о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула



Судья: Абрамов А.Ю. № 33-7095

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Елистратовой Е.В.,

Судей – Минеевой О.Г., Пискуновой М.В.

При секретаре – Чирковой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Мумолина А.Н. на решение Автозаводского районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 10.06.2010 г., которым постановлено:

«В иске Мумолина А.Н. к УВД по г.о. Тольятти о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула - отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пискуновой М.В., объяснения Мумолина А.Н., и его представителя по устному ходатайству Гасс О.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя УВД по г.о. Тольятти – Никитик М.В. и представителя УВД по Автозаводскому району г.о. Тольятти – Воронковой Е.В., действующих на основании доверенностей, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мумолин А.Н. обратился в суд с иском к УВД по г.о. Тольятти о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

В обоснование своих требований истец ссылался на то, что с 1997 года он проходил службу в Управлении внутренних дел по Автозаводскому району городского округа Тольятти, с Дата обезличена года на должности старшего уполномоченного милиции ОВД 4.

Дата обезличена года приказом начальника Управления внутренних дел по г.о. Тольятти полковника милиции Староносова В., он был уволен из органов внутренних дел на основании п. «м» ст. 19 ФЗ «О милиции» от Дата обезличена г. Номер обезличен, то есть за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции.

Основанием к увольнению явилось проведение Мумолиным А.Н. Дата обезличена года одиночного пикета против действий руководства Автозаводского УВД Адрес обезличен, которое как считает Мумолин А.Н., необоснованно отказывалось выплачивать ему денежное вознаграждение по итогам работы за 2009 год, а также за переработку, предусмотренную трудовым законодательством.

По данному факту была проведена служебная проверка, по результатам которой Дата обезличена года за неоднократное нарушение требований, установленные ст. 20.1 ФЗ «О милиции» в части запрета на публичные суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации в отношении решений руководителей УВД по Автозаводскому району г.о. Тольятти, он был уволен из органов внутренних дел, за совершение проступка порочащего честь сотрудника милиции.

Ранее Мумолиным А.Н. уже допускались публичные суждения и оценки деятельности руководителей УВД, за которые истец подвергался к дисциплинарным взысканиям.

Мумолин А.Н. считает, что решение об его увольнении является незаконным, противоречащим Конституции РФ и нормам международного права, поскольку выводы начальника УВД по г.о. Тольятти о том, что он не имел права проводить пикет и выступать в средствах массовой информации с публичной критикой деятельности как руководства АРУВД, так и деятельности УВД в целом, противоречат ст. 29 Конституции РФ, которая каждому гарантирует свободу мысли и слова, и каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а п. 3 ст. 29 Конституции РФ прямо запрещает принуждать к отказу от своих мнений и убеждений.

Кроме этого, Мумолин считает, что своим видеообращением в ноябре 2009 года он хотел обратить внимание министра Внутренних Дел России ФИО1 к проблемам, которые существуют в УВД по г. Тольятти, довести до сведения общества, что указанные им проблемы объективно существуют, и решить их может только изменение существующего положения дел в системе МВД в целом.

Указывая на то, что его желание посильно участвовать в свободной дискуссии на тему, представляющую публичный интерес, побудило его к действиям, которые в итоге привели к увольнению из органов внутренних дел, Мумолин А.Н. просил обязать УВД по г.о. Тольятти восстановить его на работе в отделении милиции Номер обезличен Управления внутренних дел по Автозаводскому району городского округа Тольятти на должности старшего уполномоченного милиции, а также выплатить ему заработную плату за время вынужденного прогула.

Судом постановлено вышеизложенное решение, которое Мумолин А.Н. считает незаконным и просит отменить.

Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение, однако осуществление этих свобод, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Международный кодекс поведения государственных лиц (принят 12 декабря 1996 г. Резолюцией 51/59 на 82-ом пленарном заседании 51-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) определяет государственную должность, как должность, облеченную доверием, предполагающую обязанность действовать в интересах государства.

Модельным кодексом поведения для государственных служащих, являющимся приложением к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих установлено, что государственный служащий обязан быть лояльным в отношении национального, местного или регионального органа власти, учрежденного в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 5); государственный служащий обязан соблюдать любые ограничения, предусмотренные законом для некоторых категорий государственных служащих в отношении осуществления ими политической деятельности в связи с занимаемым ими положением или характером их служебных обязанностей (пункт 3 статьи 16).

В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждому гражданину РФ действительно гарантируется свобода мысли и слова, однако, статьёй 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 20.1. Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «0 милиции», на сотрудников милиции распространяются ограничения и запреты, установленные ст. ст. 17, 18, и 20 Федерального Закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

Согласно п. 10 ст. 17 Закона «О государственной гражданской службе», запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей. Пункт 13 ст. 18 вышеуказанного Закона требует от сотрудника милиции не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации и авторитету государственного органа.

Согласно служебных обязанностей по должности участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции Отдела милиции Номер обезличен УВД по Автозаводскому району городского округа Тольятти майора милиции Мумолина А.Н., утвержденных и.о. начальника МОБ УВД по Автозаводскому району городского округа Тольятти подполковником милиции Кулешевичем, правовую основу деятельности ст. участковых уполномоченных милиции составляют Конституция РФ, Закон РФ «О милиции», другие законы и иные правовые акты России, Приказ МВД России - 900-2002 г. и другие нормативные правовые акты МВД России л.д. 35-41).

Определением Верховного суда Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличенГ05-72 установлено, что служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными нормативными актами - Законом Российской Федерации от Дата обезличена г. "О милиции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от Дата обезличена г. (далее - Положение).

Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.

Специальный статус сотрудников милиции налагает особые обязанности, а также особые требования к их поведению, в связи с этим существуют особые основания для прекращения службы сотрудником милиции.

Пунктом «м» ст. 19 Закона «О милиции» предусмотрено увольнение за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции.

Приказом МВД России от Дата обезличена г. N 1138 утвержден Кодекс профессиональной этики сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации, возлагающий на сотрудника милиции определенные нравственные обязательства. Каждый сотрудник под расписку предупрежден о применении к нему мер дисциплинарного воздействия в случае нарушения положений Кодекса.

Согласно ст. ст. 6, 7 Кодекса служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами:

- законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона, а также его обязательности к исполнению в служебной деятельности;

- лояльности, предусматривающей верность по отношению к Российской Федерации, МВД России,

- уважения и корректности к государственным и общественным институтам, признания приоритета государственных и служебных интересов над личными в своей деятельности;

- необходимости служить примером строгого и точного соблюдения требований законов и служебной дисциплины в профессиональной деятельности и частной жизни.

В соответствии с указанными выше нормативными актами и Кодексом профессиональной этики, главная обязанность сотрудника милиции - защищать законность, что налагает на него обязательство не нарушать закон самому.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от Дата обезличена года Номер обезличенП, специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции; исходя из положения Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (ч. 4 ст. 32) государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, в том числе основания приема на службу и увольнения с этой службы, может устанавливать в данной сфере особые правила, что само по себе не противоречит статьям 19 (часть1), 37 (части1, 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ Номер обезличен 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

Из материалов дела следует, что Дата обезличена года старший участковый уполномоченный милиции ОМ-4 УВД по Автозаводскому району городского округа Тольятти майор милиции Мумолин А.Н., в выходной день, в форменной одежде сотрудника милиции на Площади Свободы, в районе памятника «Вечный огонь» со стороны Адрес обезличен, Адрес обезличен, Адрес обезличен, находился со своими несовершеннолетними детьми, держа в руках плакат формата А-1, на котором был размещен текст следующего содержания: «РУКОВОДСТВО АРУВД г.ТОЛЬЯТТИ ХОЧЕТ ЗАМОРИТЬ НАС ГОЛОДОМ ЛИШАЯ СОТРУДНИКОВ ДЕНЕЖНЫХ ДОПЛАТ!».

Судом установлено, что на место проведения пикетирования истцом заранее были приглашены представители средств массовой информации, что подтверждается заключением служебной проверки от Дата обезличена года и не оспаривается самим Мумолиным А.Н.

По данному факту была проведена служебная проверка, в ходе которой было установлено, что причиной, побудившей Мумолина выступить с пикетом, стало лишение его единовременного денежного вознаграждения по итогам 2009 года, доплат за сверхурочную работу, а также его несогласие с отдельными положениями законодательства о прохождении службы в милиции и условий начисления премиальных выплат в целом.

Судом проверялись доводы истца в части нарушения его прав по оплате труда, и было установлено, что средняя заработная платы истца за 5 месяцев за период с ноября 2009 года по март 2010 года составила 20 809 руб. 77 коп. л.д.62-64).

Доводы истца о том, что его действия были вызваны неоплатой ответчиком сверхурочных и иных выплат за переработку, правомерно не были приняты судом во внимание, в виду того, что истец за защитой своих прав в установленном законном порядке, не обращался, при том, что оплата труда сотрудникам милиции производилась на основании Приказа МВД от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел», утратившим силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, и Приказа МВД от Дата обезличена года Номер обезличен «О выплате сотрудникам органов внутренних дел ежемесячно надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы», предусматривающего выплату сотрудникам надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, которая истцу была установлена в максимальном размере.

Установлено, и не оспаривается истцом, что лишение его премии в виде тринадцатой зарплаты за 2009 год приказом УВД по Автозаводскому району г. Тольятти от Дата обезличена года Номер обезличен вынесен в связи с наличием у него трех действующих дисциплинарных взысканий, применение которых истцом было обжаловано в судебном порядке.

При этом несогласие истца с привлечением его к дисциплинарной ответственности и применения дисциплинарных взысканий, не свидетельствует о незаконности действий ответчика по лишению истца указанной выше выплаты по итогам 2009 года.

Учитывая указанные выше обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что пикетирование Мумолина А.Н. с указанными выше обвинениями, не соответствует действительности и опровергается материалами дела.

Более того, сам истец в своей кассационной жалобе не отрицает существование формального запрета государственным служащим производить публичные выступления и заявления в СМИ о работе ведомства, в котором госслужащий работает и подвергать критике своей руководство. л.д.200).

Таким образом, суд правильно указал на то, что Мумолин А.Н. допустил намеренное нарушение законности, распространив некорректную информацию в отношении органа внутренних дел, что не соответствует требованиям, предъявляемым к сотрудникам милиции.

Доводы жалобы об обстоятельствах его видеобращения, не могут быть приняты во внимание при проверке законности обжалуемого решения, поскольку основанием для увольнения явилось совершение истцом иных действий, свидетельствующих о совершение им проступка, порочащего честь сотрудника милиции, при том, что за указанные выше действия истец был также подвергнут дисциплинарному взысканию приказом УВД по г.о. Тольятти от Дата обезличена года Номер обезличен в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, которое истцом было обжаловано в судебном порядке.

Доводы жалобы о несоразмерности примененного в отношении него дисциплинарного взыскания, также являются необоснованными, поскольку при применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения учитывались ранее допущенные истцом проступки за публичные суждения и оценки деятельности руководителей УВД, за которые он подвергался дисциплинарным взысканиям в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что Мумолин А.Н. был уволен со службы из органов внутренних дел с соблюдением порядка увольнения, определенного главой 17 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от Дата обезличена г. Номер обезличен, при наличии оснований увольнения, предусмотренных ст. 58 Постановления ВС РФ от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел», с утверждением заключения служебной проверки, проведение аттестации на основании выводов аттестационной комиссии, представления к увольнению, что полностью подтверждается материалами дела.

Иные доводы кассационной жалобы истца, указывающие на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, также не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает, в связи с чем, оснований для отмены решения суда, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Автозаводского районного суда г.о. Тольятти Самарской области от 10.06.2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Мумолина А.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: