О признании незаконным решения избирательной комиссии



Судья: Лазарева М.А. гр. дело №33- 9615

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Гороховика А.С.,

судей: Сорокиной Л.А., Кирюхиной Т.Н.

с участием прокурора Кушнирчук А.И.,

при секретаре: Романовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Петрова П.Н. на решение Кировского районного суда г.Самары от 10 сентября 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Петрова П.Н. о признании незаконными действий окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 24 выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва по принятию решения №12/2 от от 31.08.2010, отмене решения окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 24 по выборам депутатов думы городского округа Самара пятого созыва № 12/2 от 31.08.2010г. «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по Кировскому одномандатному округу № 24 Петрову П.Н. - отказать ».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., выслушав Петрова П.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражение представителя окружной избирательной комиссии г.о. Самара- Поварову Е.Н. по доверенности от 7.09.2010 года, представителей избирательной комиссии г.о.Самара по доверенности Тихомирову С.С. и Дятлова Д.В., заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей решение оставить без изменений, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА :

Петров П.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий и отмене решения окружной избирательной комиссии № 24 по Кировскому одномандатному избирательному округу №24 г. Самары от 31 августа 2010 года об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа №24 пятого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 24, указав, что 31.08.2010г. в 21час 00мин после заседания рабочей группы ему был выдан итоговый протокол, а также ведомость проверки подписных листов, копия справки эксперта о почерковедческом исследовании подписных листов.

Решение об отказе в регистрации заявителя кандидатом в этот день не принималось, не оглашалось и заявителю не вручалось.

В нарушение п. 4 ст. 37, п. 5 ст. 38 этого же Закона Петров П.Н. не был извещен о проведении проверки подписей избирателей и не смог реализовать свое право присутствовать при проведении этой проверки, также не был уведомлен не менее чем за двое суток о заседании комиссии, на которой рассматривался вопрос о его регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Петров П.Н.. утверждал, что основанием для вынесения решения об отказе в регистрации в качестве кандидата явилось признание недостоверными подписей избирателей в подписных листах, а основанием для признании подписей избирателей недостоверными является заключение эксперта.

Указанное заключение эксперта не соответствует требованию ФЗ от 31.05.2010г. №73-ФЗ »О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Петров П.Н. обратился в суд с данным заявлением.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе Петров П.Н. просит решение суда отменить, считая его необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона Самарской области от 8 июня 2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» выдвижение кандидатов производится в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, но не ранее дня официального опубликования 1 (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов.

Согласно ч. 2 ст. 32 вышеназванного Закона непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» регистрация кандидата, списка кандидатов при наличии документов, указанных в частях 3 и 5 статьи 33, частях 4 и 5 статьи 35, частях 2 и 3 статьи 35.1 настоящего Закона, осуществляется на основании необходимого в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Закона количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей. В этом случае в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы, а также протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата по форме, установленной Избирательной комиссией Самарской области.

На основании ч. 1 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» если регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании необходимого в соответствии с ч. 2 ст. 36 настоящего Закона количество собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

В соответствии с ч. 4 ст. 36 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.

Согласно ч. 6 ст. 36 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложения с 2 по 6 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которое напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

В соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» основаниями для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Согласно ч. 2 ст. 36 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее десяти.

Согласно п. 3 ч. 10 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» недействительными подписями следует считать подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений.

В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

Судом установлено, что Решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 г. № 950 на 10 октября 2010 года назначены выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва. Данное решение опубликовано в газете «Самарская газета » от 17.07.2010 г.

Из материалов дела следует, что Петров П.Н. выдвинулся кандидатом в депутаты Думы г.о. Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 путем самовыдвижения, о чем уведомил окружную избирательную комиссию г.о. Самара 23.08.2010 г., и в тот же день представил в избирательную комиссию документы, указанные в ч. 2, ч. 3 и ч. 5 Закона Самарской области от 08.06.2006 г.

Из Протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара Петрова П.Н., выдвинувшегося в порядке самовыдвижения, видно, что Петров П.Н. представил в территориальную избирательную комиссию папки с подписными листами, в которых содержалось 602 подписи избирателей.

Судом установлено, что 26 августа 2010 года рабочей группой окружной избирательной комиссии Кировского избирательного округа № 24 г.о. Самара была проведена проверка достоверности сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы г.о.Самары пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Петрова П.Н., о чем был составлен соответствующий протокол.

В связи с возникшими сомнениями в достоверности ряда подписей, избирательной комиссией был привлечен эксперт и направлен соответствующий запрос в ЭКЦ по обслуживанию УМ №1 ЭКЦ н.п. ГУВД по Самарской области.

На данный запрос экспертом была направлена справка, в соответствии с которой 113 подписей были выявлены признаки недостоверности.

Данный документ был получен избирательной комиссией 30.08.2010г.

и проверка подписных листов рабочей группой была назначена на 31.08.2010г.

Установлено, что Петров П.Н. присутствовал при проведении проверки подписей избирателей и подписных листов.

Также судом установлено и материалами дела подтверждается, что 31.08.2010 г копия вышеуказанного протокола, а также копия ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей были вручены кандидату Петрову П.Н., вместе с этим, Петров П.Н. был уведомлен о том, что заседание окружной избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, состоится 31.08.2010 г.

С учетом изложенного суд обоснованно признал, что окружной избирательной комиссией г.о. Самары были соблюдены права кандидата Петрова П.Н., предоставленные ему избирательным законодательством.

При этом суд обоснованно не принял во внимание доводы Петрова П.Н. о том, что ему не была вручена копия протокола и ведомости проверки подписных листов, а также, что он не был надлежащим образом уведомлен о дне заседания окружной избирательной комиссии, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для отмены решения избирательной комиссии.

Из материалов дела следует, что 31 августа 2010 года по результатам проведенной проверки подписных листов, представленных кандидатом Петровым П.Н., окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 24 г.о.Самара приняла Решение № 12/2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы г.о. Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Петрова П.Н. на основании п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.п. 5 п. 9 ст. 38 Закона Самарской области « О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей, представленных для регистрации.

Судом установлено, что на территории одномандатного избирательного округа № 24, по которому свою кандидатуру выдвинул Петров П.Н., зарегистрировано 27373 избирателей, то количество достоверных и действительных подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидата, должно составлять 547 подписей, то есть 2 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа № 24.

Установлено, что из представленных кандидатом в депутаты 602 подписей, 116 подписей рабочей комиссией были признаны недостоверными.

В судебном заседании количество недостоверных подписей было уточнено и установлено 113 в связи допущенной технической ошибкой.

При этом суд пришел к правильному выводу о том, что недостоверность подписей избирателей в подписных листах подтверждается заключением эксперта ЭКЦ при ГУВД Самарской области от 29.08.2010г. № 593.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что окружная избирательная комиссия Кировского избирательного округа №24 г.о.Самары обоснованно признала недействительными сто тринадцать подписей избирателей, представленных Петровым П.Н. и содержащихся в подписных листах.

С учетом выше установленных обстоятельств суд обоснованно признал, что из 602 представленной кандидатом Петровым П.Н. в окружную избирательную комиссию г.о. Самары подписи избирателей 113 подписей в подписных листах являются недействительными и только 489 подписей соответствуют требованиям закона и являются достоверными, что недостаточно для регистрации Петрова П.Н. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самары пятого созыва в силу положений п. 5 ч. 9 ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».

Проанализировав собранные по делу доказательства, и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Решение окружной избирательной комиссия Кировского одномандатного избирательного округа г.о.Самары № 12/2 от 31.08.2010 г. об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы г.о. Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Петрова П.Н. является обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями закона, в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения заявления Петрова П.Н.

Доводы, изложенные Петровым П.Н. в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка и спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Самары от 10 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Петрова П.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: