О признании решение Управление Пенсионного фонда РФ незаконным, об обязании провести перерасчет



судья: Хаирова А.Х. гр. дело № 33-7629/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 июля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Решетняк М.А.,

Судей – Калинниковой О.А., Балыкиной Г.В.,

при секретаре Абишеве М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ибатулина Н. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 июня 2010 года, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении исковых требований Ибатулина Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары в полном объеме».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения Ибатулина Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя ГУ «УПФ РФ в Октябрьском районе г. Самары» – Митусовой О.Г. (по доверенности), судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ибатулин Н. обратился с исковым заявлением об оспаривании решения Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Самары», указав следующее.

С 2006 по 2010 годы он в качестве инвалида 2 группы получал ежемесячную денежную выплату в размере сумма обезличена рубля, в которую включалась компенсация за отказ от набора социальных услуг.

Дата обезличена г., в связи с необходимостью срочного получения бесплатных услуг по зубопротезированию, он подал ответчику заявление на получение ежемесячной денежной выплаты в качестве ветерана труда.

Дата обезличена года истец, узнав о невозможности срочного получения бесплатных услуг по зубопротезированию, вновь подал ответчику заявление на получение ежемесячной денежной выплаты в качестве инвалида 2 группы. Однако после этого он стал получать ежемесячную денежную выплату как инвалид 2 группы за вычетом компенсации за набор социальных услуг, то есть в сумме сумма обезличена рубля.

По мнению истца, решение ответчика о предоставлении ему ежемесячной денежной выплаты за вычетом компенсации за набор социальных услуг является незаконным, так как ранее он уже отказывался от получения набора социальных услуг.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Ибатулин Н. просил суд признать решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары» незаконным, обязать ответчика провести перерасчет ежемесячной денежной выплаты за 2010 год (с Дата обезличена года) из расчета сумма обезличена рубля в месяц, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Ибатулин Н. просит решение суда отменить, считает его незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

Из материалов дела следует, что Ибатулин Н. Дата обезличена года обратился в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары» с заявлением, в котором просил прекратить ему выплату ежемесячной денежной выплаты как инвалиду II группы, в связи с переходом в иную категорию получателей социальной помощи - «ветеран труда».

Согласно справке от Дата обезличена, выданной ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары», ежемесячная денежная выплата истцу как инвалиду II группы на основании его заявления прекращена с Дата обезличена г.

Согласно справке Номер обезличен, выданной Управлением социальной поддержки и защиты населения Октябрьского района, Ибатулин Н. получал ежемесячную денежную выплату из регионального бюджета как ветеран труда РФ с Дата обезличена по Дата обезличена г. в размере сумма обезличена рублей. Выплата прекращена с Дата обезличена г., в связи с переходом Ибатулина Н. в категорию инвалид II группы.

Таким образом, из материалов дела следует, что истец, находясь в категории получателей ежемесячной денежной выплаты «инвалид 2 группы» на короткий срок (1 месяц) перешел в другую категорию получателей ежемесячной денежной выплаты – «ветеран труда», а затем был переведен обратно в категорию «инвалид 2 группы», в соответствии с его желанием, на основании соответствующих заявлений.

Исходя из части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды II группы имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 1544 рубля.

Согласно части 7 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», часть суммы ежемесячной денежной выплаты инвалиду может направляться на финансирование предоставления ему социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в состав предоставляемого набора социальных услуг указанной выше категории лиц включается дополнительная бесплатная медицинская помощь и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Финансирование предоставления данных социальных услуг, исходя из пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864), осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

Вместе с тем, как обоснованно указал суд, правовое регулирование для категории получателей единовременной денежной выплаты «ветеран труда» содержит существенные отличия от указанного выше правового регулирования для категории получателей единовременной денежной выплаты «инвалид 2 группы».

Так, согласно пунктам 1-5 части 1 статьи 4 Закона Самарской области от 28.12.2004 г. № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны – тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», ветераны труда вправе получать следующие самостоятельные меры социальной поддержки: бесплатное оказание медицинской помощи, бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов, ежемесячные денежные выплаты.

При этом, исходя из частей 1, 4 статьи 8 Закона Самарской области от 28.12.2004 № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны -тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда осуществляется за счет средств не федерального, а областного бюджета.

Анализируя положения законодательства, суд правильно указал, что стоимость набора социальных услуг для «инвалидов 2 группы» входит в сумму ежемесячной в сумму ежемесячной денежной выплаты, тогда как для категории «ветеран труда» стоимость социальных услуг не зависит от сумм ежемесячных денежных выплат и не включается в них. Финансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан осуществляется из бюджетов разных уровней.

С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что существенные различия в правовом регулировании категорий получателей ежемесячной денежной выплаты «инвалид 2 группы» и «ветеран труда» (в соотношении суммы единовременной денежной выплаты и стоимости социальных услуг, в перечнях мер социальной поддержки, в источнике финансирования выплат и социальных услуг), свидетельствуют о том, что данные категории являются полностью самостоятельными и переход гражданина из одной категории получателей в другую прекращает все правоотношения, возникшие в предыдущей категории.

Сохранение же у лица инвалидности, несмотря на получение им, в связи с переходом в другую категорию, ежемесячной денежной выплаты и иных социальных услуг по иному основанию (в связи с наличием статуса «ветеран труда»), должно рассматриваться только как предпосылка для реализации таким лицом права на переход в другую категорию получателей социальной помощи («инвалид 2 группы»), но не как основание для сохранения прав, возникших у гражданина до перехода в категорию «ветеран труда».

В связи с этим суд правильно указал, что переход Ибатулина Н. из категории получателей ежемесячной денежной выплаты «инвалид 2 группы» в категорию «ветеран труда», повлек прекращение правоотношений, связанных с выраженным им во время пребывания в категории «инвалид 2 группы» отказом от получения набора социальных услуг.

В соответствии с ч. 7 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и пункта 1.5.1 «Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328), отказ от получения набора социальных услуг получателем ежемесячной денежной выплаты, относящимся к категории «инвалид 2 группы», возможен только на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления об отказе.

Учитывая, что правоотношения, связанные с отказом истца во время пребывания в категории «инвалид 2 группы» от получения набора социальных услуг после перехода его в категорию получателей ЕДВ «ветеран труда», были прекращены, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Ибатулина Н. от получения социальных услуг после того как он вновь (с апреля 2010 г.) перешел в категорию «инвалид 2 группы», возможен только на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления об отказе.

Таким образом, суд правильно указал, что оспариваемое Ибатулиным Н. решение ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Самары» о выплате истцу с Дата обезличена года единой денежной выплаты в размере 903 руб. соответствует действующему законодательству и не нарушает установленные законодательством права истца, в связи с чем законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Доводы кассационной жалобы Ибатулина Н. о том, что ранее он уже реализовал свое право на отказ от получения набора социальных услуг и, в связи с этим, необходимость подавать новое заявление об отказе отсутствует, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку эти доводы уже являлись предметом исследования, проверки и оценки судом первой инстанции и по основаниям, изложенным в судебном решении, правильно признаны несостоятельными.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ибатулина Наиля – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: