О признании незаконным отказа в снятии с кадастрового учета земельных участков.



Судья: Щегольков А.С. Кассационное гр.дело №33-5818

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 июля 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Моргачёвой Н.Н.

судей: Гороховика А.С., Сокол Т.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Цаплиной О.А. и Вильчевской С.Н. – Каландаровой Н.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19 апреля 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Цаплиной О.А., Вильчевской С.Н. о признании незаконным отказа Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области в снятии с кадастрового учета земельных участков – отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Моргачёвой Н.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Цаплина О.А., Вильчевская С.Н. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области в снятии с кадастрового учета земельных участков.

В обоснование своих требований указали, что 27.10.2008 г. приобрели в собственность по 1/2 доли каждая нежилое здание площадью 137,10 кв.м., расположенное по адресу: Адрес обезличен.

Права собственности на данное здание подтверждены Свидетельствами о государственной регистрации права от 16 февраля 2009 года серия 63-АГ Номер обезличен и серия 63-АГ Номер обезличен.

16.04.2008 года Цаплина О.А., Вильчевская С.Н. обратились в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка под зданием и прилегающую к нему территорию общей площадью 521,60 кв.м.

12.11.2009 года Департамент управления имуществом г.о. Самара выдал Распоряжение Номер обезличен об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 521,60 кв.м. на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала Номер обезличен.

Цаплиной О.А. и Вильчевской С.Н. был заказан межевой план земельного участка, который вместе с указанным Распоряжением были сданы в Управление федерального агентства кадастров объектов недвижимости по Самарской области для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 521,60 кв.м.

11.12.2009 г. УФАКОН по Самарской области отказало в постановке на государственный кадастровый учет данного земельного участка в связи с тем, что по данному адресу осуществлен государственный кадастровый учет 4-х земельных участков меньшей площади.

Письмом Министерства имущественных отношений Самарской области от 1 сентября 2009 года Номер обезличен было отказано в подготовке и выдаче приказа о снятии указанных 4-х земельных участков с кадастрового учета.

В своем ответе Министерство имущественных отношений Самарской области указало, что Цаплиной О.А. и Вильчевской С.Н. следует обратиться в суд с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета четырех спорных земельных участков и в случае принятия судом положительного решения государственный кадастровый учет испрашиваемого заявителями земельного участка площадью 521,60 кв.м. может быть осуществлен на основании утвержденной схемы места расположения земельного участка.

Ссылаясь на то, что 4 указанных земельных участка свободны от каких-либо прав, в связи с чем оснований их дальнейшего нахождения на кадастровом учете нет, и регистрация данных земельных участков нарушает права заявителей, Цаплина О.А. и Вильчевская С.Н. просили снять с кадастрового учета четыре земельных участка, площадью по 70 кв.м. каждый, расположенных по адресу: Адрес обезличен с кадастровыми номерами: Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен.

Определением Октябрьского районного суда г. Самара от 26 марта 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, было привлечено Министерство имущественных отношений Самарской области.

В судебном заседании представитель заявителей уточнила заявленные требования, просили обязать Управление Федерального агентства кадастра недвижимости по Самарской области снять с кадастрового учета четыре земельных участка, площадью по 70 кв.м. каждый, расположенных по адресу: Адрес обезличен с государственными кадастровыми номерами: Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен.

Обязать УФАКОН по Самарской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 521,60 кв.м., расположенный по адресу: Адрес обезличен.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Цаплиной О.А. и Вильчевской С.Н. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в районный суд.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин... вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Деятельность Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Так, согласно ст. 1 данного Закона Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с изменениями и дополнениями) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер.

Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч. 4 ст. 24 указанного закона внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.

Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Аналогичное положение закреплено в ст. 25 названного выше Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, согласно которой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 53 Приказа Минюста РФ от 20.02.2008 N 35 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" "временный" статус кадастровых сведений может быть изменен на "аннулированный" в случае:

истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него;

представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют "временный" статус;

представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют "временный" статус.

Из материалов дела следует, что в 2006 году УФАКОН по Самарской области были поставлены на кадастровый учет 4 земельных участка площадью 70 кв.м., расположенные по адресу: Адрес обезличен с присвоением кадастровых номеров: Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен.

Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из государственного земельного кадастра, указанные земельные участки были поставлены на учет с целью последующей регистрации прав в связи с предоставлением данных земельных участков: ИП ФИО2, ООО «ФИО3», ИП ФИО1, ООО «ФИО4». Впоследствии с указанными лицами были заключены договоры аренды указанных земельных участков площадью - 70 кв.м.

Между тем, как усматривается из материалов дела, указанные договоры аренды не проходили государственную регистрацию, поскольку были отменены на основании протеста прокуратуры Промышленного района г.о. Самара.

Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами: Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен были поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства РФ.

Поля указанных выписок «сведения о правах» пусты. В соответствии с изложенным, указанные земельные участки имеют статус - «временный».

Судом установлено и видно из материалов дела, что 12.11.2009 года Департамент управления имуществом г.о. Самара на основании обращения министерства имущественных отношений Самарской области от 3 сентября 2009 года Номер обезличен, заявления граждан от 21 сентября 2009 года Номер обезличен выдал Распоряжение Номер обезличен об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 521,60 кв.м. на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала -Номер обезличен.

16 апреля 2009 года представителем заявителей в УФАКОН по Самарской области было подано заявление о постановке на кадастровый учет земельного участка по адресу: Адрес обезличен площадью 521,60 кв.м.

В соответствии со ст. 20 указанного закона с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2-6 настоящей статьи лица или их представители...:

с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица;

с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица с заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, - лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Из решения УФАКОН по Самарской области об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка от 11 декабря 2009 года Номер обезличен видно, что согласно заявленных требований и представленного межевого плана следует образовать новый земельный участок площадью 521,6 кв.м. путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами: Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен общей площадью 280 кв.м. л.д.14).

Согласно п. 3 ст. 24 Закона № 221-ФЗ учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.

Однако, как установлено, таких документов в УФАКОН по Самарской области представлено не было.

Аналогичное положение закреплено в ч. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки, из которых при... объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 гoда N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"...

При указанных обстоятельствах суд правильно исходил из того, что Цаплина О.А. и Вильческая С.Н. не относятся к лицам, имеющим какие-либо права на 4 земельных участка площадью - 70 кв.м., расположенные в границах земельного участка площадью - 521,6 кв.м., а также на земельный участок площадью - 521,6 кв.м.

Согласно п. 2 ст. 25 Закона орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области как собственника земельного участка.

Таким образом, надлежащим ответственным лицом по снятию земельных участков с государственного кадастрового учета является Министерство имущественных отношений Самарской области.

В своих пояснениях представители заявителей указывали, что поскольку все 4 указанных земельных участка свободны от каких-либо прав, то каких-либо оснований их дальнейшего нахождения на кадастровом учете не имеется.

Между тем, суд правомерно указал, что данный довод не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрен определенный порядок осуществления таких действий.

Ссылки представителя заявителей на то, что четыре земельных участка площадью 70 кв.м. каждый с вышеуказанными кадастровыми номерами были неправомерно поставлены на кадастровый учет, суд также признал необоснованным.

Указанный довод не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку сторонами не оспаривалось, что на момент постановки на кадастровый учет указанных земельных участков, все нормативные документы, на основании которых они (земельные участки) были предоставлены и поставлены на кадастровый учет (договоры аренды), являлись действующими.

То обстоятельство, что указанные договоры аренды были отменены, являлось основанием для обращения Министерства имущественных отношений Самарской области в УФАКОН по Самарской области с заявлением о снятии участков с кадастрового учета.

Кроме того, как правомерно указано судом, предметом судебного разбирательства является правомерность отказа УФАКОН по Самарской области в осуществлении кадастрового учета земельного участка.

При наличии указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что действия Управления Федеральное Агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области по отказу в снятии с кадастрового учета 4-х земельных участков площадью 70 кв.м. и отказу в осуществлении кадастрового учета заявленного земельного участка осуществлены законно и обоснованно, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Доводы представителя Цаплиной О.А. и Вильчевской С.Н. в кассационной жалобе о том, что истцы обращались в Министерство имущественных отношений Самарской области с просьбой выдать приказ на преобразование их земельного участка путем перераспределения четырех земельных участков по 70 кв.м. каждый, но получили отказ, и ссылки в жалобе на то, что истицы являются собственниками нежилого здания, которое располагается на испрашиваемом ими земельном участке 521,60 кв.м., а вышеуказанные земельные участки, о снятии которых с учета заявлено, свободны от прав третьих лиц, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены правильного по существу решения суда. Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда об отсутствии оснований для признания незаконными действий органа кадастрового учета и принятого им решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка.

Судебная коллегия полагает, что суд полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителей, а доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении дела, и не влияют на законность принятого решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Цаплиной О.А. и Вильчевской С.Н. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи