Судья: Погорелова И.В. гр. д. № 33- 9096
ОПРЕДЕЛЕНИЕ07 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе :
председательствующего – Яковлевой В.В.
судей – Гороховика А.С., Сорокиной Л.А.
при секретаре –Ананьевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г.Самары и Варламовой О.Н. на решение Кировского районного суда г. Самары от 30.07.2010 года, которым постановлено: « Исковые требования Варламовой О.Н. к ГУ -Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении периодов работы в специальный стаж - удовлетворить частично.
Обязать ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г.Самары включить Варламовой О.Н. в специальный стаж периоды работы: – с 03.01.1983г. по 28.04.1985г., с 01.05.1985г. по 31.05.1987г., с 01.07.1987г. по 30.11.1997г., с 01.01.1998г. по 31.12.1999г. в должности заведующей здравпункта кооперативного техникума МСЧ № 2, в том числе курсы повышения квалификации - 14.05.1990г. по 28.06.1990г., с 22.11.1993г. по 26.11.1993г., с 13.05.1996г. по 07.06.1996г.; с 23.07.2008г. по 04.02.2010г. в должности медицинской сестры Самарского института муниципального управления.
В остальной части исковых требований отказать ».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самарской области Гороховика А.С., объяснения Варламовой О.Н. и ее представителя адвоката Горбач Е.С., поддержавших доводы кассационной жалобы и возражение на доводы жалобы ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары, объяснения представителя УПФ РФ в Кировском районе г.Самары по доверенности Брыкину И.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы и возражение на доводы жалобы Варламовой О.Н., судебная коллегия
Установила:
Варламова О.Н. обратилась в суд с иском к ГУ- отделения Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары о признании недействительным решения комиссии, которым ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с медицинской деятельностью.
В заявлении она указала, что комиссия по назначению пенсий решением от 23.04.2010г. включила в специальный стаж 3 года 10 мес. 02 дней и исключила из ее медицинской деятельности периоды работы с 03.01.1983г. по 28.04.1985г., с 01.05.1985г. по 31.05.1987г., с 01.07.1987г. по 30.11.1997г., с 01.01.1998г. по 31.12.1999г. в должности заведующей здравпункта кооперативного техникума МСЧ №2, в том числе курсы повышения квалификации, с 03.01.2000г. по 04.05.2007г. в должности заведующей здравпункта, фельдшера в НОУСПО «Самарский кооперативный техникум», с 07.05.2007г. по 04.02.2010г. в должности медицинской сестры в Самарском муниципальном институте управления в связи с тем, что данные учреждения не поименованы Списками.
Ссылаясь на то, что вышеуказанные периоды необоснованно исключены из специального стажа, Варламова О.Н. и обратилась в суд с данным иском.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе истица просит решение суда отменить в части отказа в ее исковых требованиях.
В кассационной жалобе УПФ РФ в Кировском районе г.Самары просит решение суда отменить как незаконное в части включения в специальный стаж период работы истицы в Самарской муниципальном институте управлении и в исковых требованиях истицы отказать в указанной части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части включения в специальный стаж истицы периода ее работы медицинской сестрой в Самарском муниципальном институте управления, как постановленное с нарушением норм материального права.
Согласно п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия.
Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений ( организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы ( деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. во исполнение ст.27 вышеуказанного Федерального закона были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Данный Список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из материалов дела видно, что решением комиссии ГУ УПФ в Кировском районе г. Самары от 23.04.2010г. истице отказано в назначении трудовой досрочной пенсии в связи с медицинской деятельностью из-за отсутствия необходимого специального стажа в 30 лет, засчитано истице в специальный стаж 3 года 10 мес.2 дня.
Истице не был включен в специальный стаж период ее работы с 03.01.1983г. по 30.11.1997г., с 01.01.1998г. по 31.12.1999г. в должности заведующей здравпунктом кооперативного техникума МСЧ №2, поскольку Списком должность заведующей не поименована, с 03.01.2000г. по 04.05.2007г. в должности заведующей здравпункта, фельдшера в НОУСПО «Самарский кооперативный техникум», поскольку должность заведующей не предусмотрена Списками, с 07.05.2007г. по 04.02.2010г. в должности медицинской сестры в Самарском муниципальном институте управления, так как данное учреждение не поименовано списками и не относится к учреждениям здравоохранения.
Суд удовлетворил исковые требования истицы, включил в специальный стаж медицинской деятельности период работы истицы с 19.07.1982г. по 11.08.1988г. в должности медицинской сестры отделов №№ 455,442 завода «Прогресс» за исключением периодов отвлечения от работы, с 19.01.1992г. по 20.08.2009г. в должностях дежурной медсестры отдела № 844, дежурной медсестры «Центра здоровья», дежурной медсестры «Центра медицинской профилактики», дежурной медсестры, дежурного фельдшера отдела № 847 ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ- Прогресс», за исключением периодов отвлечений от работы. в ГУ СО Центра дневного пребывания граждан пожилого возрасти и инвалидов «Самарский», сославшись на то, что в соответствии с действовавшим законодательством до 1.11.199г. работа среднего медицинского персонала в здравпунктах предприятий промышленности и Центрах медицинской профилактики включалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, а с 14.11.2002г. истица работала в здравпункте отдела и Центрах здоровья и медицинской профилактики.
В соответствии с п.6 Правил 2002г. в стаж работы засчитывается работа в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Между тем данный вывод суда нельзя признать правильным.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, утвержденных постановлением правительства РФ от 29.10.02г. № 781, правом на досрочную назначение пенсии имеют средний медицинский персонал, в том числе медицинская сестра учреждений и их структурных подразделений, осуществляющие лечебную деятельность.
Из материалов дела усматривается, и сторонами не оспаривается, что истица работала в здравпункте Самарского института муниципального управления с 07.05.2007г. по настоящее время в должности медицинской сестры и фельдшера.
В соответствии со Списками 1991г. и 2002г. врачебные, фельдшерские, медицинские здравпункты как самостоятельные учреждения здравоохранения не поименованы.
В соответствии с п.1 и п.6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением №781 от 29.10.2002г., работа в должностях, указанных в Списке, засчитывается в стаж в фельдшерских, врачебных, медицинских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями учреждений.
Кроме того, согласно «Типовому Положению о фельдшерском здравпункте»- фельдшерский здравпункт организуется для обслуживания рабочих на промышленных предприятиях и с определенным количеством рабочих мест на предприятии, должен входить в состав поликлиники и находиться на ее бюджете.
Как следует из материалов дела, в штатном расписании МОУВПО «Самарский муниципальный институт управления» должность медсестры, фельдшера поименована в общем списке руководителей, специалистов учреждения.
Удовлетворяя исковые требования истицы, суд исходил из того, что учреждению с 23.07.2007. выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности
Между тем, судом не учтено, для включения в специальный стаж медицинской деятельности необходимо кроме наличия лицензии и работа в медицинском учреждении, предусмотренным Списками 2002г.
Закрепляя в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда ; при этом учитываются различия в характере работы, функциональных обязанностей лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Указанная позиция изложена в определениях Конституционного Суда РФ от 04.03.2004г.№ 81-0, от 20.10.2005г. № 392-О и др.
Указанные обстоятельства судом учтены не были, что нельзя признать обоснованным.
Кроме того, страхователь в соответствии с требованиями закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязан предоставлять в Пенсионный фонд сведения о работающих у него застрахованных лицах, в том числе сведения о периодах трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда
Индивидуальные сведения на Варламову О.Н. подавались без кода льготной профессии.
В связи с отсутствием у истицы специального стажа в 30 лет, у нее не имеется права
на назначение досрочной пенсии с 04.02.2010г.
При наличии указанных обстоятельств решение суда в части включения в специальный стаж периода работы с 23.07.2008г. по 04.02.2010г. нельзя признать законным и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске в указанной части.
Что касается решения суда в части включения в специальный стаж истицы периодов ее работы с 1983г. по 1999г. в должности заведующей здравпунктом кооперативного техникума МСЧ №2, то суд обоснованно включил указанный период в ее специальный стаж на основании действующего законодательства и решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.
Также обоснованно суд отказал в исковых требованиях истицы о включении в специальный стаж периода работы с 03.01.2000г. по 04.05.2007г. в должности заведующей здравпунктом, фельдшером Самарского кооперативного техникума, так как ее работа носила характер не учреждениях здравоохранения.
Доводы кассатора на незаконность решения суда в части отказа в исковых требованиях, не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 30.07.2010 года в части включения в специальный стаж периода работы истицы с 23.07.2008г. по 04.02.2010гг. отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований Варламовой О.Н. к УПФ РФ в Кировском районе г.Самары в указанной части, удовлетворив кассационную жалобу ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Самары, в остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Варламовой О.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-