Судья Брюхов В.И. гр. дело № 33 - 7123ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Шуковой Н.М.
Судей: Салдушкиной С.А., Пинчук С.В.
При секретаре: Никипеловой О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г.о. Самара на решение Советского районного суда г. Самары от 07 июня 2010 г., которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ детский сад
комбинированного вида №88 г.о. Самара.
Обязать Администрацию г.о. Самара и МДОУ г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МДОУ детский сад комбинированного вида №88 г.о. Самара.
Обязать Администрацию г.о. Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а МДОУ детский сад комбинированного вида №88 г.о. Самара после получения денежных средств провести необходимые организационно- хозяйственные мероприятия по 1) оборудованию физкультурной площадки в соответствии с требованиями п.2.1.15 Сан ПиН 2.4.1.1249-03; 2) оборудованию теневых навесов площадью 40,00 кв.м. с устройством деревянных полов на 15 см от земли для всех групп в соответствии с п.2.1.12 СанПиН 2.4.1.1249 - 03;3) проведению установки умывальников в младших группах на высоту 40 см от уровня пола до борта, в средних и старших группах на высоту 50 см от уровня пола до борта».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А.,
объяснения представителя администрации г.о. Самара – Павликова А.В. (по доверенности), а также представителя Департамента образования администрации г.о. Самара – Макаровой Ю.С. (по доверенности), поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей по существу решение оставить без изменения, исключив из резолютивной части указание на возложение на администрацию г.о. Самара обязанности выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а также о возложении на МДОУ детский сад комбинированного типа № 88 г.о. Самара обязанности устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил после получения денежных средств, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Самары, действуя в интересах государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.о.Самара, МДОУ детский сад комбинированного вида №88 г.о. Самара о признании бездействия незаконным и обязании устранения нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства.
В обоснование требований сослался на нарушение администрацией г.о.Самара, как собственника имущества муниципального образовательного учреждения прав неопределенного круга лиц на безопасное пребывание в здание МДОУ детский сад комбинированного вида №88 г.о. Самара, указав, что прокуратурой Советского района г.Самары проведена проверка сведений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области. В учреждении выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологическою законодательства, о чем свидетельствует предписание от 14 10 2008 г. Устранить имеющиеся нарушения самостоятельно МДОУ детский сад комбинированного вида №88 не может, ввиду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми образовательное учреждение не располагает. Администрация г.о. Самара, являющаяся учредителем муниципальных образовательных учреждений, Департамент образования г.о. Самара не выделяют достаточных средств на устранение указанных недостатков, несмотря на то, что об имеющихся нарушениях им известно.
Просил обязать ответчиков обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства согласно предписанию Роспотребнадзора от 14.10.2008 г.
В судебном заседании истец исковые требования уточнил, просил суд признать незаконным бездействие администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МДОУ детский сад комбинированного вида №88, обязать администрацию г.о. Самара и МДОУ устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МДОУ, обязать администрацию г.о. Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий, а МДОУ после получения денежных средств провести необходимые организационно- хозяйственные мероприятия по: 1) оборудованию физкультурной площадки в соответствии с требованиями п.2.1.15 Сан ПиН 2.4.1.1249-03; 2) оборудованию теневых навесов площадью 40,00 кв.м. с устройством деревянных полов на 15 см от земли для всех групп в соответствии с п.2.1.12 СанПиН 2.4.1.1249 - 03;3) проведению установки умывальников в младших группах на высоту 40 см от уровня пола до борта, в средних и старших группах на высоту 50 см от уровня пола до борта; на немедленном исполнении решения - не настаивал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрация г.о. Самара просит решение отменить, поскольку считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 51 вышеуказанного закона устанавливает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Положением о Департаменте образования администрации г.Самара, утвержденным постановлением Главы города Самары №33 от 20.02.2004 г. предусмотрено, что Департамент является структурным подразделением администрации города Самары, одной из его задач является сохранение и развитие материально-технической базы учреждений и организаций муниципальной системы образования, обеспечение соблюдения законодательства РФ об образовании на территории города Самары. В функции Департамента образования входит учреждение муниципальных образовательных учреждений от имени муниципального образования города Самары, разработка нормативов финансирования образовательных учреждений и предложение по совершенствованию систем финансирования, прогнозирование потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений и технический надзор за проведением реконструкции, капитального и текущего ремонта.
Из материалов дела усматривается, что в ходе мероприятий по контролю Управление Роспотребнадзора по Самарской области в здании МДОУ детский сад комбинированного вида №88 г.о. Самара, расположенном по адресу: Адрес обезличен, -выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
14.10.2008 г. выдано предписание на устранение нарушений требований санитарных норм и правил, из которого усматривается, что в МДОУ №88 выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
При таких обстоятельствах, с учетом того, что администрацией г.о. Самара, как собственником имущества МДОУ, и Департаментом образования администрации г.о. Самара не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарных норм и правил, суд пришел к правильному выводу о том, что бездействие администрации г.о. Самара и Департамента образования администрации г.о. Самара является незаконным и возложил на ответчиков обязанность устранить указанные выше нарушения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание об обязании администрации г.о.Самара выделить необходимые финансовые средства для проведения организационно-хозяйственных мероприятий.
Согласно п.3 Положения о бюджетном процессе, в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета городского округа до 1 июня текущего года отраслевые органы администрации городского округа (в том числе Департамент образования г.о. Самара), прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы, необходимые для составления проекта бюджета городского округа.
В соответствии со ст.6 БК РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством.
Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Утверждение бюджета г.о. Самара находится в компетенции Думы г.о. Самара.
Также, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание о том, что МДОУ детский сад комбинированного вида № 88 обязан устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил по поступлении денежных средств, поскольку суд связал устранение недостатков с поступлением денежных средств, т.е. решение постановлено под условием, что является неправильным.
Доводы кассационной жалобы администрации г.о. Самара о незаконности данного решения в связи с отсутствием достаточного финансирования, не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Самары от 7 июня 2010 года по существу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.о. Самара – без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Признать бездействие органа местного самоуправления - администрации городского округа Самара и Департамента образования администрации городского округа Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства в МДОУ детский сад комбинированного вида Номер обезличен незаконным.
Обязать Администрацию городского округа Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил в МДОУ Номер обезличен по проведению организационно-хозяйственных мероприятий по обеспечению требований санитарных норм и правил в здании МДОУ детский сад комбинированного вида Номер обезличен г.о. Самара по 1) оборудованию физкультурной площадки в соответствии с требованиями п.Дата обезличена Сан ПиН 2.Дата обезличена-03; 2) оборудованию теневых навесов площадью 40,00 кв.м. с устройством деревянных полов на 15 см от земли для всех групп в соответствии с п.Дата обезличена СанПиН 2.Дата обезличена - 03;3) проведению установки умывальников в младших группах на высоту 40 см от уровня пола до борта, в средних и старших группах на высоту 50 см от уровня пола до борта.
Обязать МДОУ детский сад комбинированного вида Номер обезличен устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарных норм и правил и провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по проведению работ по 1) оборудованию физкультурной площадки в соответствии с требованиями п.Дата обезличена Сан ПиН 2.Дата обезличена-03; 2) оборудованию теневых навесов площадью 40,00 кв.м. с устройством деревянных полов на 15 см от земли для всех групп в соответствии с п.Дата обезличена СанПиН 2.Дата обезличена - 03;3) проведению установки умывальников в младших группах на высоту 40 см от уровня пола до борта, в средних и старших группах на высоту 50 см от уровня пола до борта».
Председательствующий:
Судьи: