Судья: Сергеева Н.В. гр. дело № 33-6920О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 июля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Филатовой Г. В.
судей - Сказочкина В. Н., Книстяпиной Н. А.
при секретаре - Фирсовой Е. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации городского округа Самара на решение Советского районного суда г.Самара от 1 июня 2010 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Самара, Департамента образования администрации городского округа Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ детский сад № 315.
Обязать Администрацию городского округа Самара и МДОУ детский сад № 315 устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МДОУ детский сад № 315.
Обязать Администрацию городского округа Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а МДОУ детский сад № 315 после получения денежных средств провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по:
- оборудованию наружным освещением всей территории сада;
- оборудованию теневых навесов, физкультурной площадки на территории сада, зеленых защитных полос;
- замене ограждения на отопительных приборах в группах на деревянные;
- приобретению в старшие группы столов с изменяющимся наклоном крышки до 30'.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения представителя администрации г.о.Самара по доверенности Тихониной Н.П. и представителя департамента образования администрации г.о.Самара по доверенности Макаровой Ю.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Кушнирчук А.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Советского района г.о. Самара в интересах государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара, департаменту образования администрации г.о. Самары, МДОУ № 315 г.о. Самара о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ № 315 г.о. Самара.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Самарской области, в МДОУ № 315 г.о. Самара были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий в соответствии со ст. 31 ФЗ «Об образовании» относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Устранить имеющиеся нарушения МДОУ № 315 г.о. Самара самостоятельно не может в связи с отсутствием необходимых денежных средств, администрация г.о. Самара, департамент образования г.о. Самара не выделяют достаточных средств на устранение указанных нарушений.
Уточнив свои требования, прокурор просил обязать администрацию г.о. Самара и МДОУ № 315 г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил, обязать администрацию г.о. Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а МДОУ № 315 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию наружным освещением всей территории сада, оборудованию теневых навесов, физкультурной площадки на территории сада, зеленые защитные полосы, замене ограждения на отопительных приборах в группах на деревянные, приобретению в старшие группы столов с изменяющимся наклоном крышки до 30'.
От требований в части проведения мероприятий по приобретению шкафов для хранения уборочного инвентаря для туалета, приобретению 2 комплектов наматрасников, доведению до соответствия санитарных требований высоты подтоварников и полок стеллажей, установлению в туалетных комнатах дополнительных раковин, унитаза, оборудованию шкафа для хранения хлеба согласно санитарным требованиям, обеспечению выполнения натуральных норм питания помощник прокурора Пискарева И.В. в ходе судебного разбирательства отказалась.
Определением суда от 01.06.2010г. производство по делу в этой части прекращено.
По другим требованиям судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрации городского округа Самара ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его по существу правильным.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В Положении о департаменте образования администрации города Самара, утвержденном Постановлением главы города Самары № 33 от 20.02.2004г., указано, что Департамент является структурным подразделением администрации города Самары, одной из его задач является сохранение и развитие материально-технической базы учреждений и организаций муниципальной системы образования, обеспечение соблюдения законодательства РФ об образовании на территории города Самары (п.п.2.11, 2.12). В функции департамента образования входит учреждение муниципальных образовательных учреждений от имени муниципального образования города Самары (п.3.9), разработка нормативов финансирования образовательных учреждений и предложение по совершенствованию систем финансирования (п.3.15), прогнозирование потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений и технический надзор за проведением реконструкции, капитального и текущего ремонта (п.3.16. и 3.17).
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что ответчики обязаны обеспечивать финансирование, развитие материально-технической базы образовательных учреждений, а также приведение их состояния в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.
Как следует из материалов дела, в ходе мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства РФ Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в здании МДОУ детский сад № 315, расположенном по адресу: Адрес обезличен, были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
17.11.2008 г. выдано предписание № 05/846 на устранение 22 нарушений требований санитарных норм и правил.
Судом установлено, что в настоящее время из 22 нарушений устранено 18.
Из материалов дела усматривается, что руководство МДОУ детский сад № 315 неоднократно обращалось в департамент образования администрации г.о.Самара с просьбой выделить необходимые денежные средства для устранения нарушений, что подтверждается заявлениями, имеющимися в материалах дела.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что администрацией г.о.Самара, как собственником имущества МДОУ детский сад № 315, и департаментом образования администрации г.о.Самара не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарных норм и правил, суд пришел к правильному выводу, что бездействие администрации г.о. Самара и департамента образования администрации г.о.Самара является незаконным и обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание о возложении на администрацию г.о. Самара обязанности выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, поскольку в данном случае суд вышел за пределы своей компетенции.
Согласно п.3 Положения о бюджетном процессе в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы Администрации городского округа (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.
В соответствии со ст. 6 БК РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством.
Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Утверждение бюджета г.о. Самара находится в компетенции думы г.о. Самара.
Также судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на то, что МДОУ № 315 г.о. Самара обязано устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил по поступлении денежных средств, поскольку суд связал устранение недостатков с поступлением денежных средств, т.е. решение постановлено под условием, что не допустимо.
Доводы администрации г.о.Самара в кассационной жалобе о незаконности оспариваемого решения не могут быть приняты во внимание по мотивам, изложенным выше.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г. Самары от 1 июня 2010 года по существу оставить без изменения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Самара, Департамента образования администрации городского округа Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ детский сад № 315.
Обязать Администрацию городского округа Самара и МДОУ детский сад № 315 устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МДОУ детский сад № 315.
Обязать Администрацию городского округа Самара, МДОУ детский сад № 315 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по:
- оборудованию наружным освещением всей территории сада;
- оборудованию теневых навесов, физкультурной площадки на территории сада, зеленых защитных полос;
- замене ограждения на отопительных приборах в группах на деревянные;
- приобретению в старшие группы столов с изменяющимся наклоном крышки до 30'.».
Председательствующий:
Судьи: