Судья: Сметанина О.Н. Гр. дело № 33-6640
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 июля 2010 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Решетняк М.А.,
судей – Степановой Л.И., Лазарева Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Мэрии городского округа Тольятти в лице представителя Клониной И.В. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 19 мая 2010 г., которым постановлено:
«Иск Гертель Ольги Альбертовны удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Ларионовой Татьяне Николаевне, 1958 года рождения, на состав семьи один человек жилое помещение в г. Тольятти вне очереди по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья».
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Решетняк М.А., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гертель О.А. обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указала, что она является опекуном Ларионовой Т.Н., являющейся инвалидом 1 группы, страдающей психическим заболеванием. Ларионова Т.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет нуждающихся в жилых помещениях с 2004 года, включена в очередь на внеочередное улучшения жилья с Дата обезличена года, в связи с тем, что ее психическое заболевание входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года, по имеющемуся заболеванию, на основании Постановления Правительства № 817 от 21.12.2004 года, она имеет право на дополнительную площадь.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Гертель О.А. просила суд обязать мэрию г. о. Тольятти предоставить Ларионовой Т.Н. жилое помещение на состав семьи один человек.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Мэрия городского округа Тольятти просит решение суда отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено, что Ларионова Т.Н., Дата обезличена года рождения, является инвалидом детства первой группы, что подтверждается Справкой КЭК Номер обезличен от Дата обезличена года, справкой МСЭ-2001 Номер обезличен от Дата обезличена года, справкой ГУЗ СО «ТПНД» от Дата обезличена года. Данное заболевание входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года за № 378 и подпадает под действие ст.58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в п. 4 ч. 1 ст.51 ЖК РФ.
Ларионова Т.Н. признана недееспособной решением Рубцовского городского суда от Дата обезличена года, Постановлением Администрации Адрес обезличен края от Дата обезличена года Номер обезличен Гертель О.А. назначена опекуном Ларионовой Т.Н.
Из выписки из поквартирной карточки видно, что Ларионова Т.Н. зарегистрирована и проживает с опекуном Гертель О.А., по адресу: Адрес обезличен, Адрес обезличен7.
Ларионова Т.Н. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с составом семьи 1 человек с Дата обезличена года. С Дата обезличена года включена в очередь на внеочередное улучшения жилья, в связи с психическим заболеванием, на Дата обезличена года числится под Номер обезличен, что подтверждается справкой начальника отдела по учету и распределению жилой площади Адрес обезличен Управления по жилищным вопросам мэрии г. о. Тольятти Номер обезличен от Дата обезличена года и по существу не оспаривается представителем ответчика.
Ссылка представителя ответчика на нормы Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» обоснованно не принята судом во внимание. Данный закон не отменяет действие ЖК РФ, а определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.
Из материалов дела усматривается, что представитель ответчика не оспаривает право Ларионовой Т.Н. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п. 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение Ларионовой Т.Н. должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории, поскольку в списках граждан данной категории на внеочередное предоставление жилых помещений состоит 155 семей.
Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Положения указанной нормы закона разъяснены в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2009 г.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Гертель О.А. в полном объеме.
Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
Обязанность по предоставлению жилья законом возложена и на органы местного самоуправления. Мэрия г.о. Тольятти осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.
В связи с чем, довод мэрии г.о. Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является необоснованным.
Другие доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 19.05.2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г.о. Тольятти – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: