Признание незаконным бездействие органа местного самоуправления



Судья: Брюхов В.И. гр. дело № 33-7127О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 июля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Шуковой Н. М.

судей - Салдушкиной С. А., Пинчук С. В.

при секретаре - Никипеловой О. О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации городского округа Самара на решение Советского районного суда г.Самара от 7 июня 2010 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ детский сад общеразвивающего вида №139 г.о. Самара.

Обязать Администрацию г.о. Самара и МДОУ детский сад общеразвивающего вида №139 г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 139 г.о. Самара.

Обязать Администрацию г.о. Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а МДОУ детский сад общеразвивающего вида №139 г.о. Самара после получения денежных средств провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по 1) ремонтированию nолов теневых навесов; 2) обновлению асфальтного покрытия на территории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №139 г.о. Самара.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., объяснения представителя Администрации г.о. Павликова А.В., представителя Департамента образования г.о. Самара – Макаровой Ю.С., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Советского района г.о. Самара в интересах государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара, департаменту образования администрации г.о. Самары, МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 139 г.о. Самара о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 139 г.о. Самара.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Самарской области, в МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 139 г.о. Самара были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий в соответствии со ст. 31 ФЗ «Об образовании» относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Устранить имеющиеся нарушения МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 139 г.о. Самара самостоятельно не может в связи с отсутствием необходимых денежных средств, администрация г.о. Самара, департамент образования г.о. Самара не выделяют достаточных средств на устранение указанных нарушений.

В связи с этим прокурор просил обязать администрацию г.о. Самара и МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 139 г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил, обязать администрацию г.о. Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 139 г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по ремонтированию полов теневых навесов, обновлению асфальтового покрытия на территории МДОУ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе администрации городского округа Самара ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в иске.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его по существу правильным.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В Положении о департаменте образования администрации города Самара, утвержденном Постановлением главы города Самары № 33 от 20.02.2004г., указано, что Департамент является структурным подразделением администрации города Самары, одной из его задач является сохранение и развитие материально-технической базы учреждений и организаций муниципальной системы образования, обеспечение соблюдения законодательства РФ об образовании на территории города Самары (п.п.2.11, 2.12). В функции департамента образования входит учреждение муниципальных образовательных учреждений от имени муниципального образования города Самары (п.3.9), разработка нормативов финансирования образовательных учреждений и предложение по совершенствованию систем финансирования (п.3.15), прогнозирование потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений и технический надзор за проведением реконструкции, капитального и текущего ремонта (п.3.16. и 3.17).

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что ответчики обязаны обеспечивать финансирование, развитие материально-технической базы образовательных учреждений, а также соответствие их состояния требованиям санитарных норм и правил.

Как следует из материалов дела, Дата обезличена Управлением Роспотребнадзора по Адрес обезличен было выдано предписание Номер обезличен об устранении выявленных в ходе проверки МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 139 г.о. Самара нарушений требований санитарного законодательства.

На момент рассмотрения настоящего дела ответчики не представили доказательств устранения в полном объеме выявленных нарушений, срок исполнения данного предписания истек.

Доводы ответчиков о том, что прокурором был пропущен срок на обращение с такими требованиями, - суд правильно не принял во внимание, поскольку бездействие администрации г.о. Самара и департамента образования администрации г.о. Самара по обеспечению соответствия муниципального образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства является длящимся.

Правильно суд не принял во внимание и ссылку ответчиков на отсутствие достаточных денежных средств в бюджете г.о. Самара, поскольку данное обстоятельство не освобождает их от исполнения возложенных на них Законом обязанностей.

В связи с этим суд обосновано признал бездействие органа местного самоуправления - администрации г.о. Самара и департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства в МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 139 г.о. Самара незаконным, и обязал ответчиков устранить указанные выше нарушения.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание о возложении на администрацию г.о. Самара обязанности выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, поскольку в данном случае суд вышел за пределы своей компетенции.

Согласно п.3 Положения о бюджетном процессе в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы Администрации городского округа (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.

В соответствии со ст. 6 БК РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством.

Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Утверждение бюджета г.о. Самара находится в компетенции думы г.о. Самара.

Также судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на то, что МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 139 г.о. Самара обязано устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил по поступлении денежных средств, поскольку суд связал устранение недостатков с поступлением денежных средств, т.е. решение постановлено под условием, что не допустимо.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Самары от 7 июня 2010 года по существу оставить без изменения.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

«Признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ детский сад общеразвивающего вида №139 г.о. Самара.

Обязать Администрацию г.о. Самара и МДОУ детский сад общеразвивающего вида №139 г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 139 г.о. Самара.

Обязать Администрацию г.о. Самара и МДОУ детский сад общеразвивающего вида №139 г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по 1) ремонтированию nолов теневых навесов; 2) обновлению асфальтного покрытия на территории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №139 г.о. Самара.».

Председательствующий:

Судьи: