Судья: Сериков В.А. гр. дело № 33-7771/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Решетняк М.А.,
судей: Калинниковой О.А., Марушко Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 03 июня 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить М.И.А. жилое помещение в г.Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., заключение прокурора Сирик Ю.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Автозаводского района г.Тольятти, действующий в интересах М.И.А.., обратился в суд с иском к мэрии г.о.Тольятти, Правительству Самарской области о предоставлении вне очереди жилого помещения, указав, что М.И.А. Дата обезличена года рождения, является лицом, относящимся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители М.И.А. умерли: мать – Дата обезличена, отец – Дата обезличена. Постановлением опекунского совета Адрес обезличен ГорОНО от Дата обезличена и решением Главы Адрес обезличен от Дата обезличена опекуном несовершеннолетнего М.И.А. были назначены С.М.А. и С.Э.П. По приезду в Адрес обезличен М.И.А.. был поставлен на опекунский учет, находился под попечительством С.М.А. Закрепленного жилья М.И.А. не имеет, работает слесарем в ОАО «АвтоВАЗ», нигде не обучается. Постановлением мэра г.о.Тольятти от Дата обезличена М.И.А.. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать мэрию г.о.Тольятти предоставить М.И.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи 1 человек; обязать Правительство Самарской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе мэрия г.о.Тольятти просит отменить решение суда, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст.2, ч.1 ст.45 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.
В соответствии со ст.6 ФЗ РФ №189 от 29.12.04 «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно п.2 ч.2, ч.3 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
В силу п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что М.И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что мать М.И.А. – М.Л.А. умерла Дата обезличена; отец – М.А.В. умер Дата обезличена, что подтверждается свидетельствами о смерти.
Постановлением опекунского Совета Адрес обезличен ГорОНО от Дата обезличена Номер обезличен и решением Главы Адрес обезличен от Дата обезличена Номер обезличен над несовершеннолетним М.И.А. Дата обезличена года рождения, установлена опека, опекунами назначены С.Э.П. и С.М.А..
Судом установлено, что М.И.А. в образовательном учреждении не обучался; с Дата обезличена работает в ОАО «АвтоВАЗ» в качестве слесаря, что подтверждается справкой ОАО «АвтоВАЗ» от Дата обезличена.
Из копии паспорта видно, что с Дата обезличена М.И.А. зарегистрирован по адресу: Адрес обезличен. Ранее, с Дата обезличена, был зарегистрирован в общежитии по адресу: Адрес обезличен.
Как установлено судом, закрепленного жилья М.И.А.. не имеет. Данный факт подтверждается справками МП «Инвентаризатор» от Дата обезличена, ГУП «Центр технической инвентаризации» от Дата обезличена Номер обезличен из которых усматривается, что М.И.А. право на приватизацию не использовал, в реестре собственников приватизированного и другого жилья не значится.
Согласно выписке из постановления мэра г.о.Тольятти от Дата обезличена Номер обезличен «О рассмотрении жилищных вопросов» М.И.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек.
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени жилым помещением в установленном законом порядке М.И.А. не обеспечен.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами и представителем мэрии г.о.Тольятти не оспариваются, как и право М.И.А. на внеочередное получение жилого помещения, в соответствии п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Самарской области № 115-ГД от 24.10.2006 года, переданы органам местного самоуправления, а М.И.А. проживает в г.Тольятти, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению; в связи с чем на мэрию г.о.Тольятти законно и обоснованно возложены обязанности по предоставлению М.И.А. жилого помещения во внеочередном порядке.
Вместе с тем, требования прокурора о возложении обязанности на Правительство Самарской области предоставить денежные средства для приобретения жилого помещения М.И.А. удовлетворению не подлежат, поскольку физические лица не являются субъектами бюджетных правоотношений, поэтому не обладают вышеуказанным правом требования.
Доводы представителя мэрии г.о.Тольятти, изложенные в кассационной жалобе о том, что жилое помещение должно быть предоставлено М.И.А. согласно очередности соответствующей категории граждан, правильно отклонены судом как несостоятельные.
Суд правомерно указал, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от порядка обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Право М.И.А. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.
Закон Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24.10.06 №115-ГД действительно возлагает на орган местного самоуправления обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий, что, однако, не означает установления очереди среди лиц, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
Доводы кассационной жалобы мэрии г.о.Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ст.8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилья данной категории граждан возложена на органы исполнительной власти по месту жительства гражданина, каковым и является мэрия г.о.Тольятти.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, поэтому оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 03 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии г.о.Тольятти – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: