Оспаривание решения органа кадастрового учета.



Судья: Рогов Н.А. Кассационное гр./дело: 33 - 9576 Кассационное определение

21 сентября 2010 г.

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

в составе: председательствующего: Гороховика А.С.,

судей: Кирюхиной Т.Н., Ефремовой Л.Н.,

при секретере Мякотиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Автономной некоммерческой организации(АНО) «Самарская городская служба землеустройства» на решение Богатовского районного суда Самарской области от 15 июня 2010г., которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Корнева С.Ф. и Корневой С.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании решения органа кадастрового учета об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка - отказать

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., пояснения Корнева С.Ф. в поддержку кассационной жалобы АНО «Самарская городская служба землеустройства»,

судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заявители - Корнев С.Ф. и Корнева С.И. (сособственники земельного участка) обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управления Росреестра по Самарской области), которым(решением) им отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2025,00 кв.м., расположенного по адресу: Адрес обезличен, принадлежащего заявителям на праве общей совместной собственности на основании Свидетельства от Дата обезличенаг. о государственной регистрации права, серии Номер обезличен.

При этом, заявители утверждали, что в Дата обезличена между заявителями и смежным землепользователем ФИО6 возник спор относительно местоположения границы, разделяющей принадлежащие им смежные земельные участки.

Решением Богатовского районного суда Самарской области от 29 октября 2009 года определено местоположение общей границы между принадлежащими заявителям Корневыми и ФИО6 смежными земельными участками, согласно границам и координатам межевого дела от Дата обезличена Номер обезличен

По утверждениям Корневых, в Дата обезличена Автономная некоммерческая организация(АНО) «Самарская городская служба землеустройства» по заказу заявителей подготовила межевой план.

Дата обезличена года заявители с указанным межевым делом обратились в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости, однако Дата обезличена года решением органа кадастрового учета заявителям Корневым было отказано в учете изменений объекта недвижимости по основаниям несоответствия требованиям закона представленных документов.

После устранения кадастровым инженером выявленных несоответствий заявители Корневы повторно - Дата обезличена года обратились с межевым делом в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении кадастрового учета принадлежащего им земельного участка.

Дата обезличена года решением органа кадастрового учета им вновь отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка по тем основаниям, что при уточнении границ земельного участка нарушен установленный законом порядок согласования местоположения границ земельных участков и межевой план не соответствует Приказу Минэкономразвития № 412 от 24.11.2008.

Корневы не согласны с оспариваемым решением, так как со стороны кадастрового инженера не допущено нарушений как порядка согласования местоположения границы смежных земельных участков, так и других указанных в оспариваемом решении нарушений.

Корневы просили суд: -признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от Дата обезличенаг. об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка незаконным;

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области уточнить границы принадлежащего им (Корневым) земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен на основании информации Межевого плана от Дата обезличена года, оформленного АНО «Самарская городская служба землеустройства».

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области иск не признал.

Из письменного отзыва заинтересованного лица - кадастрового инженера АНО «Самарская городская служба землеустройства» следует, что кадастровым инженером АНО «Самарская городская служба землеустройства» были надлежащим образом выполнены кадастровые работы по уточнению местоположения границы и площади земельного участка Корневых.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представителем АНО «Самарская городская служба землеустройства» ставится вопрос об отмене решения суда, в том числе, по тем основаниям, что они не были извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона «О государственном кадастре недвижимости», осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Согласно ст. 16 указанного Закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее: постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее: снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 данного закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых, указанных в законе, сведений осуществляются, если иное не установлено Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

В статье 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» перечислены основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, включая случай, когда заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного закона. Если орган кадастрового учета принял решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по этому основанию, то такое решение, согласно правилу ч. 8 ст. 27 Закона о государственном кадастре недвижимости, должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

Согласно ч. 5 ст. 27 указанного Закона, при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с данным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

В силу ч. 13 ст. 27 Закона, решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Статьей 39 Закона определен порядок согласования местоположения границ земельных участков. Так, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, а в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями(при наличии таких сведений). либо опубликовываться в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Такое опубликование допускается только в определенном случае, включая отсутствие в государственном кадастре сведений о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получение извещения о проведении собрания о согласованности местоположения границ, направленного заинтересованному лицу посредством почтового отправления с отметкой о невозможности его вручения.

Порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, согласно п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должен определяться уставом муниципального образования.

Поскольку принадлежащий Корневым земельный участок находится на территории муниципального образования - «муниципальный район Адрес обезличен», при определении источника официального опубликования извещения руководствоваться следует положениями Устава муниципального района Адрес обезличен, согласно п. 4 ст. 41 которого, на территории муниципального района Богатовскии печатным средством массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов является районная газета «Красное знамя».

Наряду с этим, содержащееся в представленном межевом плане извещение было опубликовано в Самарской областной общественно-политической газете « В» л.д. 32).

Частью 9 ст. 39 Закона «О государственном кадастре недвижимости» определено, что в извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны;

1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

Как следует из материалов дела, Корневым С.Ф. и С.И. на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2025,00 кв.м., расположенный по адресу: Адрес обезличен, что подтверждается Свидетельством от Дата обезличенаг. о государственной регистрации права.

Автономная некоммерческая организация(АНО) «Самарская городская служба землеустройства» изготовила для Корневых межевой план для осуществления государственного кадастрового учета.

Дата обезличена года Корневы обратились с межевым делом в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении кадастрового учета принадлежащего им земельного участка.

Дата обезличена года оспариваемым Корневыми решением органа кадастрового учета им отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка по тем основаниям, что при уточнении границ земельного участка нарушен установленный законом порядок согласования местоположения границ земельных участков и межевой план не соответствует Приказу Минэкономразвития № 412 от 24.11.2008г.

Суд обоснованно признал, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управления Росреестра по Самарской области) Корневым обоснованно отказано в осуществлении государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка по следующим основаниям.

Так, в опубликованном в газете « В» от 11.12.2009 № 460(26919) Извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка, в нарушение требований Закона «О государственном кадастре недвижимости», не указан кадастровый номер земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, а также кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены соответствующие земельные участки; не предусмотрена возможность ознакомления с проектом межевого плана до дня проведения собрания о согласовании местоположения границ земельного участкал.д. 32).

Согласно ч. 12 ст. 38 Закона, форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Таким органом (согласно Постановлению Правительства РФ № 437 от 05.06.2008г. «О Министерстве экономического развития Российской Федерации») является Министерство экономического развития РФ, наделенное полномочиями, в том числе по нормативно-правовому регулированию формы и требований к подготовке документов, оформляемых в процессе кадастровых работ, включая межевой план.

Приказом Министерства экономического развития РФ № 412 от 24.11.2008г. утверждены форма межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков.

В соответствии с п. 41 Требований к подготовке межевого плана (утвержденных указанным Приказом Минэкономразвития РФ № 412 от 24.11.2008г.) в случае, если договором подряда на выполнение кадастровых работ предусмотрено составление межевого плана, включающего сведения о частях земельного участка, занятых зданиями, сооружениями или объектами незавершенного строительства, реквизит «4» раздела «Исходные данные» заполняется независимо от наличия в ГКН сведений о таких объектах недвижимости.

В данном случае в реквизите «4» раздела «Исходные данные» указываются: наименование (вид) расположенных на земельном участке объектов недвижимости и данные, позволяющие идентифицировать такие объекты (например, государственный учетный номер, присвоенный объекту недвижимости органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, условный номер, присвоенный органом, осуществившим государственную регистрацию права на такой объект и т.д.).

Судом установлено, что в нарушение п. 41 Требований к подготовке межевого плана, в представленном заявителями в орган кадастрового учета межевом плане в указанном разделе не указаны наименование и вид расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:13:0201003:33 объектов недвижимости л.д. 13).

Пунктом 62 Требований к подготовке межевого плана определен порядок заполнения графы «Характеристика части» раздела «сведения об уточняемых земельных участках и их частях» в случае, если образование части земельного участка связано с наличием на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объектов недвижимости, в графе «Характеристика части» указываются:

слова «Часть земельного участка занята объектом недвижимости»; сведения об объекте недвижимости, включенные в реквизит «4» раздела «Исходные данные» межевого плана в соответствии с п. 41 Требований к подготовке межевого плана.

То есть указанная графа раздела «сведения об уточняемых земельных участках и их частях» также должна заполняться независимо от наличия в ГКН сведений о таких объектах недвижимости с указанием наименования (вида) расположенных на земельном участке объектов недвижимости и данных, позволяющих идентифицировать такие объекты (например, государственный учетный номер, присвоенный объекту недвижимости органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, условный номер, присвоенный органом, осуществившим государственную регистрацию права на такой объект и т.д.

Судом установлено, что в графе «Характеристика части» раздела «сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана заявителей не отражены данные, позволяющие идентифицировать расположенные на земельном участке объекты недвижимости л.д. 19).

В соответствии с п. 68 и п. 69 Требований к подготовке межевого плана в графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана должны приводится сведения о правообладателях смежных земельных участков, включая в отношении физического лица - фамилию, имя и отчество (отчество указывается при наличии); вид права; адрес для связи с правообладателем смежного земельного участка. При отсутствии в сведениях государственного кадастра недвижимости, на основе которых подготовлен межевой план, информации о правообладателях смежных земельных участков, указанные сведения вносятся в межевой план на основании представленных правообладателями смежных земельных участков документов о правах на земельные участки, в том числе выписок о зарегистрированных правах (ограничениях (обременениях) прав), выданных органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Судом установлено, что в представленном заявителями в орган кадастрового учета межевом плане не указан вид права ФИО6 на принадлежащий ей смежный земельный участок и сведения о других правообладателях смежных земельных участков (л. д. 21).

Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им

надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителями решение принято с соблюдением требований действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителей, в связи с чем, не обоснованны требования заявителей о признании указанного решения незаконным и о возложении обязанности на органа кадастрового учета уточнить границы принадлежащего Корневым земельного участка.

Решение суда является законным и обоснованным и не имеется правовых оснований для его отмены, так как судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка и дело по существу разрешено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доводы кассационной жалобы представителя АНО «Самарская городская служба землеустройства» о том, что они не были извещены о времени и месте рассмотрения дела, не обоснованны, так как опровергаются материалами делал.д.97).

Другие доводы кассационной жалобы, направленных на переоценку имеющимся по делу доказательствам, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Богатовского районного суда Самарской области от 15 июня 2010г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя АНО «Самарская городская служба землеустройства» - без удовлетворения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

СУДЬИ: