оспаривание ставки транспортного налога



Судья: Попов В.В. № 33-8566

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Елистратовой Е.В.,

Судей – Желтышевой А.И., Шабаевой Е.И.

При секретаре – Муравьеве А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе МИ ФНС России № 14 по Самарской области на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 14.07.2010 г., которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить, признать неправомерным применение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 14 по Самарской области при исчислении Залалединову Н.М. размера транспортного налога за 2005,2006,2007,2008 и 2009 годы за принадлежащий на праве собственности автомобиль марки УАЗ 3962 государственный регистрационный номерной знак Номер обезличен региона Российской Федерации, ставки транспортного налога по типу транспортного средства «автобус с мощностью двигателя до 200 л.с», из расчета ставки налогообложения применительно к данной категории транспортных средств.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 14 по Самарской области произвести перерасчет начисленного Залалединову Н.М. размера транспортного налога за 2005, 2006, 2007, 2008 и 2009 годы за принадлежащий на праве собственности автомобиль марки УАЗ 3962 государственный регистрационный номерной знак Номер обезличен региона Российской Федерации, ставки транспортного налога, предусмотренной для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с, из расчета ставки налогообложения применительно к данной категории транспортных средств за 2005, 2006,2007,2008 и 2009 годы».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шабаевой Е.И., объяснения представителя МИ ФНС России № 14 по Самарской области – Кобыльсковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Залалединов Н.М. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции ФНС России № 14 по Самарской области о признании права на уплату транспортного налога, как с владельца транспортного средства, исчисленного по ставке для легковых автомобилей, перерасчете излишне уплаченного транспортного налога.

В обоснование своих требований истец ссылался на то, что он имеет в собственности автомобиль УАЗ 3962 категории «В», то есть легковой автомобиль и ему с 2005 года налоговый орган начислял транспортный налог, исходя из ставки налогообложения как для автобусов.

Истец указывает, что принадлежащий ему автомобиль УАЗ 3962 государственный регистрационный номерной знак Номер обезличен региона РФ, мощность двигателя 75 л.с, имеет следующие конструктивные особенности: 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя им не переоборудовался, используется им в личных целях, однако из паспорта транспортного средства следует, что данное транспортное средство имеет VIN код, относящий его к специальному транспортному средству.

Согласно общероссийскому классификатору такие транспортные средства относятся к легковым автомобилям, имеющим по общероссийскому классификатору основных фондов код Номер обезличен - автомобили легковые специальные для медицинской помощи на дому (санитарные).

Учитывая изложенное, истец просил суд признать за ним право на уплату налога как с владельца транспортного средства, начисленного по ставке для легковых автомобилей, а также обязать ответчика произвести перерасчет ранее уплаченного транспортного налога за период с 2005 по 2009 годы.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

МИ ФНС России № 14 по Самарской области просит указанное решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит законных оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

Транспортный налог на территории субъекта РФ – Самарской области введен Законом Самарской области от 06.11.2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области». Которым также установлены ставки транспортного налога, в том числе и для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. и определены в 12,5 рублей, на автобусы, с мощностью двигателя до 200 л.с. включительно - 25 рублей, для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. - 18,5 рублей.

Ни Налоговый Кодекс РФ, ни упомянутый выше Закон Самарской области не дают понятия грузового и легкового автотранспорта, автобусов для целей налогообложения, в связи с чем, применительно к данному иску в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ.

В соответствии с п. 3 статьи 15 Федерального закона РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

На основании приказа МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005 года утверждено «Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», которое указывает, что паспорт транспортного средства предназначен для допуска транспортного средства к участию в дорожном движении.

Положение также закрепляет порядок оформления паспортов транспортных средств (пункты 25 - 28), в силу которых в строке "2. Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств.

В строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.

В строке "4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств:

А - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;

В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

С - автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 09.04.2003 года № БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового Кодекса РФ пунктом 16 которых предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359;

- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.

В упомянутой выше Конвенции указано, что к категориям транспортных средств «В» относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не мене 4 колес и не более 8 мест для сиденья (помимо сиденья водителя), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн (т.е. как легковой, так и грузовой транспорт).

В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ отчетным налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Из материалов дела усматривается, что Залалединову Н.М. принадлежит на праве собственности, государственный регистрационный номерной знак Номер обезличен.

Согласно паспорта транспортного средства автомобиль марки УАЗ 3962 1998 года выпуска, является типом транспортного средства «фургон», с мощностью двигателя 76 л.с, типом кузова «санитарный».

В соответствии со свидетельством о регистрации тип транспортного средства «легковой», категории ТС «В».

Судом установлено, что принадлежащее истцу транспортное средство имеет не более 8 пассажирских сидений (кроме водительского), что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Более того, как установлено судом, спорное транспортное средство используется истцом в личных целях.

Доводы ответчика о том, что относительно автомобиля УАЗ-3962 заводом изготовителем были представлены сведения, что он относится к типу автобус, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку в основу деления автомобилей на грузовые, легковые и автобусы должна быть положена не техническая характеристика завода-изготовителя, а определение, содержащиеся в нормативно-правовых актах, а также сведения, содержащиеся в документах на конкретный автомобиль.

Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку недоимка по транспортному налогу налоговым органом была начислена за прошлое время, начиная с 2005г. только в 2009 году.

Учитывая указанные выше обстоятельства, нормы права и положения закона, суд пришел к правильному выводу о том, начисленный налоговым органом истцу налог за период с 2005 года по 2009 год исходя из ставки транспортного налога как за автобус, является неправомерным, связи с чем, обоснованно обязал МИ ФНС России № 14 по Самарской области произвести перерасчет начисленного Залалединову Н.М. размера транспортного налога за 2005, 2006, 2007, 2008 и 2009 годы за принадлежащий ему на праве собственности автомобиль марки УАЗ 3962, ставки транспортного налога, предусмотренной для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с, из расчета ставки налогообложения применительно к данной категории транспортных средств за 2005, 2006,2007,2008 и 2009 годы.

Доводы кассационной жалобы о том, что органы ГИБДД в рамках взаимодействия с налоговыми органами предоставляют сведения о постановленных на учет автомобилях, и по их сведениями автомобиль УАЗ – 3962 относится к автобусам, являются несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, в частности карточкой учета спорного автомобиля, согласно которой категория ТС «В» - «легковые-прочие».

Руководствуясь ст.ст.361-364 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 14.07.2010 г. оставить - без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России № 14 по Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: