О перерасчете выслуги лет.



Судья: Маркин А.В. Гр. дело № 33-7640

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 июля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Моргачёвой Н.Н.

судей – Захарова С.В., Бурцевой О.Н.

при секретаре Солдаткиной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Башковатова А.В, на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 июня 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Башковатова А.В, к Министерству внутренних дел Российской Федерации, ГУВД по Самарской области о перерасчете выслуги лет, исходя из расчета один месяц службы за три месяца за период военной службы по призыву с 17.03.1994 по 17.08.1995 года отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Моргачёвой Н.Н., объяснения Башковатова А.В. в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения представителя Министерства внутренних дел РФ и ГУВД по Самарской области Куркиной С.Н. (по доверенностям) на кассационную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Башковатов А.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, ГУВД по Самарской области о перерасчете выслуги лет, исходя из расчета один месяц военной службы за три месяца за период военной службы по призыву с 17.03.1994г. по 17.08.1995г. для определения размера пенсии по выслуге лет, взыскании морального вреда в размере 5.000 рублей и судебных расходов.

В обоснование своих требований истец сослался на то, что в период военной службы по призыву в войсковой части Номер обезличен в должности должность в период с 17.03.1994 г. по 17.08.1995г. он проходил службу на территории Северной Осетии и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения, о чем ему 29.11.2004г. выдано соответствующее удостоверение.

Согласно справке военного комиссариата Самарской области по городскому округу Кинель и Кинельскому району от 11.02.2010 Номер обезличен служба в условиях чрезвычайного положения подлежит льготному исчислению: 1 месяц службы за 3 месяца. С просьбой произвести перерасчет он обращался к начальнику ГУВД по Самарской области. В удовлетворении просьбы ему было отказано. В связи с отказом обратился в суд с исковым заявлением.

Истец полагает, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Постановлением ВС РФ от 21.07.1993 г. № 5481/1-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» для применения части второй статьи 2 вышеназванного закона «О дополнительных гарантиях...» в целях исчисления трудового стажа (по Закону РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР») все военнослужащие (и по контракту и по призыву), выполнявшие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, приравнены к проходившим «военную службу в действующей армии».

Единая система правовой и социальной защиты, материального и иных видов обеспечения для граждан, проходивших военную службу, установлена п.1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Прямого указания на льготное исчисление выслуги лет для военнослужащих по призыву, служивших в «горячих точках», постановление Совета Министров -Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» не содержит. Однако со ссылкой на правовые позиции, выраженные Верховным Судом Российской Федерации в решениях от 05.04.2001 №ВКПИ 01-11, от 30.10.2007 №ВКПИ 07-107, от 22.10.2008 №ГКПИ 08-1774, истец считает, что если даже Постановление Правительства от 22.09.1993г. №941 такой льготы для граждан, проходивших военную службу, не содержит, это не является основанием для отказа расчета выслуги лет в льготном исчислении. Он нес службу в таких же условиях, как и военнослужащие по контракту и, следовательно, отсутствует необходимость дублировать в Постановлении Правительства нормы-льготы, установленные статьей 2 Закона РФ от 21.01.1993 №4328-1. В противном случае нарушается конституционный принцип равенства граждан Российской Федерации. В Кроме того, в соответствии с приложением 2 к приказу министра обороны Российской Федерации от 04.01.1996г. №9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах», изданного в развитие Закона РФ от 21.01.1993 №4328-1, указано, что военнослужащим, перечисленным в подпункте «б» пункта 1 этого приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников).

В связи с вышеизложенным Башковатов А.В. просил суд удовлетворить заявленные им требования.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Башковатов А.В. просит решение суда отменить, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает решение правильным.

Судом установлено, что Башковатов А.В, был призван на военную службу Кинельским городским военным комиссариатом Самарской области 4 марта 1994 года. 17 августа 1995 года уволен в запас, что подтверждается записями в военном билете. После Армии служит в милиции.

Военную службу проходил в войсковой части Номер обезличен в должности должность. В военном билете, со ссылкой на распоряжение командира воинской части Номер обезличен от 28.02.1994 г., указано, что: «17.03.94 г. по 17.08.95 г. проходил службу на территории Северной Осетии и Чеченской республики в условиях чрезвычайного положения. В соответствии с законом РФ от 21.01.1993 и приказом МВД РФ от 22.02.1993 указанный срок службы подлежит зачету в выслугу лет из расчета: один месяц службы за три месяца для назначения пенсии».

Это подтверждается справкой военного комиссариата Самарской области от 11.02.2010 Номер обезличен. В справке военного комиссариата Самарской области по городскому округу Кинель и Кинельскому району от 11.02.2010 Номер обезличен указано, что: «...На основании ФЗ №122 от 22.08.2004г. р.9.2 п.5 считать льготное исчисление в/службы по призыву 1 месяц за 3 месяца...»

Между тем, в приложении 2 к приказу министра обороны Российской Федерации от 04.01.1996г. №9 указано, что военнослужащим, указанным в подпункте «б» пункта 1 приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников).

В подпункте «б» п.1 указано, что гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями). Однако в приказе не указано, о какой категории военнослужащих идет речь: проходивших срочную военную службу или по призыву.

Приказ министра обороны Российской Федерации от 04.01.1996г. №9 издан в соответствии с законом РФ от 21.01.1993 №4328-1.

Статья 2 Закона РФ от 21.01.1993 №4328-1 состоит из двух частей в части первой указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. И далее, в абзаце втором, указано, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Часть вторая не содержит указания для какой категории военнослужащих установлено льготное исчисление выслуги лет для военнослужащих, проходивших службу по призыву или по контракту.

С учетом того, что Башковатов А.В. ставит вопрос о зачете в льготном исчислении периода его срочной службы в условиях чрезвычайного положения в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России, суд правильно указал, что его исковые требования должны рассматриваться с учетом нормативных правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.

При этом суд правомерно исходил из того, что пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии регламентируется специальным Законом РФ 12.02.1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В части 2 статьи 18 этого закона указано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона. В статьях 1 и 4 закона в отношении лиц, проходивших службу в качестве солдат, дополнено, что это лица, проходившие службу по контракту.

Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в Законе №4468-1 не значатся.

Во исполнение указанного Федерального закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен Постановлением от 22.09.1993 года N 941. В пункте 5 Постановления указаны периоды военной службы по призыву, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении: «5. Установить, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении». То есть, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях. Это военнослужащие:

(1) воинских частей, штабов и учреждений действующей армии,

(2) проходившие службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны,

(3) принимавшие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС,

(4) необоснованно привлеченные к уголовной ответственности или репрессированные.

Понятие «действующая армия» в законодательстве Российской Федерации используется исключительно применительно к периоду Великой Отечественной войны. Следовательно, военнослужащие, проходящих военную службу по призыву на территории Северной Осетии и Чеченской республики в условиях чрезвычайного положения, в Постановлении № 941 не указаны, поэтому такая служба зачтена в льготном исчислении в выслугу лет быть не может.

Полномочиями рассматривать соответствие норм Постановления Правительства от 22.09.1993г. №941 Конституции Российской Федерации суды общей юрисдикции не наделены, в связи с чем, доводы истца суд не принял во внимание.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, заявленных Башковатовым А.В.

Доводы Башковатова А.В. в кассационной жалобе о незаконности решения суда и ссылки в жалобе на то, что суд не применил Закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, неправильно истолковал закон и подзаконные акты, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание как основанные на неправильном толковании истцом норм законодательства Российской Федерации о военной службе и пенсионном обеспечении.

Разрешая дело, суд обоснованно согласился с позицией и доводами ответчика в суде о том, что правильное понимание смысла части 2 статьи 2 Закона РФ от 21.01.1993 №4328-1 возможно только с учетом норм Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. №941. В этих нормативных правовых актах дан исчерпывающий перечень периодов, подлежащих зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Периоды службы, которые не указаны в Постановлении №941, не могут засчитываться в выслугу лет, в том числе и в льготном исчислении. Такая правовая позиция была выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 №ВКПИ 07-107 по заявлению Л. о проверке соответствия п.5 Постановления Правительства N 941 Федеральному закону от 27.05.1998 Ш6-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Закону РФ 4468-1.

Служба по призыву на территории Северной Осетии и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения как период, подлежащий зачету в выслугу лет в льготном исчислении, в Законе и Постановлении не указана, и поэтому в льготном исчислении Башковатову А.В. зачтена быть не может. Подлежит зачету только в календарном исчислении.

Судебная коллегия полагает, что нормы материального права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушения процессуальных норм не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Башковатова А.В. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: