Судья: Сметанина О.Н. Гр. дело № 33-7175/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июля 2010 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Решетняк М.А.,
судей – Калинниковой О.А. и Желтышевой А.И.,
при секретаре Абишеве М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 27 мая 2010 г., которым постановлено:
«Иск Прокурора Автозаводского района г. Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Долгановой Е. В., Дата обезличена года рождения, расположенное в городском округе Тольятти жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающему санитарным и техническим требованиям».
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Решетняк М.А., возражения Долгановой Е.В., заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Автозаводского района г. Тольятти обратился в суд с иском в интересах Долгановой Е.В. к мэрии городского округа Тольятти, Правительству Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав, что Долганова Е.В. Дата обезличена года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Родители Долгановой Е.В. лишены родительских прав. Закрепленного жилья Долганова Е.В. не имеет, до совершеннолетия проживала с опекуном Л.Л. Не работает, не учится.
На основании заявления от Дата обезличена г. Долганова Е.В. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени Долгановой Е.В. жилое помещение не предоставлено, прокурор просил суд обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Долгановой Е.В. жилое помещение в черте города Тольятти не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, кроме того, просил суд обязать Правительство Самарской области выделить денежные средства для приобретение жилого помещения
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Мэрия городского округа Тольятти просит решение суда отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 федерального Закона № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, а также путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для дальнейшего предоставления жилых помещений лицам данной категории.
Судом установлено, что Долганова Е.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Долгановой Е.В. – Д.Т. и Д.В.. лишены родительских прав решением Центрального районного суда г. Тольятти от 26.03.2008 г., в родительских правах указанные лица не восстановлены. Распоряжением главы администрации Центрального района г. Тольятти от Дата обезличена года Номер обезличен над Долгановой Е.В. установлена опека, Л.Л. назначена опекуном.
Из выписки из поквартирной карточки видно, что Долганова Е.В. зарегистрирована по адресу: Адрес обезличен. Указанное жилое помещение принадлежит Л.А., за Долгановой Е.В. распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от Дата обезличена года Номер обезличен сохранено право пользования указанным жилым помещением.
Согласно выписки из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от Дата обезличена года Номер обезличен Долганова Е.В. принята на учет в качестве граждан нуждающихся в жилом помещении с Дата обезличена г., с составом семьи 1 человек, числится в очереди под Номер обезличен.
Из материалов дела следует, что право Долгановой Е.В. на внеочередное предоставление жилья Мэрией городского округа Тольятти не оспаривается, однако жилое помещение должно быть представлено согласно очередности льготников соответствующей категории.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Долганова Е.В. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилья.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Автозаводского района г. Тольятти и возложил на мэрию городского округа Тольятти обязанность предоставить Долгановой Екатерине Владимировне жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающему санитарным и техническим требованиям.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
Ссылка ответчика на непредоставление финансирования Самарской областью, для реализации указанных государственных полномочий, в полном объеме, не может быть принята во внимание.
Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от исполнения субъектами данных правоотношений, на которых возложены обязанности по их реализации, своих полномочий.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Суд обоснованно не принял во внимание доводы представителя ответчика о том, что мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах, перечисленных из областного бюджета субвенций, а надлежащим ответчиком является Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. В соответствии с Жилищным законодательством РФ именно на органы местного самоуправления возложены обязанности по предоставлению жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11.07.2006 г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется как путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, так и путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для лиц данной категории.
Вместе с тем, судом верно указано, что требования прокурора Автозаводского района об обязании Правительства Самарской области выделить денежные средства в необходимом объеме на приобретение истице жилого помещения являются необоснованными, поскольку они касаются бюджетных правоотношений Самарской области и муниципального образования, которые регулируются Бюджетным Кодексом РФ, физические лица субъектами данных правоотношений не являются.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 27.05.2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Мэрии городского округа Тольятти – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: