Судья: Бородина Л.А. гр. дело № 33-8850/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Решетняк М.А.,
судей: Калинниковой О.А., Захарова С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 08 июня 2010 года, которым постановлено:
«Иск удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области и ГУ Самарской области «Центр диагностики и коррекции развития детей г.о.Тольятти» устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в здании МУ г.о.Тольятти «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория», расположенном по адресу Адрес обезличен, а именно:
1) по п.2 акта проверки от Дата обезличена – в коридоре на втором этаже перед выходом из кабинета обеспечить проложение проводов и кабелей соединительных линий системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре путем закрытия соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара кабель каналом из негорючего материала (металл или жесть);
2) по п.3 акта проверки от Дата обезличена – в коридоре на втором этаже перед выходом на лестничную клетку обеспечить проложение проводов и кабелей соединительных линий системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре путем закрытия соединительных линий системы оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара кабель каналом из негорючего материала (металл или жесть);
3) по п.4 акта проверки от Дата обезличена – на втором этаже кабинет группы №6 обеспечить проложение проводов и кабелей соединительных линий системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре путем закрытия соединительных линий системы оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара кабель каналом из негорючего материала (металл или жесть);
4) по п.5 акта проверки от Дата обезличена – обеспечить световую визуальную информирующую сигнализацию в помещениях посещаемых инвалидами с поражением опорно- двигательного аппарата, путем установки светового табло «Пожар» во всех помещениях, посещаемых инвалидами с поражением опорно-двигательного аппарата;
5) по п.6 акта проверки от Дата обезличена – демонтировать фасад здания центра от сгораемых материалов (панелей ПВХ) путем отделки металлическими панелями из негорючего материала;
6) по п.11 акта проверки от Дата обезличена – на путях эвакуации обеспечить открывание дверей эвакуационного выхода ведущего на лестничную клетку свободно по направлению к выходу из здания – путем изменения направления открывания двери с коридора на лестничную площадку с увеличением ширины металлической площадки;
7) по п.13 акта проверки от Дата обезличена – увеличить эвакуационные пути на втором этаже здания (общий коридор) до 1,2 метра в соответствии с требованиями ППБ путем изменения направления открывания дверей из коридора в кабинеты;
8) по п.15 акта проверки от Дата обезличена – увеличить эвакуационные пути на первом этаже здания (общий коридор) до 1,2 метра в соответствии с требованиями ППБ путем изменения направления открывания дверей из коридора в кабинеты;
9) по п.17 акта проверки от Дата обезличена – установить приемно-контрольный прибор в здании Центра на высоту 1,5 метра;
10) по п.18 акта проверки от Дата обезличена – предусмотреть прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны путем установки прямой телефонной связи с ближайшим пунктом пожарной охраны;
11) по п.19 акта проверки от Дата обезличена – увеличить ширину лестничных маршей в учреждении размера менее 1,35 метров путем монтажа системы дымоудаления в коридоре здания, принимая во внимание результаты проведенной оценки рисков в объеме декларации по пожарной безопасности;
12) по п.20 акта проверки от Дата обезличена – перенести лестницу третьего типа на расстояние не менее 1 метра от оконных проемов путем установки лестницы 3-го типа на расстояние не менее 1 метра от оконного проема либо путем установки огнеупорного окна в кабинете директора;
13) по п.27 акта проверки от Дата обезличена – в подвале мастерской установить систему оповещения (световое табло «Выход») путем установки светового табло «Выход» в подвале мастерской;
14) по п.28 акта проверки от Дата обезличена – установить систему оповещения (световое табло «Выход») в помещении гладильной путем установки светового табло «Выход» в помещении гладильной.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., заключение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Тольятти Самарской области, действуя в интересах государства, несовершеннолетних детей-инвалидов – воспитанников Государственного учреждения Самарской области «Центр диагностики и коррекции развития для детей» (далее Центр диагностики) г.о.Тольятти обратился в суд с заявлением об обжаловании бездействия должностных лиц ГУ СО «Центр диагностики и коррекции развития для детей», Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в Центре диагностики, указав, что 17.02.10 при проведении проверки в указанном Центре выявлены нарушения законодательства пожарной безопасности. Часть нарушений в настоящее время устранены, однако ряд нарушений остались неустраненными, что может привести к пожароопасной ситуации в учреждении и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в помещении Центра диагностики. Самостоятельно Центр диагностики не может устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием достаточного финансирования.
Прокурор просил суд (с учетом уточнений) возложить обязанности на Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области и ГУ СО «Центр диагностики и коррекции развития для детей» устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в данном Центре диагностики, а именно: обеспечить проложение проводов и кабелей соединительных линий системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре путем закрытия соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара кабель каналом из негорючего материала (металл или жесть) на втором этаже в коридоре и в кабинете группы №6; обеспечить световую визуальную информирующую сигнализацию в помещениях посещаемых инвалидами с поражением опорно-двигательного аппарата, путем установки светового табло «Пожар»; демонтировать фасад здания центра от сгораемых материалов (панелей ПВХ) путем отделки металлическими панелями из негорючего материала; на путях эвакуации обеспечить открывание дверей эвакуационного выхода ведущего на лестничную клетку свободно по направлению к выходу из здания – путем изменения направления открывания двери с коридора на лестничную площадку с увеличением ширины металлической площадки; увеличить эвакуационные пути на первом и втором этажах здания (общий коридор) до 1,2 метра в соответствии с требованиями ППБ путем изменения направления открывания дверей из коридора в кабинеты; установить приемно-контрольный прибор в здании Центра на высоту 1,5 метра; установить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны; увеличить ширину лестничных маршей в учреждении размера менее 1,35 метров путем монтажа системы дымоудаления в коридоре здания, принимая во внимание результаты проведенной оценки рисков в объеме декларации по пожарной безопасности; перенести лестницу третьего типа на расстояние не менее 1 метра от оконных проемов либо установить огнеупорное окно в кабинете директора; в подвале мастерской и в помещении гладильной установить систему оповещения – световые табло «Выход».
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу ст.1 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.94 «О пожарной безопасности» (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений), требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст.20 ФЗ «О пожарной безопасности», к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.03 №313 (далее Правила), настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее – граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу п.10 Правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии со ст.ст.37, 38 Закона РФ «О пожарной безопасности», предприятия, учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут в первую очередь собственники имущества.
На основании ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что Дата обезличена Отделом Государственного пожарного надзора (ОГПН) г.о.Тольятти и муниципального района Ставропольский Самарской области было проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях Муниципального учреждения г.о.Тольятти «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» по адресу: Адрес обезличен
В ходе проведенного мероприятия в Реабилитационном центре выявлено ряд нарушений законодательства пожарной безопасности, что подтверждается актом проверки Номер обезличен.
Дата обезличена ОГПН г.о.Тольятти и муниципального района Ставропольский выдано предписание Номер обезличен по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до Дата обезличена. Проверка выполнения вышеуказанного предписания запланирована на 1 квартал 2010 года.
Определением судебной коллегии Самарского областного суда от 19.02.10 отменено решение Центрального районного суда г.Тольятти от 26.10.09 по иску прокурора г.Тольятти в интересах государства, несовершеннолетних детей-инвалидов – воспитанников МУ г.о.Тольятти «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» к мэрии г.о.Тольятти, МУ г.о.Тольятти «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, в связи с неверным определением ответчиков по данному делу.
Согласно акту Номер обезличен, отделом государственного пожарного надзора г.о.Тольятти и муниципального района Ставропольский с Дата обезличена по Дата обезличена в Реабилитационном центре по адресу: Адрес обезличен проведена повторная проверка соблюдений требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что ранее выявленные нарушения требований пожарной безопасности полностью не устранены
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанными нарушениями создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в помещении Реабилитационного центра.
Согласно акту приема-передачи от Дата обезличена имущество МУ г.о.Тольятти «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория», в том числе здание по Адрес обезличен, передано в собственность Самарской области.
Судом установлено, что приказом Министерства имущественных отношений Самарской области Номер обезличен от Дата обезличена здание, расположенное по адресу Адрес обезличен, передано на праве оперативного управления ГУ Самарской области «Центр диагностики и коррекции развития детей г.о.Тольятти».
Согласно п.1.5 и п.6.1 Устава ГУ СО «Центр диагностики и коррекции развития детей г.о.Тольятти», его учредителями являются Министерство по вопросам семьи и демографического развития Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области.
Финансирование Центра осуществляется в установленном порядке за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 04.03.09 №59 «О реорганизации министерства по вопросам семьи и демографического развития Самарской области и об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области» - Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области является главным распорядителем (получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования прокурора г.Тольятти в защиту интересов государства, интересов несовершеннолетних детей-инвалидов, являющихся воспитанниками ГУ СО «Центр диагностики и коррекции развития для детей» г.о.Тольятти, о возложении обязанности на Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области и ГУ СО «Центр диагностики и коррекции развития для детей» по устранению нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в вышеуказанном детском учреждении являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности создает для несовершеннолетних, персонала учреждения, а также других лиц, опасные условия нахождения в данном учреждении, и может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров.
Решение суда является законным и обоснованным и не имеется правовых оснований для его отмены.
Доводы кассационной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что к полномочиям министерства не относится проведение организационно-хозяйственных мероприятий с целью приведения противопожарного состояния подведомственных учреждений в соответствие с действующим законодательством, не могут быть основанием для отмены решения суда, поскольку в силу возложенных собственником имущества Самарской области на МИО обязанностей оно наделено правом владения, распоряжения и пользования данным имуществом, поэтому согласно законодательству регулирующему вопросы в области пожарной безопасности, МИО СО, несет бремя ответственности собственника имущества, за несоблюдение правил пожарной безопасности.
Доводы о незаконности решения суда не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка и дело разрешено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 08 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: