Судья : Иванова Е.Н. Дело № 33-9414
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 сентября 2010 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Акининой О.А.,
Судей: Кирюхиной Т.Н., Ефремовой Л.Н.
При секретаре Романовой О.Н.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Черепановой С.В. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 16 июля 2010 года, которым постановлено:
Иск Черепановой С.В. удовлетворить частично. Взыскать с Калугина А.С. в пользу Черепановой С.В. компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей и единовременное пособие по случаю потери кормильца за период с 31.05.2009 г. по 16.07.2010 г. в сумме 33 750 рублей.
Взыскать Калугина А.С. в пользу Черепановой С.В. в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца сумму 2 500 рублей ежемесячно, начиная с 16.08.2010 г. до совершеннолетия Черепанова А.А., Дата обезличена г.р., то есть до 15.12.2021 г.
Взыскать с Калугина А.С. в пользу Черепановой С.В. расходы по оплате услуг представителя в сумме 4 000 рублей и расходы по отправлению телеграмм в сумме 594 рубля.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., объяснения Черепановой С.В. и её представителя Карякина В.И., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Черепанова С.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Черепанова А.А., обратилась в суд с иском к Калугину А.С. о возмещении вреда по случаю потери кормильца в сумме 4000 рублей ежемесячно до совершеннолетия ребенка, компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей, расходов по оплате услуг представителя в сумме 8 000 рублей, расходов по отправлению телеграмм в адрес ответчика в сумме 594 рубля.
В обоснование исковых требований указано, что 30.05.2009 г. по вине Калугина А.С. погиб муж Черепановой С. В. и отец несовершеннолетнего Черепанова А.А. – Черепанов А.В.
Приговором Красноярского районного суда Самарской области от 25.09.2009 г. Калугин А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.З ст.73 УК РФ основное наказание Калугину А.С определено условным с испытательным сроком два года. Этим же приговором истица признана гражданским истцом с правом на удовлетворение иска в порядке гражданского судопроизводства.
Ссылаясь на то, что гражданским законодательством предусмотрено право истицы на обращение в суд с иском о возмещении вреда, причиненного в результате потери кормильца, в настоящее время истица получает небольшую заработную плату в размере 8 000 - 9 000 рублей, на ребенка пособие в размере 2 787 рублей 46 копеек, проживает матерью, являющейся пенсионеркой, потеря супруга, чьи доходы являлись основным источником существования семьи, значительно повлияла на уровень материальной обеспеченности семьи, Черепанова С.В. просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение, которое в кассационной жалобе Черепанова С.В. просит изменить в части размера компенсации морального вреда и ежемесячных выплат по случаю потери кормильца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п.2 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, на праве аренды ит. д.
Согласно п.2, п.З ст. 1083 ГК РФ, при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
В соответствии с п.1 ст. 1089 ГК РФ лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни.
Из материалов дела видно, что приговором Красноярского районного суда Самарской области от 25.09.2009 г., оставленного в силе определением судебной коллегии по уголовным делам Самарского областного суда от 02.12.2009 г., Калугин А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.З ст.73 УК РФ основное наказание Калугину А.С. считать условным с испытательным сроком два года
Судом установлено, что членами семьи погибшего Черепанова А.В. являлись его жена Черепанова СВ. и сын Черепанов А.А., Дата обезличена г., проживавшие совместно с Черепановым А.В. по адресу: Адрес обезличен, что подтверждено свидетельствами о заключении брака, рождении, справкой с места жительства от 05.06.2009 г. л.д.8,9,26).
Удовлетворяя исковые требования о компенсации морального вреда, суд обоснованно исходил из требований статей 151 и 1100 ГК РФ о денежной компенсации такового в случае причинения гражданину физических либо нравственных страданий.
Судебная коллегия полагает, что суд обоснованно принял во внимание, что ответчик Калугин А.В. является собственником транспортного средства- источника повышенной опасности, однако определяя размер компенсации морального вреда, суд не учел, что этот вред причинен виновными действиями Калугина А.В., за которые он осужден приговором суда, также не в полной мере оценены нравственные страдания членов семьи Черепанова А.В. – его жены и дочери, поэтому судебная коллегия полагает возможным увеличить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с Калугина А.С. до 200 000 рублей – по 100 000 рублей в пользу Черепановой С.В. и Черепанова А.А.
Судебная коллегия полагает законным решение суда в части взыскания с Калугина А.В. ежемесячных платежей в пользу Черепановой С.В. по случаю потери кормильца, в соответствии со статьей 1088 ГК РФ.
Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода), согласно статье 1086 ГК РФ определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.
В случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1089 ГК РФ лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, определенного по правилам статьи 1086 настоящего Кодекса, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты.
Поскольку погибший Черепанов В.А. не работал на момент смерти, то размер возмещения вреда подлежит исчислению в соответствии с п.4 статьи 1086 ГК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 14.11.2009 Г. № 925 установлена величина прожиточного минимума в целом по РФ, в том числе для трудоспособного населения 5607 рублей.
Размер подлежащего возмещению утраченного заработка в связи со смертью Черепанова В.А. составит 1869 рублей (5607 рублей : 3 членов семьи).
Поскольку ответчик в судебном заседании согласился выплачивать ежемесячно в счет возмещения вреда по 2500 рублей, что превышает сумму, рассчитанную в соответствии с законом, а запрета на увеличение размера возмещения вреда, действующее законодательство не содержит, то судебная коллегия считает правильным принятое решение в части взыскания ежемесячных платежей в размере 2500 рублей.
Доводы кассационной жалобы о неправильном исчислении размера компенсации по случаю потери кормильца не подтверждены доказательствами и не основаны на нормах материального права, поэтому не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 16 июля 2010 года по существу оставить без изменения.
Уточнить резолютивную часть решения, взыскав с Калугина А.С. в пользу Черепановой С.В. и Черепанова А.А. компенсацию морального вреда в сумме 200 000 рублей, по 100 000 рублей в пользу каждого.
Председательствующий
Судьи
Копия верна