О предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.



Судья: Панкратова Т.В. Дело № 33-8862/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

03 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Ермаковой Е.И.,

судей – Сокол Т.Б. и Степановой Л.И.,

при секретаре Абишеве М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 29 июля 2010 г., которым постановлено:

«Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Болекиной О.В. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи три человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья».

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Ермаковой Е.И., возражения представителя Болекиной О.В. – Лысковой Н.В. (по доверенности), судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Болекина О.В. обратился в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В обоснование иска указала, что ее семья состоит из трех человек (она и двое детей), в собственности жилья не имеют. Ее дочь Б.А., Дата обезличена года рождения, является инвалидом с детства, страдает заболеванием, указанным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 г., что является основание для получения жилья во внеочередном порядке. Ее семья с составом три человека принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако до сих пор жильем не обеспечена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Болекина О.В. просила суд обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ей вне очереди жилое помещение на состав семьи три человека.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Частью 2 ст. 58 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Судом установлено, что Болекина О.В. имеет дочь Б.А., Дата обезличена года рождения, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией свидетельства о рождении.

Из материалов дела также следует, что Б.А., согласно справки врачебной комиссии Наименование обезличено» Номер обезличен от Дата обезличена г., справки об инвалидности, страдает хроническим психическим заболеванием, является инвалидом детства.

Указанное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 г.

Согласно выписки из поквартирной карточки от Дата обезличена г., справки председателя Совета Наименование обезличено, Болекина О.В., Б.А., Б.У. проживают и зарегистрированы по месту пребывания в трехкомнатной квартире по адресу: Адрес обезличен. Данная квартира по праву собственности принадлежит Е.Л.

Согласно справке МП «И.» г. Тольятти, сообщению Управления ФРС по Самарской области Болекина О.В., Б.А. в реестре собственников не значатся.

На основании постановления Мэра г.о. Тольятти от Дата обезличена г. Номер обезличен Болекина О.В. с составом семьи два человека принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с Дата обезличена г.

Распоряжением заместителя Мэра г.о. Тольятти от Дата обезличена г. Номер обезличен, в связи с рождением у истца дочери – Б.У., 2009 года рождения, состав семьи изменен на три человека.

Ответчик не оспаривает, что истец с составом семьи три человека состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с Дата обезличена года, также не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Болекиной О.В. согласно очередности льготников соответствующей категории.

Данные доводы судом обоснованно не приняты во внимание.

Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Положения указанной нормы закона разъяснены в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2009 г.

Ссылка представителя ответчика на нормы Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» обоснованно не принята судом во внимание.

Данный закон не отменяет действие ЖК РФ, а определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Болекиной О.В. в полном объеме.

Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.

Обязанность по предоставлению жилья законом возложена и на органы местного самоуправления. Мэрия г.о. Тольятти осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.

В связи с чем, довод мэрии г.о. Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, является необоснованным.

Другие доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.о. Тольятти от 29.07.2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г.о. Тольятти – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: