Судья: Борисова Е.А. Гр. дело № 33-8097/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 августа 2010 г. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Ермаковой Е.И.,
судей – Решетняк М.А. и Ефремовой Л.Н.,
с участием прокурора Хуснутдиновой А.Р.,
при секретаре – Абишеве М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара в лице представителя по доверенности Шаркаевой Э.Р. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 09 июня 2010 г., которым постановлено:
«Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Исмагиловой Р.И. на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение в черте городского округа Самары по договору социального найма в соответствии с норами действующего законодательства».
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Ермаковой Е.И., объяснения представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Шалыгиной Е.К. (по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу Исмагиловой Р.И., заключение прокурора Хуснутдиновой А.Р., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Самары в интересах Исмагиловой Р.И. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал, что Исмагилова Р.И. проживает в квартире 1 Адрес обезличен. Заключением межведомственной комиссии городского округа Самары от Дата обезличена г. Номер обезличен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес обезличен, признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самары Номер обезличенр от Дата обезличена г. «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» дом по ул. Адрес обезличен также признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно справке руководителя управления по жилищным вопросам Департамента управления имуществом городского округа Самары Исмагилова Р.И. по распоряжению главы администрации Железнодорожного, района г. Самары от Дата обезличена г. Номер обезличен принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, состоит в списках под № Номер обезличен. До настоящего времени Исмагилова Р.И. жильем не обеспечена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, на право Исмагиловой Р.И. на внеочередное получение жилья, прокурор г. Самары просил суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Исмагиловой Р.И. жилое помещение в черте городского округа Самары, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям и заключить с ней договор социального найма.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самары просит решение суда отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Судом установлено, что Исмагилова Р.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес обезличен, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата обезличена г.
Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от Дата обезличена г. Номер обезличен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес обезличен, признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа от Дата обезличена г. Номер обезличен «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» дом по Адрес обезличен признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа от Дата обезличенаг. Номер обезличен в распоряжение первого заместителя Главы городского округа от Дата обезличенаг. Номер обезличен были внесены изменения, отселение граждан рекомендовано завершить до конца 2010 г., снос дома осуществить в течение 3-х месяцев с момента отселения граждан.
Согласно справки Департамента управления имуществом городского округа Самары от Дата обезличена г. Номер обезличен Исмагилова Р.И. с составом семьи 1 человек распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Самары Номер обезличен от Дата обезличена г. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоит в списках под № Номер обезличен.
Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Положения указанной нормы закона разъяснены и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2009 г.
Таким образом, учитывая, что Исмагилова Р.И. состоит в очереди на улучшение жилищных условий, жилье Исмагиловой Р.И. в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, суд обоснованно пришел к выводу о том, что требования прокурора г. Самары о предоставлении Исмагиловой Р.И. жилого помещения по договору социального найма подлежат удовлетворению.
Обязанность по предоставлению жилья законом возложена на органы местного самоуправления.
Департамент управления имуществом г.о. Самара в соответствии с положениями Устава городского округа Самара осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.
Поэтому суд обоснованно возложил на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанность предоставить Исмагиловой Р.И. на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение в черте городского округа Самары по договору социального найма в соответствии с норами действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что Исмагилова Р.И. является собственником жилого помещения, и на основании ст. 32 ЖК РФ обеспечению жилищных прав собственника жилого помещения предшествует изъятие земельного участка для муниципальных и государственных нужд, несостоятельны. Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Статья 32 ЖК РФ регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд и не исключает применение требований ст. 57 ЖК РФ об обязанности предоставить жилые помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 09.06.2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: