Судья: Пышкина Н.Ю. Гр. дело № 33-6435
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июля 2010 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Решетняк М.А.,
судей – Калинниковой О.А. и Акининой О.А.
при секретаре Емельяновой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 мая 2010 г., которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г.Самары в интересах Декалина И. А. удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Декалину И. А. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения за счет финансовых средств (субвенций) на осуществление подобных полномочий из средств областного бюджета.»
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Решетняк М.А., объяснения представителей ДУИ г.о. Самара, Рузановой О.В., Главы городского округа Самара и Департамента семьи, опеки и попечительства г. о. Самара Сережкиной К.Н., поддержавших доводы кассационных жалоб, объяснения Кузнецовой О.Н.- представителя Декалина И.А., заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г.Самары обратился в суд с иском в интересах Декалина И.А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения, указав, что Декалин И.А. Дата обезличена года рождения относится к категории детей сирот, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. С рождения до 15 лет являлся воспитанником образовательного учреждения. Жилого помещения за ним не закреплялось, жилого помещения для проживания не имеет. На основании заявления включен в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения отделом по учету и распределению жилой площади.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени Декалину И.А. жилое помещение не предоставлено, прокурор просил суд обязать Департамент управления имуществом г. Самара предоставить Декалину И.А. жилое помещение в черте города Самара не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах Администрация городского округа Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара просят решение суда отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Как следует из материалов дела Декалин И.А. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по городскому округу Самара на основании личного заявления.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством, нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств установлен Законом Самарской области № 87- ГД « Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области от 11.07 2006 года, который действует в редакции Закона Самарской области № 29-ГД от 23.03.2010 года.
В п.1 ст. 2 названного закона предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Пунктом 3 установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным статьей 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата.
Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Самарской области.
Аналогичное положение содержится в ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005г. № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в Постановлении Правительства Самарской области от 29.10.08 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей».
Согласно п 5.2. раздела 1 данного постановления, уполномоченные органы обеспечивают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма вне очереди в случае наделения органов местного самоуправления в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу п..5.3. При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом в соответствии с пунктами 5.4 - 5.6 настоящего Порядка.
Отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, указанную выше категорию лиц, органы местного самоуправления, в том числе и г.о. Самара, наделены Законом Самарской области № 115 –ГД от 24.10.2006года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями отдельных категорий граждан».
В структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят:
а) Дума городского округа Самара - представительный орган городского округа Самара;
б) Глава городского округа Самара - высшее должностное лицо городского округа Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;
в) Администрация городского округа Самара-исполнительно-распорядительный орган городского округа Самара, возглавляемый Главой городского округа Самара;
г) Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее также - иные органы местного самоуправления городского округа Самара).
Глава городского округа Самара.
Согласно ст. 24, 25 Устава г.о. Самара, Глава городского округа Самара вправе издавать постановления по вопросам выполнения отдельных государственных полномочий, а Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
По данному делу, судом постановлено решение, которым обязанность по предоставлению социальной выплаты Декалину И.А. на приобретение жилья возложена на Департамент управления имуществом г.о. Самары, что нельзя признать законным.
Глава городского округа Самара и Администрация городского округа Самара к участию в деле привлечены не были.
Кроме того, в решении имеется ссылка на то, что прокурор изменил заявленные требования и просил суд, учитывая, что Декалиным И.А. выбран способ реализации своего права на жилое помещение -предоставление социальной выплаты, обязать предоставить ему не квартиру, а социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения
Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Декалин И.А. обращалась с таким заявлением в установленном перечисленными выше законами порядке.
Нал.д. 5 имеется ксерокопия его заявления о предоставлении жилья. В судебном заседании он не принимала участие.
Иск в гражданском деле - это письменно оформленное адресованное суду требование физического лица, предприятия, учреждения, организации.
Как основное, так и дополнительное заявление должно соответствовать требованиям ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, оно должно быть вручено ответчику и судом должны быть соблюдены все процедуры, установленные процессуальным законодательством для подготовки дела к судебному разбирательству.
В материалах дела отсутствует письменное заявление прокурора об изменении исковых требования, оформленное в установленном законом порядке.
Учитывая изложенное, вынесенное по делу судебное решение нельзя признать законным и обоснованным.
Поскольку, допущенные нарушения судом первой инстанции при рассмотрении дела в кассационном порядке устранить не представляется возможным, оно подлежит направлению для рассмотрения в тот же районный суд.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное выше, правильно определить законы, которыми следует руководствоваться при рассмотрении данного дела, привлечь к участию в деле Главу и Администрацию городского округа Самара, установить их полномочия относительно обязанностей по выполнению государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и с учетом установленного разрешить спор сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 мая 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи: