О предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.



Судья: Попова Е.В. Дело № 33-8506/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Ермаковой Е.И.,

судей – Решетняк М.А. и Захарова С.В.,

при секретаре – Бестаевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии г.о. Тольятти в лице представителя по доверенности Клониной И.В. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 19 июля 2010 г., которым постановлено:

«Иск удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти представить Антиповой Л.Н. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья с учетом имеющейся жилой площади».

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Ермаковой Е.И., возражения на кассационную жалобу истца Антиповой Л.Н., объяснения третьего лица Антипова К.П., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Антипова Л.Н. обратилась в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В обоснование иска указала, что ее семья состоит из четырех человек (она, муж и двое детей), имеют в собственности каждый по ? доли в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: Адрес обезличен. Ее семья включена в очередь на внеочередное получение жилья, поскольку сын А.А., 2000 года рождения, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. Однако мэрией городского округа Тольятти во внеочередном порядке жилье не предоставляется.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Антипова Л.Н. просила суд обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ей вне очереди жилое помещение на состав семьи четыре человека.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу требований ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Частью 2 ст. 58 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Судом установлено, что Антипова Л.Н. имеет сына А.А.., Дата обезличена года рождения.

Согласно имеющихся в материалах дела справки ГУЗ СО «Тольяттинский психоневрологический диспансер» от Дата обезличена г. Номер обезличен, справки о решении врачебной комиссии А.А. страдает хроническим психическим заболеванием, является инвалидом детства.

Указанное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 г. (п. 3 перечня).

Из материалов дела усматривается, что Антипова Л.Н. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с Дата обезличена года с составом семьи четыре человека как семья, имеющая ребенка-инвалида (сын С.А., 2000 года рождения), с заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 г.

Также установлено, что по состоянию на Дата обезличена г. в списках граждан на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма на территории г.о. Тольятти состоит 173 семьи. Семья истца состоит в списке под № 105.

Из выписки из поквартирной карточки от Дата обезличена г. видно, что Антипова Л.Н. с семьей проживает и зарегистрирована в квартире по адресу: Адрес обезличен с 1994 года по настоящее время. Данное жилое помещение – однокомнатная квартира общей площадью 39 кв.м. на праве общей долевой собственности принадлежит Антиповой Л.Н., А.К., А.А., А.А.. по ? доли каждому. Последнее подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ответчик не оспаривает, что истец с составом семьи четыре человека состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с Дата обезличена года, также не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Антиповой Л.Н. согласно очередности льготников соответствующей категории.

Данные доводы ответчика судом обоснованно не приняты во внимание.

Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Положения указанной нормы закона разъяснены в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от Дата обезличена г.

Ссылка представителя ответчика на нормы Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» также обоснованно не принята судом во внимание.

Данный закон не отменяет действие ЖК РФ, а определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Антиповой Л.Н. в полном объеме.

Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Обязанность по предоставлению жилья законом возложена и на органы местного самоуправления. Мэрия г.о. Тольятти осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.

В связи с чем, довод мэрии г.о. Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, является необоснованным.

Другие доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.о. Тольятти от 19.07.2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г.о. Тольятти – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: