Судья Малкина Л.И. гр. дело № 33 - 8991ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Пинчук С.В.
Судей: Салдушкиной С.А., Трескуновой Л.А.
При секретаре Никипеловой О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 19 июля 2010 г., которым постановлено:
«Удовлетворить заявление прокурора г. Сызрани.
1. Признать бездействие должностных лиц администрации г.о. Сызрани в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в отделении детской хирургии, отделении педиатрии, блоке новорожденных МУЗ «Городская больница № 2» г.о.Сызрани незаконным.
2. Обязать Администрацию городского округа Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в отделении детской хирургии, отделении педиатрии, блоке новорожденных МУЗ «Городская больница № 2» г.о. Сызрани, провести необходимые организационно - финансовые мероприятия с целью приведения противопожарного состояния ОУ СОШ № 26 в соответствие с действующим законодательством, а именно:
1. Автоматическую пожарную сигнализацию вывести на центральный узел связи "01" Государственной противопожарной службы, в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п.12 НПБ 110-0.
2. Объекты обеспечить прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, в соответствии с п.39 ППБ 01-03».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., заключение прокурора Хуснутдиновой А.Р., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сызрани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних граждан и работников отделения детской хирургии, отделения педиатрии МУЗ «Городская больница № 2» обратился в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц Администрации г.о. Сызрань.
В обоснование заявления указал, что проведенной прокурорской проверкой соблюдения требований пожарной безопасности в отделении детской хирургии, педиатрии, блоке новорожденных МУЗ «Городская больница № 2», расположенной по адресу: г.Сызрань, ул.Астраханская, д.41, в целях создания безопасных условий несовершеннолетних граждан и работающего персонала, был установлен ряд нарушений указанного законодательства. А именно:
- автоматическая пожарная сигнализация не выведена на центральный узел связи "01" Государственной противопожарной службы, в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.12 НПБ 110-03;
- объекты не обеспечены прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, в нарушение п.39 ППБ 01-03.
В связи с вышеперечисленными нарушениями требований пожарной безопасности отделом ГПН г. Сызрани по постановлению прокурора города Сызрани от 05.06.2010 г. к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ привлечен заместитель главного врача МУЗ «ГБ № 2» по АХЧ.
Отделом Госпожнадзора в ранее выданных предписаниях, удостоверяющих несоответствие учреждения здравоохранения требованиям пожарной безопасности, главному врачу МУЗ «ГБ № 2» ставился вопрос о приведении детской поликлиники в надлежащее состояние в части выполнения противопожарных мероприятий. Однако до настоящего времени нарушения пожарной безопасности в отделении детской хирургии, отделении педиатрии, блоке новорожденных МУЗ «ГБ № 2» в полном объеме не устранены.
Имущество закреплено за МУЗ «ГБ № 2» на праве оперативного управления, в собственности же находится у муниципального образования. Финансирование МУЗ «ГБ Городская больница № 2» осуществляется учредителем - Администрацией г.о. Сызрань по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования. Неоднократно направляемые заявки МУЗ «Городская больница № 2» в Администрацию г.о. Сызрань о выделении денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности остались без внимания.
Истец также указал, что указанные здания относятся к категории объектов с низкой пожарной устойчивостью и массовым пребыванием людей, а допущенные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей вследствие воздействия опасных факторов. Самостоятельно МУЗ «Городская больница № 2» не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, в связи с бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией г.о. Сызрань на устранение указанных нарушений пожарной безопасности осуществляется недостаточно.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор г. Сызрани обратился в суд в вышеуказанным иском.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация г.о. Сызрань просит решение отменить, считает его незаконным.
Проверив материалов дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2005 г. «Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений (ст. 31 ч. 1 п. 4 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 с изменениями и дополнениями к нему).
Согласно ст. 19 Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что отделение детской хирургии, педиатрии, блок новорожденных, оказывающие медицинскую и консультативную помощь детям, являются структурным подразделением МУЗ «Городская больница № 2» г.о. Сызрани. Учредителем МУЗ «Городская больница № 2» г.о. Сызрани является муниципальное образование г.о. Сызрань в лице Администрации г.о. Сызрань.
Финансирование МУЗ «ГБ Городская больница № 2» осуществляется учредителем-Администрацией г.о. Сызрань по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования, что подтверждается Уставом.
Договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением здравоохранения «Городская больница № 2» учреждение обязано обеспечивать содержание и эксплуатацию закрепленного имущества в соответствии с техническими нормами и нормами пожарной безопасности.
Установлено, что в результате выездной проверки, проведенной совместно с представителем отдела ГПН г.Сызрани в отделении детской хирургии, отделении педиатрии, блоке новорожденных МУЗ «ГБ № 2» г.о.Сызрань установлены следующие нарушения вышеозначенного законодательства:
- автоматическая пожарная сигнализация не выведена на центральный узел связи "01" Государственной противопожарной службы, в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п.12 НПБ 110-03;
- объекты не обеспечены прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, в нарушение п.39 ППБ 01-03.
В связи с вышеперечисленными нарушениями требований пожарной безопасности отделом ГПН г. Сызрани по постановлению прокурора города Сызрани от 05.06.2010 г. к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ привлечен заместитель главного врача МУЗ «ГБ № 2» по АХЧ.
Отделом Госпожнадзора в ранее выданных предписаниях, удостоверяющих несоответствие учреждения здравоохранения требованиям пожарной безопасности, перед главным врачом больницы ставился вопрос о приведении детской поликлиники в надлежащее состояние в части выполнения противопожарных мероприятий. Однако до настоящего времени нарушения пожарной безопасности в отделении детской хирургии, отделении педиатрии, блоке новорожденных больницы в полном объеме не устранены.
Отнесение этих мероприятий именно к первичным мерам пожарной безопасности обусловлено нормой ч. 1 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.204 г. № 122-ФЗ) «О пожарной безопасности», которая определяет первичные меры пожарной безопасности -это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом того, что закон обеспечение первичных мер пожарной безопасности относит к полномочиям органов местного самоуправления, следовательно, обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и их финансирование в больнице лежит на Администрации г.о. Сызрани, суд правомерно удовлетворил исковое заявление прокурора.
Поскольку источниками финансирования имущества и финансирование ресурсов больницы в соответствии с п. 4.1 Устава лечебного учреждения являются регулярные и единовременные поступления от Учредителя, собственных средств на финансирование работ капитального характера у лечебного учреждения не имеется, суд обоснованно счел несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в больнице лежит на самом учреждении.
Доводы кассационной жалобы о том, что Администрация г.о. Сызрани не бездействует, выполняет требования Федерального закона «О пожарной безопасности» в рамках своих полномочий, не могут быть приняты во внимание, по вышеизложенным основаниям.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 19 июля 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г.о. Сызрань – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: