Судья: Попова Е.В. гр. дело №33-7351/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 июля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Решетняк М.А.,
судей: Калинниковой О.А., Балыкиной Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Мастюкова С.В. – Абрамова Д.Н. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 17 июня 2010 года, которым постановлено:
«В удовлетворении искового заявления Мастюкова С.В., Мастюковой Т.А. в своих интересах в интересах н/л Мастюкова Т.С., Мастюкова М.С. к мэрии городского округа Тольятти, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о признании права на получение социальной выплаты как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. и включении в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году – отказать.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мастюков С.В., Мастюкова Т.А., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних Мастюкова Т.С., Мастюкова М.С., в лице представителя Рогова В.Б., обратились в суд с иском к мэрии г.о.Тольятти, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г.; возложении обязанности на мэрию г.о.Тольятти и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области восстановить их семью в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году. В обоснование иска указали, что Постановлением мэра г.о.Тольятти Номер обезличен от Дата обезличена их семья в составе 4 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году. Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от Дата обезличена Номер обезличен их семья исключена из числа участников вышеуказанной программы в связи с достижением возраста 36 лет. Поскольку на день принятия (в 2008 году) органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2009 году возраст каждого из супругов не достигал 35 лет, а других оснований для исключения их семьи из списка претендентов на получение социальной выплаты Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» не предусмотрено, истцы просили суд признать за ними право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г.; возложить обязанности на мэрию г.о.Тольятти и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области восстановить их семью в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Мастюкова С.В. просит отменить решение суда, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом «а» п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года №285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Судом установлено, что на основании заявления и представленных документов семья Мастюковых признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
Постановлением мэра г.о.Тольятти от Дата обезличена Номер обезличен семья истцов признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году, что подтверждается извещением от Дата обезличена.
Однако распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от Дата обезличена Номер обезличен семья Мастюковых в составе 4 человек исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. в связи с превышением возраста 36 лет.
Из пояснений представителя ответчика мэрии г.о.Тольятти видно, что решение о включении или исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. принимается в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
В силу п.п.21, 22 Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее – орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи – участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до Дата обезличена
В соответствии с п.21 Правил, до Дата обезличена был утвержден список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году по г.о.Тольятти, что подтверждается постановлением мэрии г.о.Тольятти от Дата обезличена Номер обезличен Впоследствии данный список был направлен в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, поскольку п.22 Правил обязанность по определению формы списка молодых семей – участников подпрограммы возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Заявка и сводный список предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы – Министерству регионального развития РФ, который с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта РФ предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов. Орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр (п.п.25, 26 Правил). Определение указанных контрольных цифр осуществляется исходя из количества молодых семей, включенных в сводные списки.
Как следует из материалов дела, Дата обезличена указанный список был утвержден исполняющим обязанности Губернатора Самарской области и направлен письмом от Дата обезличена Номер обезличен в Минрегион России в установленный срок, т.е. до Дата обезличена. Эта дата определена заказчиком подпрограммы, что подтверждается копией Правительственной телеграммы.
Суд пришел к правильному выводу, что днем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году следует считать Дата обезличена.
Судом установлено, что указанный список, сформированный с учетом объема средств федерального бюджета, выделенного на реализацию подпрограммы в 2009 году включил 242 семьи, в том числе 130 семей из г.Тольятти. Семья истца в 2009 году не вошла в список семей – претендентов на получение социальной выплаты, поскольку в данном списке находилась под номером 2411.
В соответствии с условиями программы из числа семей, не вошедших в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в порядке, предусмотренном приказом министра экономического развития инвестиций и торговли Самарской области от Дата обезличена Номер обезличен, министерство формирует и утверждает список молодых семей – участников программы, претендующих на получение социальной выплаты в планируемом году, в данном случае в 2009 году, в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на реализацию областной программы. Указанный список утвержден приказом от Дата обезличена Номер обезличен.
Семьи, вошедшие в указанный список, являются участниками программы и потенциальными претендентами на получение социальной выплаты и должны соответствовать требованиям программы, в частности возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия решения о включении в список не превышает 35 лет, из чего следует, что из указанного списка подлежат исключению семьи, возраст супругов(а) в которых достиг или достигнет до конца 2009 года 36 лет.
Как установлено судом, Дата обезличена Мастюковой Т.А. исполнилось 36 лет. Таким образом, она перестала соответствовать требованиям участия в программе и утратила право на получение социальной выплаты как участник подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г., в связи с чем ее семья была исключена из списка.
Судом обоснованно указано на то, что нормативные акты, регулирующие данные правоотношения, позволяют сделать вывод, что право на получение социальной выплаты имеют семьи, включенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на ее получение.
Семья Мастюковых была включена в список семей-участников ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. в 2008 году.
Статус участника не предусматривает наличия права на получение социальной выплаты, он лишь свидетельствует о подачи соответствующих сведений в орган местного самоуправления.
Указанная социальная выплата относится к расходным обязательствам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, правом распоряжаться которыми орган местного самоуправления не наделен.
При указанных обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о нарушении права на получение социальной выплаты являются несостоятельными, поскольку не основаны на законе.
Ссылка на то, что законодательством, регулирующим отношения, возникшие в рамках данной ФЦП, не предусмотрено исключение из списков ее участников, сформированных органом местного самоуправления, не может быть принята во внимание, так как данная программа ограничена сроком и ее целью является обеспечение жильем молодые семья в соответствующем планируемом периоде. Само по себе сохранение в списках органов местного самоуправления лиц, которые перестали отвечать требованиям необходимым для признания их семьи «молодой семьей» не порождает для них никаких правовых последствий, поскольку в последующий планируемый период они не могут являться претендентами на получение социальной выплаты.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, изложенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 17 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мастюкова С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: