по неисполнению Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в части не проведения индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 01.01.1997 г. по 30.06.2000 г. истцам – незаконным, взыскать единовременно с Министерства финансов РФ или Министерства здравоохранения и социального развития РФ образовавшую задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом ранее выплаченных сумм за период 01.02.1997г. по 30.06.2000г. в пользу: ФИО2, ФИО3., ФИО4., ФИО5., ФИО6., ФИО7., ФИО8., ФИО10., ФИО11., ФИО12., ФИО13., ФИО14., ФИО15., ФИО17., ФИО18, ФИО20., ФИО21., ФИО22, ФИО23., ФИО25., ФИО29 в размере по 1535,88руб.; в пользу: ФИО1, ФИО9, ФИО16., ФИО19, ФИО26, ФИО27 в размере по 2457,41 руб.; в пользу ФИО24., ФИО28., ФИО30 в размере по 2150,27 руб. каждому.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе истцы просят отменить решение суда, считают его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Пунктом 22 ст.14 и ч.1 ст.39 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрены выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред был определен ФЗ от 07.08.2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе и в Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Указанным законом внесены изменения в ст. 14, 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которым гражданам, указанным в п.п. 1,2 ч.1 ст. 13 гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 группы в размере 500 руб.

Постановлением Правительства РФ от 25.05.05г. №326 утверждены правила индексации размеров некоторых ежемесячных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002г. по 31.05.2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006г.г. недополученных сумм.

Установлено, что участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС выплачивается ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров, предусмотренная п.3 ч.1 ст.15 Закона 1244-1 и ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотренная ст.40 Закона 1244-1. Гражданам, ставшим инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также гражданам, принимавшим в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, ставшими инвалидами, выплачивается денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, согласно п.13 ст.14 Закона 1244-1, а ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы предусмотрена ст.39 вышеназванного закона.

Согласно ст.1 ФЗ от 26.11.1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк» и сбросов в реку Теча» на граждан, пострадавших в результате указанных аварий, распространяется действие Закона 1244-1, в том числе и в части мер социальной поддержки в виде компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.

С 1 января 2001 года размеры указанных выплат установлены в твердых денежных суммах согласно Федеральному закону от 07.08.2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ». Ранее размеры ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы определялись в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда.

Таким образом, суд правильно указал, что требования истцов о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом ранее выплаченных сумм за период с 01.02.1997г. по 30.06.2000г. не основаны на законе, обоснованно отказав в удовлетворении иска.

Суд правильно указал, что доводы истцов о нарушении их права в связи с неисполнением федерального законодательства в части индексации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью несостоятельны, так как лицо может требовать возмещения причиненных ему убытков лишь в случае, если его право было нарушено, что не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью предусмотрены п.3 ч.1 ст.15,40 Закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Судом обоснованно указано, что Закон РСФСР № 1799-1 от 24.10.1991 года «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» не применялся в области индексации пособий и социальных выплат, размер которых зависел от МРОТ. Статьей 1 Закона 1799-1 была предусмотрена замена индексации иными методами государственного регулирования доходов населения, в частности, пересмотром уровня оплаты труда. В связи, с чем пособия и социальные выплаты, в том числе ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, размер которых зависел от величины МРОТ, индексировались в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами об индексации МРОТ. В период с 01 июля 1997 года до 01 июля 2000 года размеры указанных выплат не увеличивались, так как МРОТ не изменялся.

Федеральным законом от 26.04.2004г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст.2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вступивший в законную силу с 30.05.2004г., был введен новый механизм индексации выплат вследствие чернобыльской катастрофы, а именно, индексация в зависимости от уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

В связи с изложенным суд правомочно отказал в удовлетворении требований истцов о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью с учетом ранее выплаченных сумм за период с 01.02.1997г. по 30.06.2000г.

Суд обоснованно отказал так же в удовлетворении требований истцов о признании бездействия Президента РФ, Правительства РФ в лице Министерства здравоохранения и социального развития РФ или Министерства финансов РФ по неисполнению Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» в части не проведения индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 01.02.1997г. по 30.06.2000г. незаконными, как не нашедших своего подтверждения, правильно указав, что требования заявлены к Президенту РФ как к ненадлежащему ответчику по делу. Президент РФ действует в рамках полномочий, установленных Конституцией РФ и законодательством РФ, а не подменяет собой государственные органы и должностных лиц, действующих в рамках собственных полномочий.

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы искового заявления, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и не содержат аргументов, опровергающих выводы суда.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено. Аргументов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от Дата обезличена отставить без изменения, кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи