Судья: Баринов М.А. Кассационное гр./дело: 33 - 9645
21 сентября 2010 г.
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего Акининой О.А.,
судей: Сорокиной Л.А., Ефремовой Л.Н.,
с участием прокурора Шабановой Ю.Н.,
при секретаре Романовой О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Русина В.В. на решение Октябрьского городского суда Самарской области от 10 сентября 2010г., которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении заявления Русина В.В. о признании незаконным Решения территориальной избирательной комиссии городского округа Октябрьск Самарской области от Дата обезличена г. Номер обезличен об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы г.о.Октябрьск Самарской области по одномандатному избирательному округу №7 и об обязании ТИК г.о.Октябрьск зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы г.о.Октябрьск по одномандатному избирательному округу №7.»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения Русина В.В. в поддержание доводов кассационных жалоб, возражения Алексеева Р.В. (представителя Территориальной избирательной комиссии г.о.Октябрьск),
заключение прокурора Шабановой Ю.Н., не поддержавшей жалобы,
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Русин Виктор Владимирович обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Номер обезличен Территориальной избирательной комиссии г.о.Октябрьск Самарской области (ТИК) от Дата обезличена года, которым ему оказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Октябрьск Самарской области по одномандатному избирательному округу №7.
При этом заявитель утверждал, что Дата обезличена года он сдал в ТИК необходимые документы для регистрации его в качестве кандидата.
Секретарём ТИК ему было выдано разрешение на открытие специального счёта в ОСБ Номер обезличен Адрес обезличен, однако лишь Дата обезличена года был открыт специальный счёт.
Дата обезличена года он сдал подписные листы с подписями избирателей. В указанных подписных листах были указаны избиратели не только с его избирательного округа №7, но и с других избирательных округов.
Дата обезличена года он узнал о том, что собрал подписи не тех лиц, в связи с чем, подготовил новые подписные листы с подписями избирателей только с его избирательного округа №7, и Дата обезличена года сдал указанные новые подписные листы в ТИК.
По мнению заявителя, поскольку Дата обезличена года является последним днём приёма документов, поэтому он успел сдать новые подписные листы с подписями избирателей именно с избирательного округа №7, что закон не запрещает.
По утверждениям заявителя, он предоставил соответствующий документ о среднем техническом образовании, что подтверждается распиской Самарского государственного университета(в котором он обучается в настоящее время) о приёме его диплома о средне-техническом образовании; данную расписку СГУ он сдал в ТИК, копию диплома он не представлял.
В заявлении в ТИК он указал все места работы, в том числе, в ИП « Р», однако какого-либо документа в подтверждение не представил, а также не представил доходы, так как в качестве индивидуального предпринимателя в Дата обезличена году не работал. Он не указал вид транспортных средств, так как из марки автомобилей видно, что это - легковые автомобили.
Заявитель просил суд признать незаконным решение ТИК от Дата обезличена года незаконным и обязать ТИК зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы г.о.Октябрьск по одномандатному округу №7.
Представитель Территориальной избирательной комиссии г.о.Октябрьск утверждал о необоснованности требований заявителя.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах Русиным В.В. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона № 67-ФЗ определено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
На основании подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, одним из оснований для отказа в регистрации кандидата, является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Закон Самарской области от 8 июня 2006 г. №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», регулирующий порядок организации и проведения выборов депутатов Думы г.о.Октябрьска Самарской области, содержит аналогичные нормы относительно сбора подписей избирателей в поддержание выдвижения кандидатов (статья 36), проверки соблюдения порядка сбора подписей оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (статья 37), регистрации кандидатов (статья 38).
В соответствии с п.2 ст.36 и п.3 ст.38 указанного Закона № 57-ГД Самарской области, для регистрации кандидата в депутатов Думы необходим сбор подписей в поддержку выдвигаемой кандидатуры, зарегистрированными на территории того же избирательного округа, в котором кандидат дает согласие на выдвижение, в количестве 2(два) процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирателя округа, но не может быть менее десяти.
В силу части 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002г., при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием отказа в регистрации кандидата является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в. 1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
Аналогичные положения содержат пункты 3 и 5 ст.33, подпункт 2.1 пункта 2 и пункт 9 ст.38 Закона Самарской области №57-ГД от 08.06.2006 года «О выборах депутата представительного органа муниципального образования».
Как следует из материалов дела, Решением Думы г.о.Октябрьск четвёртого созыва №471 от 21.07.2010г. назначены очередные выборы депутатов Думы г.о.Октябрьск
- на 10 октября 2010 года.
Решение Думы г.о.Октябрьск четвёртого созыва опубликовано в городской газете « О» №55-56 от 24.07.2010 года.
Дата обезличена года заявитель Русин В.В. подал в Территориальную избирательную комиссию(ТИК) г.о.Октябрьск заявление о выдвижении кандидатом в депутаты Думы г.о.Октябрьск по одномандатному избирательному округу №7.
В дальнейшем в избирательную комиссию им были представлены документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Дата обезличена года за Номер обезличен ТИК г.о.Октябрьск выдала письменное извещение Русину В.В. о выявленных неполноте сведений и несоблюдение требований закона к оформлению документов, которое выразилось в следующем:
-в представленном заявлении и согласии баллотироваться неверно указано наименование избирательной комиссии, которая полномочна в приёме документов на выдвижение и регистрацию от кандидатов в депутаты Думы г.о.Октябрьск Самарской области 5 созыва;
-сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супруге кандидата) на праве собственности, о вкладах в банке, ценных бумагах оформлены не в соответствии с требованиями законодательства
-наименование общественной организации указано не в соответствующее свидетельству о внесении записей в ЕГРЮЛ,
-отсутствует первый финансовый отчёт о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, учёт поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата.
Оспариваемым заявителем Решением Номер обезличен Территориальной избирательной комиссии г.о.Октябрьск от Дата обезличенаг. «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы г.о.Октябрьск Самарской области по одномандатному избирательному округу №7…», Русину В.В. отказано в регистрации по следующим основаниям:
- не представлены копия трудовой книжки с места работы, справка с места учёбы, копия диплома об образовании,
-срок представления документов о размере и об источниках дохода не выдержан и представлен в день заседания ТИК,
- в графе доходы - не представлены доходы ИП Русин В.В., не указано полностью место нахождения объектов недвижимости, не указан вид транспортного средства,
- 83% от общего количества подписей в подписных листах являются недействительными,
- не создан собственный избирательный фонд в период после письменного уведомления о выдвижении до представления документов для регистрации, не представлен первый финансовый отчёт.
Судебная коллегия полностью соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Территориальная избирательная комиссия г.о.Октябрьск правомерно отказала Русину В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы г.о.Октябрьск по одномандатному избирательному округу №7, так как у заявителя отсутствует достаточное количество голосов избирателей для его регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Так, Решением Номер обезличен ТИК г.о.Октябрьск от Дата обезличенаг. было определено, что в поддержку кандидата по 7 избирательному округу г.о.Октябрьск должно быть собрано 26 действительных и достоверных подписей, необходимых для регистрации.
Судом первой инстанции и Территориальной избирательной комиссией г.о.Октябрьск установлено, что в поддержку кандидата в депутаты Думы г.о.Октябрьска по избирательному округу №7 Русиным В.В. из 30 подписей, подано 5 подлинных подписей и признаны недействительными 25 подписей, так как данные избиратели не обладали активным избирательным правом в одномандатном избирательном округе №7 (то есть, место их регистрации расположено вне границ указанного округа № 7). Кроме того, в указании места жительства всех собранных подписей в подписных листах кандидата Русина В.В. отсутствуют сведения о месте их жительства.
Доводы Русина В.В. о том, что Дата обезличенаг. он впервые сдал подписные листы, после чего сам обнаружил недействительные подписи и Дата обезличенаг. (в последний день) своевременно принёс на замену новые подписные листы с подписями избирателей, зарегистрированных только в избирательном округе № 7 г.о. Октябрьск, судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание, поскольку нормами действующего избирательного законодательства не предусмотрена замена одних подписных листов с подписями избирателей на другие подписные листы с подписями избирателей; допускается лишь внесение уточнений и дополнений в документ или заменить представленный документы, содержащие сведения о самом кандидате.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что Дата обезличена года он первоначально сдал подписные листы с подписями избирателей, в том числе с других избирательных округов, а Дата обезличенаг. были сданы новые подписные листы с подписями избирателей только с избирательного округа №7, не могут быть основанием для отмены решения суда по изложенным выше мотивам.
Судебная коллегия полностью соглашается также с выводами суда первой инстанции о том, что Территориальная избирательная комиссия г.о.Октябрьск правомерно отказала Русину В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы г.о.Октябрьск по тем основаниям, что в нарушение вышеприведенных норм избирательного законодательства, заявителем не были представлены справка с места учёбы и копия диплома об образовании.
Так, заявителем в ТИК не были представлены копия диплома о средне-техническом образовании, справка о его учёбе в Самарском государственном университете(СГУ).
Доводы кассационной жалобы Русина В.В. о том, что он предоставил в ТИК справку-вызов из СГУ и расписку о сдаче в Самарский государственный университет диплома о среднем техническом образовании, не могут быть основанием для отмены решения суда, так как заявителем в ТИК не были представлены предусмотренные законом документы, свидетельствующие о его образовании, а именно: копия диплома о средне-техническом образовании и справка о его учёбе в Самарском государственном университете.
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что Территориальная избирательная комиссия г.о.Октябрьск Самарской области правомерно отказала Русину В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы г.о.Октябрьск.
Решение суда является законным и обоснованным и не имеется правовых оснований для его отмены, поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка и дело по существу разрешено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы кассационных жалоб Русина В.В., направленных на переоценку имеющимся по делу доказательствам, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского городского суда Самарской области от 10 сентября 2010г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Русина В.В. - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
СУДЬИ: