Оспаривание решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты



Сафонова Н.А.

Гр.д. № 33- 9188

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6.09.2010г., судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе :

Председательствующего Пинчук С.В.

Судей Салдушкиной С.А., Трескуновой Л.А.

При секретаре Никипеловой О.О.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе территориальной избирательной комиссии г.о. Жигулевск Самарской области на решение Жигулевского городского суда от 24 августа 2010 г., которым постановлено :

«Заявление Коноплева М.Ю. удовлетворить.

Признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии г.о. Жигулевск Самарской области Номер обезличен от Дата обезличена г, об отказе в регистрации кандидата в депутаты V созыва Думы городского округа Жигулевск Самарской области по одномандатному округу № 5 Коноплева М.Ю.

Обязать территориальную комиссию городского округа Жигулевск Самарской области зарегистрировать Коноплева М.Ю. в качестве кандидата V созыва Думы городского округа Жигулевск Самарской области по одномандатному округу № 5 Коноплева М.Ю..».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., объяснения представителя территориальной избирательной комиссии г.о. Жигулевск Самарской области Сухорукова А.В, действующего по доверенности, поддержавшего доводы жалобы. возражения представителя Коноплева М.Ю.-Леонова С.В., заключение прокурора Хуснутдиновой А.Р., полагающей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

Коноплев М.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты, он

просил отменить решение территориальной избирательной комиссии г.о. Жигулевск Самарской области Номер обезличен от Дата обезличена г., которым ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты V созыва Думы г.о. Жигулевск, а также обязать территориальную комиссию г.о. Жигулевск зарегистрировать его в качестве кандидата V созыва Думы г.о.Жигулевск.

В обоснование своих требований заявитель указал, что ему, кандидату в депутаты V созыва Думы г.о. Жигулевск по одномандатному избирательному округу № 5, выдвинутого избирательным объединением местное отделение Политической партии Справедливая Россия в г.о. Жигулевск, решением ТИК г.о. Адрес обезличен Номер обезличен от Дата обезличена г. отказано в регистрации в качестве кандидата на основании подпункта «в» п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.3.2 ч.З. ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», на том основании, что среди документов, представленных им для уведомления о выдвижении и регистрации, отсутствовал необходимый документ, а именно: Решение избирательного объединения о выдвижении кандидата. Хотя сама комиссия в этом решении Номер обезличен от Дата обезличена г. признает, что заявитель представил этот документ в срок.

С решением избирательной комиссии он не согласен, поскольку этим решением, нарушены его избирательные права.

04.08.2010 г., он в соответствии со ст. 33 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 33 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», уведомил избирательную комиссию о своем выдвижении в качестве кандидата в депутаты V созыва Думы г.о. Жигулевск Самарской области по одномандатному избирательному округу Номер обезличен, с приложением необходимых документов, в том числе и Решения избирательного объединения о выдвижении кандидата.

То, что он сдал данный документ, отражено в п. 8 Акта приема документов по выдвижению кандидата в депутаты Думы г.о. Жигулевск от 4. 08.2010г.

Данный документ был принят членом избирательной комиссии ФИО1., о чем свидетельствует её подпись.

14.08.2010 г. он получил от избирательной комиссии извещение за Номер обезличен, в котором указано, что он снова, в срок указанный в 2.1 статьи 38 Закона Самарской области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", должен представить Решение избирательного объединения о выдвижении кандидата.

16 августа 2010 г. он представил Решение избирательного объединения о выдвижении кандидата в виде выписки из протокола с решением избирательного объединения о выдвижении кандидата на 7 листах, и по просьбе секретаря избирательной комиссии Ивахновой И.В. еще одно Решение избирательного объединения о выдвижении кандидата в виде выписки из протокола с решением избирательного объединения о выдвижении кандидата на 1 листе, о чем свидетельствует роспись в приеме данных документов Ивахновой И.В., а также отражено в решении Номер обезличен от Дата обезличена г. об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты.

Ссылка, в решении ТИК Номер обезличен от Дата обезличена г. на подпункт в п.24 ст.38 Закона № 67-ФЗ, несостоятельна, так как на основании Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от Дата обезличена Номер обезличен были утверждены Разъяснения о порядке применения подпунктов "в.I», "в.2" пункта 24.

Согласно п. 4 данных Разъяснений, в целях устранения выявленных избирательной комиссией недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении I регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат, избирательное объединение вправе осуществлять действия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Разъяснений.

Данные Разъяснения не противоречат и части 2.2 статьи 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».

В соответствии с пунктом 2 Разъяснений им были произведены все необходимые действия.

Ссылка, в решении ТИК Номер обезличен от Дата обезличена г. на п.3.2 ч.З. ст.38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», также несостоятельна, поскольку пункт 3.2 в части 3 статьи 38 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», отсутствует.

Судом постановлено изложенное выше решение, которое территориальная избирательная комиссия г.о. Жигулевск Самарской области в кассационной жалобе просит отменить, ссылаясь на то, что оно является неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено. что Решением Думы городского округа Жигулевск от 14 июля 2010 г. № 600 «О назначении выборов депутатов V созыва Думы городского округа Жигулевск Самарской области» назначены выборы соответствующего представительного органа на 10.10.2010 г.

Решение опубликовано в газете « Жигулевский Рабочий» от 17.07.2010г.

В соответствии с ч. 1. ст. 33 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования производится в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, но не ранее дня официального

опубликования (обнародования) схемы одномандатных избирательных округов.

Последней датой представления документов о выдвижении кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования (далее - кандидат) является 5. 08. 2010г.

Решением избирательной комиссии Самарской области от Дата обезличена г. Номер обезличен на территориальную комиссию г.о. Жигулевск возложены полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов с Номер обезличен по Номер обезличен по выборам депутатов Думы г.о.Жигулевск л.д. 19).

П. 2 и п. 3 ст. 33, п. 14.5. ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 3 и ч. 5 ст. 33, ч. 4 ст. 35. ч. 2 ст. 35.1. Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»

при выдвижении кандидатом от избирательного объединения предусмотрен перечень документов, необходимых для представления в соответствующую избирательную комиссию, в том числе предусмотрено представление решения избирательного объединения о выдвижении кандидата.

Согласно п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Конституционный Суд РФ в своем Определении № 784-0-0 от 01.06.2010 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волкова Андрея Григорьевича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Томской области "О муниципальных выборах в Томской области" в пункте 2.3, указал, что «пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и часть 2.1 статьи 33 Закона Томской области "О муниципальных выборах в Томской области", предусматривают право кандидата в течение срока, определенного в названных нормах, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.

По своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем

обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в

представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или

документов».

Судом установлено, что Коноплевым М.Ю. 04.08.2010 г. были представлены в ТИК г.о. Жигулевск документы о выдвижении в кандидаты в депутаты Думы г.о. Жигулевск по одномандатному избирательному округу № 5.

При этом он представил пакет документов, отраженный в акте приема от 04.08.2010 г., подписанном Коноплевым М.Ю. и членом избирательной комиссии ФИО1. л.д. 5. 39).

В п. 8 акта указано, что принято «Решение избирательного объединения о выдвижении кандидата - 3 листа».

Из представленных ТИК копий документов по выдвижению кандидата в депутаты Думы г.о. Жигулевск по одномандатному округу № 5 Коноплева М.Ю. л.д. 38-130), подшитых в порядке согласно акту от 04.08.2010 г., следует, что в указанных документах имеется решение совета регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Самарской области № 96 от 26.07.2010 г. о согласовании кандидатур для выдвижения кандидатами в депутаты V созыва думы г.о. Жигулевск по одномандатным округам на выборах, назначенных на 10.10.2010 г., которым согласована, в том числе и кандидатура Коноплева М.Ю. л.д. 50-53).

Из протокола заседания контрольно-ревизионной службы при ТИК г.о. Жигулевск от Дата обезличена г. о рассмотрении документов, поданных для регистрации кандидатов в депутаты Думы г.о. Жигулевск следует, что документы Коноплева М.Ю. не соответствуют требованиям закона л.д. 33).

14. 08. 2010 г., за исх. Номер обезличен ТИК г.о. Жигулевск в соответствии с требованиями п. 1.1. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, Коноплеву М.Ю. под роспись было выдано извещение о неполноте сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению документов, в котором также указано на нарушение п. 4 ст. 35 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» - представлено в ТИК согласование о выдвижении кандидатов на З-х листах - необходимо представить в сроки, установленные Законом о порядке выдвижения кандидата, Решение избирательного объединения о выдвижении кандидата л.д. 6-7).

16. 08.2010 г. Коноплевым М.Ю. в ТИК г.о. Жигулевск было предоставлены документы л.д. 131-166) после устранения недостатков, указанных в извещении от Дата обезличена г. за Номер обезличен, в том числе и две выписки из протокола конференции местного отделения политической партии Справедливая Россия в г.о. Жигулевск Самарской области от 31.07.2010 г.: на 1-м листе и на 7-ми листах, с решением о выдвижении Коноплева М.Ю. в депутаты от избирательного объединения Политической партии Справедливая Россия в г.о. Жигулевск Самарской области, которые были приняты 16.08.2010 г. членом ТИК г.о. Жигулевск л.д. 133, 151, 153-158).

Решением ТИК г.о. Жигулевск Самарской области от Дата обезличена г. Номер обезличен Коноплеву М.Ю. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы г.о. Жигулевск, в связи с непредставлением в установленный законом срок документа о выдвижении избирательным объединением его кандидатом в депутаты на выборах депутатов V созыва Думы г.о Жигулевск 10.10.2010 г. л.д.3).

Суд пришел к правильному выводу о незаконности данного решения.

Судом в качестве свидетелей были допрошены члены ТИК ФИО1 ФИО2., ФИО3 обозревалась папка, представленная Коноплевым М.Ю. в ТИК г.о. Жигулевск.

При этом, судом установлено, что документы членами ТИК принимаются от кандидата, обратившегося с заявлением о выдвижении, согласно акту приема документов, который заполняется членом комиссии, представленные документы сверяются по названию с представленными кандидатом, о чем делается отметка в соответствующей графе акта приема документов с указанием количества листов, дата и номер представленного документа не ставится, в связи с чем, установленная при рассмотрении дела, на основании показаний свидетелей - членов ТИК ФИО1 ФИО2 ФИО3. процедура приема заявления и документов от кандидатов при выдвижении, не позволяет однозначно установить, какой именно документ был представлен Коноплевым М.Ю. 04.08.2010 г. и отраженный в графе 8 акта приема передачи: от 26.07.2010 г.- решение совета регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Самарской области № 96 от 26.07.2010 г. о согласовании кандидатур для выдвижения кандидатами в депутаты, или от 31.07.2010 г. - выписка из протокола конференции местного отделения политической партии Справедливая Россия в г.о. Жигулевск Самарской области от 31.07.2010 г. с решением о выдвижении Коноплева М.Ю. в депутаты от избирательного объединения Политической партии Справедливая Россия в г.о. Жигулевск Самарской области.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Коноплевым М.Ю., в установленный законом срок (за два дня до заседания избирательной комиссии) после получения извещения территориальной избирательной комиссии от 14.08.2010 г. № Номер обезличен были внесены уточнения и дополнения в документы, представленные 04.08.2010 г. в ТИК г.о. Жигулевск, в том числе путем представления надлежащего оформленного документа: выписки из протокола конференции местного отделения политической партии Справедливая Россия в г.о. Жигулевск Самарской области от 31.07.2010 г. выдвижении его в качестве кандидата в депутаты на выборах депутатов V созыва Думы городского округа Жигулевск Самарской области 10.10.2010 г.

В связи с чем, суд обоснованно, признал незаконным решение ТИК г.о. Жигулевск Самарской области Номер обезличен от Дата обезличена г, об отказе в регистрации кандидата в депутаты V созыва Думы городского округа Жигулевск по одномандатному округу № 5 Коноплева М.Ю. и

обязал ТИК г.о. Жигулевск зарегистрировать его в качестве кандидата V созыва Думы г.о. Жигулевск Самарской области по одномандатному округу № 5.

Доводы кассационной жалобы ТИК г.о. Жигулевск, о том, что их решение об отказе регистрации кандидата в депутаты V созыва Думы городского округа Жигулевск по одномандатному округу № 5 Коноплева М.Ю., является правильным, несостоятельны по мотивам изложенным выше.

Решение суда основано на законе и фактических обстоятельствах дела, исследованных судом в установленном законно порядке и которым дана судом правильная оценка.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Жигулевского городского суда от 24.08.2010г. оставить без изменения, кассационную жалобу территориальной избирательной комиссии г.о. Жигулевск Самарской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи