О возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства противопожарной безопаснос



Судья: Колесникова А.Н. гр. дело № 33-9196/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

8 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Лазарева Н.А.

Судей – Марушко Л.А., Желтышевой А.И.

С участием прокурора – Шабановой Ю.Н.

При секретаре – Ибятуловой Р.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации городского округа Самара в лице руководителя правового департамента Рязанцевой И.М. на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 15 июля 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Железнодорожного района г Самара удовлетворить частично.

Администрации городского округа Самара, Департаменту образования Администрации городского округа Самара провести организационные мероприятия в части изыскания и выделения денежных средств с целью приведения состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: Адрес обезличен, в соответствие с действующим законодательством, а именно: для выполнений условий договора Номер обезличен между Муниципальным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой Номер обезличен городского округа Самара и ООО «Преграда — Центр» о перезарядке огнетушителей; обеспечение свободного открывания дверей изнутри, без ключа на дверных запорах на дверях на путях эвакуации.

Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе Номер обезличен городского округа Самара провести хозяйственные мероприятия: по выполнению договора Номер обезличен между Муниципальным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой Номер обезличен городского округа Самара и ООО «Преграда — Центр» о перезарядке огнетушителей после выделения денежных средств (получение, доставка, размещение); при выделении денежных средств заключить договора на выполнение работ с организациями, имеющими лицензии, с целью проведения работ - свободного открывания дверей изнутри, без ключа на дверных запорах на дверях на путях эвакуации.

В остальной части иска отказать.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., объяснения представителя Администрации г.о. Самара – Жданович А.С., представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара – Макаровой Ю.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение суда оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Железнодорожного района г.Самара обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школы Номер обезличен г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования Администрации г. о. Самара о возложения обязанности устранить нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, ссылаясь на то, что Прокуратурой Железнодорожного района г.Самара в связи с поручением прокуратуры Самарской области проверено соблюдение МОУ СОШ Номер обезличен, законодательства об образовании и противопожарного законодательства, в ходе проверки было установлено, что в МОУ СОШ Номер обезличен выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ « О пожарной безопасности », Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, Закона РФ «Об образовании». Так, в нарушение Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения: не проведена проверка (перезарядка) огнетушителей ОУ - 2 (нарушение: ППБ 01-03 п. 108прил. 3); планы эвакуации не выполнены в фотолюминисцентном исполнении (нарушение: ППБ 01-03 п. 3; Гост 12.2.143-2002 п.6.7.7); дверные запоры на дверях на путях эвакуации не обеспечивают свободного открывания дверей изнутри без ключа (нарушение: ППБ 01-03 п. 52). Наличие выявленных нарушений противопожарного законодательства в здании МОУ СОШ Номер обезличен не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, а также поблизости. Выявленные в МОУ СОШ Номер обезличен нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, без привлечения дополнительных средств. МОУ СОШ Номер обезличен самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.

Ссылаясь на указанные обстоятельства с учетом уточненных исковых требований, прокурор Железнодорожного района г. Самара просил суд обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент образования Администрации г.о. Самара, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Номер обезличен г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: провести проверку (перезарядку) огнетушителей ОУ-2; выполнить планы эвакуации в фотолюминисцентном исполнении; обеспечить свободное открывание дверей изнутри без ключа на дверных запорах на дверях на путях эвакуации.

Судом постановлено выше указанное решение.

В кассационной жалобе Администрация г.о. Самара просит данное решение отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что МОУ СОШ Номер обезличен осуществляет образовательную деятельность с нарушением требований противопожарного законодательства.

Как видно из материалов дела, в ходе проверки в МОУ СОШ Номер обезличен были выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, Закона РФ «Об образовании».

Согласно Акта проверки были установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, так в здании образовательного учреждения: не проведена проверка (перезарядка) огнетушителей ОУ - 2 (нарушение: ППБ 01-03 п. 108прил. 3); планы эвакуации не выполнены в фотолюминисцентном исполнении (нарушение: ППБ 01-03 п. 3; Гост 12.2.143-2002 п.6.7.7); дверные запоры на дверях на путях эвакуации не обеспечивают свободного открывания дверей изнутри без ключа (нарушение: ППБ 01-03 п. 52).

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что система противопожарной защиты здания МОУ СОШ Номер обезличен не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости.

Установлено, что источником формирования финансовых ресурсов школы Номер обезличен являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статья 19 Федерального закона « О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Судом установлено, что непосредственное составление проекта бюджета г.о.Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган Администрации г.о. Самара, Департамент образования Администрации г.о.Самара, который в силу п. 1.1. Положения о Департаменте образования Администрации г.о.Самара, является отраслевым функциональным органом Администрации г.о.Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательного учреждения.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащихся в законе РФ « О техническом регулировании» и в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации.

Суд пришел к правильному выводу, что выявленные в МОУ СОШ Номер обезличен нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности образовательного учреждения является объектом контроля ОГПН района, поэтому суд правильно сослался на то, что ответчики неоднократно имели возможность выделить средства на устранение нарушений противопожарного законодательства.

Установлено, что без привлечения дополнительных средств школа Номер обезличен самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.

Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, учитывая, что между МОУ СОШ Номер обезличен г.о. Самара и ООО «Преграда-Центр» Дата обезличена заключен договор Номер обезличен предметом которого является перезарядка огнетушителей. Однако данный договор не исполнен, к нему не приложен акт выполненных работ в подтверждение его исполнения, суд правильно обязал Администрацию г.о. Самара, Департамент образования Администрации г. о. Самара провести организационные мероприятия в части изыскания и выделения денежных средств с целью приведения состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: Адрес обезличен в соответствие с действующим законодательством, а именно: для выполнений условий договора Номер обезличен между Муниципальным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой Номер обезличен. о. Самара и ООО «Преграда — Центр» о перезарядке огнетушителей; обеспечение свободного открывания дверей изнутри, без ключа на дверных запорах на дверях на путях эвакуации; Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе Номер обезличен

г. о. Самара провести хозяйственные мероприятия: по выполнению договора Номер обезличен между Муниципальным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой Номер обезличен г. о. Самара и ООО «Преграда — Центр» о перезарядке огнетушителей после выделения денежных средств (получение, доставка, размещение); при выделении денежных средств заключить договора на выполнение работ с организациями, имеющими лицензии, с целью проведения работ - свободного открывания дверей изнутри, без ключа на дверных запорах на дверях на путях эвакуации.

Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 15.07.2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.о. Самара без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи