Судья: Брюхов В.И. Гр.д. № 33-7125
ОПРЕДЕЛЕНИЕ«19» июля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Филатовой Г.В.
судей: Книстяпиной Н.А., Сказочкина В.Н.
при секретаре: Ерошкиной А.А.
с участием прокурора: Кушнирчук А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Самара на решение Советского районного суда г. Самары от 09 июня 2010 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ №412 г.о. Самара.
Обязать администрацию г.о. Самара и МДОУ г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МДОУ №412 г.о. Самара.
Обязать администрацию городского округа Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а МДОУ №412 г.о. Самара после получения денежных средств провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по 1) доведению зонирования и оборудования участка до соответствия требованиям п.2.1.10, п.2.11.5 СанПиН 2.4.1 1249-03, а именно, оборудованию физкультурной площадки; 2) оборудованию одного теневого навеса площадью не менее 40,00 кв.м. с устройством деревянных полов не менее 15 см от земли; 3) оборудованию игровой площадки турниками, лесенками, качелями в соответствии с п.2.1.13 СанПиН 2.4.1.1249-03; 4) оборудованию дополнительно 1-1 раковины в туалете старшей группы в соответствии с п. 2.2.17 СанПиН 2.4.1.1249-03; 5) оборудованию в медицинском блоке изолятора; 6) замене на отопительных приборах в 1-й младшей в 2-й младшей группах съемных кранов из ДСП на деревянные».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения представителя администрации г.о. Самара – Павликова А.В., действующего на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г., представителя департамента образования администрации г.о. Самара – Макаровой Ю.С., действующей на основании доверенности в поддержание доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей оставить решение суда по существу без изменения, исключив из резолютивной части указание на возложение на администрацию г.о. Самара обязанности выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а также на возложение на МДОУ № 412 обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил по поступлении денежных средств, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Самары, действующий в интересах государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара, департаменту образования администрации г.о. Самара, МДОУ № 412 г.о. Самара о признании незаконным бездействия администрации г.о. Самара по обеспечению соответствия муниципального образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование иска указано, что в МДОУ № 412, в результате проверки, проведенной прокуратурой Советского района г. Самары на основании сведений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области, были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. МДОУ № 412 самостоятельно не может устранить нарушения в виду значительности финансовых затрат. Администрация г.о. Самара и департамент образования г.о. Самара не выделяют достаточных средств на их устранение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать ответчиков обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства согласно предписанию Роспотребнадзора Номер обезличен от Дата обезличена г.
В судебном заседании прокурор Советского района г. Самары отказался от иска в части проведения организационно-хозяйственных мероприятий: по оборудованию контейнерной площадки в соответствии с санитарными требованиями; оборудованию кабинок в туалете старшей и подготовительной групп; доведению внутренней отделки в спальне 1 младшей группы до соответствия санитарных требований; заделки швов на линолеуме 1-й и 2-й младших группах; замене 2-х ярусных кроватей в старшей и подготовительных группах; расстановке кроватей с соблюдением минимальных разрывов; проведению сухой химчистки ковров и постельных принадлежностей: приобретению 2- смен наматрасников; установлению в туалетных настенных или навесных вешалок с индивидуальными яйчейками для детских полотенец и предметов личной гигиены; оборудованию шкафа для хранения хлеба в соответствии с санитарными требованиями; приобретению водных термометров для контроля за температурой при мытье посуды; оборудованию в буфетах гибких шлангов для ополаскивания столовой посуды; обеспечению организации медицинского обслуживания и оценки состояния здоровья детей в соответствии с санитарными требованиями; выполнению натуральных норм овощей картофеля, фруктов, творога, молока, сметаны, рыбы; обеспечению организации физического воспитания детей в соответствии с требованиями раздела 2.13 СанПиН 2.4.1 1249-03. Данный частичный отказ принят судом, согласно определению Советского районного суда г. Самары от 07.06.10 г.
Просил (с учетом уточненных исковых требований) признать незаконным бездействие администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ № 412 г.о. Самара, обязать администрацию г.о. Самара и МДОУ № 412 г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МДОУ № 412 г.о. Самара, обязать администрацию г.о. Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а МДОУ № 412 г.о. Самара после получения денежных средств провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по: доведению зонирования и оборудования участка до соответствия требованиям п.2.1.10, п.2.11.5 СанПиН 2.4.1 1249-03, а именно, оборудованию физкультурной площадки; оборудованию одного теневого навеса площадью не менее 40,00 кв.м. с устройством деревянных полов не менее 15 см от земли; оборудованию игровой площадки турниками, лесенками, качелями в соответствии с п.2.1.13 СанПиН 2.4.1.1249-03; оборудованию дополнительно 1-1 раковины в туалете старшей группы в соответствии с п. 2.2.17 СанПиН 2.4.1.1249-03; оборудованию в медицинском блоке изолятора; замене на отопительных приборах в 1-й младшей в 2-й младшей группах съемных кранов из ДСП на деревянные.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе администрация г.о. Самара просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст.51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст.2 ФЗ РФ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Положением о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденным решением Думы г.о. Самара № 707 от 26.03.09 г. предусмотрено, департамент образования администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом администрации г.о. Самара, через который администрация г.о. Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования, одной из его задач является обеспечение развития материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара, содействие в обеспечении соблюдения законодательства РФ об образовании на территории г.о. Самара (п.1.1., 2.6., 2.7.).
В функции Департамента образования входит участие в прогнозировании потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара, осуществление в пределах своей компетенции на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством, функции заказчика-застройщика, формировании плана капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений, осуществление согласования технических заданий на проектирование, а также проектов на строительство и реконструкцию зданий муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара, составление и проверка сметной документации на проведение в муниципальных образовательных учреждениях г.о. Самара реконструкции и ремонтных работ, финансируемых за счет бюджета г.о. Самара.
Из материалов дела следует, что в ходе мероприятий по контролю Управление Роспотребнадзора по Самарской области в МДОУ № 412 выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также условия, создающие угрозу жизни и здоровья детей.
26.01.09 г. специалистом отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Самарской области МДОУ № 412 было выдано предписание Номер обезличен на устранение нарушений требований санитарного законодательства.
Установлено, что в настоящее время часть из указанных в предписании нарушений выполнены и проведены организационно-хозяйственные мероприятия по: оборудованию контейнерной площадки в соответствии с санитарными требованиями; оборудованию кабинок в туалете старшей и подготовительной групп; доведению внутренней отделки в спальне 1 младшей группы до соответствия санитарных требований; заделке швов на линолеуме 1-й и 2-й младших группах; замене 2-х ярусных кроватей в старшей и подготовительных группах; расстановке кроватей с соблюдением минимальных разрывов; проведению сухой химчистки ковров и постельных принадлежностей: приобретению 2- смен наматрасников; установки в туалетных настенных или навесных вешалок с индивидуальными яйчейками для детских полотенец и предметов личной гигиены; оборудованию шкафа для хранения хлеба в соответствии с санитарными требованиями; приобретению водных термометров для контроля за температурой при мытье посуды; оборудованию в буфетах гибких шлангов для ополаскивания столовой посуды; обеспечению организации медицинского обслуживания и оценки состояния здоровья детей в соответствии с санитарными требованиями; выполнению натуральных норм овощей картофеля, фруктов, творога, молока, сметаны, рыбы; обеспечению организации физического воспитания детей в соответствии с требованиями раздела 2.13 СанПиН 2.4.1 1249-03.
Однако, нарушения требований санитарного законодательства не устранены в полном объеме до настоящего времени. В связи с чем, судебная коллегия полагает, суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчиков, что они не бездействовали.
При этом суд обоснованно признал несостоятельной ссылку ответчиков на недостаточность средств, выделяемых из бюджета, поскольку доказательств этому суду не представлено.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией г.о. Самара, не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что создает опасные условия нахождения в здании образовательного учреждения, а также на прилегающей к нему территории, детей, их родителей, а также иных лиц, которые могут находиться в здании МДОУ, суд пришел к правильному выводу о признании бездействий органа местного самоуправления – администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно – эпидемиологического законодательства в МДОУ № 412 г.о. Самара незаконными, и возложил обязанности на администрацию г.о. Самара и МДОУ № 412 устранить указанные выше нарушения.
Доводы кассационной жалобы администрации г.о. Самара о незаконности данного решения в связи с отсутствием достаточного финансирования, не могут быть приняты во внимание по мотивам изложенным выше. Кроме того, доказательств этому представлено суду не было.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание о возложении на администрацию г.о. Самара обязанности выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий в МДОУ № 412, поскольку суд вышел за пределы своей компетенции.
Согласно п.3 Положения о бюджетном процессе в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы администрации городского округа (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.
В соответствии со ст.6 БК РФ, обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством.
Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете, расходные обязательства в отношении МДОУ № 412 исполняются в соответствии с определенными Думой г.о. лимитами бюджетных ассигнований, выходить за пределы которых, администрации не в праве.
Также, судебная коллегия полагает, что подлежат исключению из резолютивной части решения из указания о возложении на МОУ СОШ № 412 обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил по поступлении денежных средств слова «по поступлении денежных средств», поскольку суд связал устранение недостатков с поступлением денежных средств, то есть решение постановлено под условием, что является не допустимым.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Самары от 09 июня 2010 г. по существу оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.о. Самара – без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Признать незаконным бездействие администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ № 412 г.о. Самара.
Обязать администрацию г.о. Самара и МДОУ №412 г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МДОУ № 412 г.о. Самара, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по 1) доведению зонирования и оборудования участка до соответствия требованиям п.2.1.10, п.2.11.5 СанПиН 2.4.1 1249-03, а именно, оборудованию физкультурной площадки; 2) оборудованию одного теневого навеса площадью не менее 40,00 кв.м. с устройством деревянных полов не менее 15 см от земли; 3) оборудованию игровой площадки турниками, лесенками, качелями в соответствии с п.2.1.13 СанПиН 2.4.1.1249-03; 4) оборудованию дополнительно 1-1 раковины в туалете старшей группы в соответствии с п. 2.2.17 СанПиН 2.4.1.1249-03; 5) оборудованию в медицинском блоке изолятора; 6) замене на отопительных приборах в 1-й младшей в 2-й младшей группах съемных кранов из ДСП на деревянные».
Председательствующий:
Судьи: